Аничков Евгений Васильевич

215

Аничков, Евгений Васильевич, историк литературы и критик. Родился в дворянской семье Новгородской губернии в 1866 году. Студенческие занятия, с самого начала сосредоточенные на предметах преподавания профессора А.Н. Веселовского , были прерваны арестом А. По политическим мотивам и необходимостью уехать из Петербурга. В 1892 году он окончил историко-филологический факультет, с печатной работой. "Микола Угодник и св. Николай" ("Записки Неофил. Общества", № 2). С 1895 года, по выдержании магистерского экзамена, состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете. Несколько раз был посылаем с ученой целью за границу. В 1899 году А. Покидает Россию. Участвует в основании русской Высшей Школы в Париже.

Все время поддерживая научные сношения с А.Н. Веселовским, выступая последователем и отчасти продолжателем его идей (см. Обширный этюд. "Историческая поэтика Веселовского" в сборнике Лезина, "Вопросы теории и психологии творчества"), А. В то же время изучает провансальский язык (в области которого ему удается установить склонение molher), берется за обработку не изданного материала по литературной истории Арраса в XIII веке (см. "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1900, февраль), предваряя издание Jean Roy и Guy ("Les dits et les chansons d'Arras"), печатает мелкие филологические работы в "Litteraturblatt f. Germ. U. Roman. Philologie" и в "Romania", а в Лондоне, где еще в 1894 году появился в журнале "Foiklore" его этюд "St.

Nicolas and Artemis" (русская обработка в "Зап. Вост. Отд. Археологического Общества", 1895, IX), ведет спор с представителями школы Andrew Lang'a, защищая учение о заимствованиях и наслоениях в обряде и мифе против односторонностей сравнительно-этнографической доктрины о параллелизме и аналогии самобытного племенного творчества. По возвращении в Россию, А. Привлекается к суду по политическому делу и проводит 13 месяцев в одиночной камере. Выйдя в 1904 году из тюрьмы, защищает двухтомную диссертацию. "Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян", удостоенную Академией Наук Уваровской премии и оцененную за границей как выдающийся труд (см. Deubner, в "Archiv f. Religions-Wissenschaft", IX, 276 - 304), получает приглашение прочесть курс лекций (Ilcester Lectures) о народной песне в Оксфордском университете.

Читает лекции и в С.-Петербургском университете и на высших женских курсах. Написанные им тогда же критические статьи собраны в 2 тома под заглавием "Предтечи и современники на Западе и у нас" (СПб., 1910). В 1907 и 1908 годах А. Отбывает новое 13-месячное одиночное заключение за участие в крестьянском союзе. По освобождении печатает новый большой труд "Язычество и древнерусская проповедь", с приложением критически изданных текстов, увенчанный Ахматовской академической премией и обрисовывающий возникновение былинного эпоса, у нас и на Западе, из бытовых условий периода уже христианского. К теме о русском язычестве, сводимом А. К племенным культам, относится также доклад "Old russian pagan Cults" (в "Transactions of the III Congress for the History of Religion", Оксфорд, 1909).

Интеллектуальный облик А. Характеризуется своеобразным совпадением общественных и теоретических интересов. Убежденный как историк в непреложности своей формулы о повороте культурно-исторического движения с запада на восток, склоняясь в своих социологических взглядах скорее к марксизму, А. Все же народник искони и по существу. Он и фольклорист потому, что все корни его личного и общественного сознания лежат в деревенском быту. К изучению обряда и верования приводит его не один Веселовский, но вместе и Глеб Успенский , а именно народный календарь во "Власти Земли". "Реалистический символизм", т. Е. Реализм, предполагающий ноуменальное в явлении, как высшую и реальнейшую реальность, - делается лозунгом его критических статей.

В "Весенней песне" он старается на конкретном материале утвердить новое (от Гюйо, Грооса, Бюхера идущее) воззрение на происхождение искусства. По этому воззрению искусство возникло не из игры (как думали Шиллер, Спенсер и отчасти сам Веселовский), а из практической потребности. Вооруженный данными, добытыми религиозно-историческими и этнографическими исследованиями Маннгардта, Фрезера, А. Ланга, и проникнутый, с другой стороны, представлениями Веселовского о первобытном искусстве как искусстве "синкретическом", А. Точнее определяет эту потребность, породившую искусство, усматривая начало песни в обрядовом действе и неразлучной с ним обрядовой магии (ср. Статью "О происхождении поэзии" в "Вестнике Самообразования", 1905, № 41 и 42).

В упрек исследованию А. Можно поставить разве лишь то, что он останавливается как бы на пороге обряда и не продолжает изыскания в целях ближайшего раскрытия истории культового действия, - например, не раскрывает элементов жертвы там, где ее первоначальная наличность очевидна по обрядовым пережиткам и т. П. Сотрудником "Энциклопедического Словаря" Брокгауза-Ефрона как в первом, так и в его настоящем издании А. Является по отделу всеобщей литературы. Автобиографию и библиографию см. В "Критико-биографическом Словаре" С.А. Венгерова , т. VI. Вяч. Иванов..

Значения в других словарях
Аничков Виктор Михайлович

Аничков (Виктор Михайлович) - генерал-майор, воспитанник и с 1859 по 1873 годы профессор Николаевской Академии генерального штаба по кафедре Военного хозяйства, родился 1830 год, умер в январе 1877 года от душевной болезни. Автор книг. "Описание осады и обороны Севастополя" (1856 год), "Военное хозяйство" (1860) и "Справочная книга для нижних чинов, заведующих в частях войск продовольственной частью" (1871).. ..

Аничков Дмитрий Сергеевич

Аничков, Дмитрий Сергеевич, профессор (умер в 1788 году). Учился в семинарии Троицкой Лавры и в Московском университете. С 1765 года читал в университете философию и метафизику. Занимал в обеих университетских гимназиях место инспектора. Главные его труды. "Курс чистой математики" - первый оригинальный на русском языке, "Арифметика", "Алгебра", "Геометрия", "Теоретическая и практическая тригонометрия", "Начальные основания фортификации и артиллерии". Эти руководства долго служили учебниками для ..

Аничков Иван

Аничков (Иван) - первый русский преподаватель практического русского законоискусства в Московском университете. В 1783 - 86 годах А. "в обыкновенные дни от 4 до 6 часов упражнялся в показании практической русской юриспруденции и судопроизводства студентам юридического факультета".. ..

Аничков-платонов Иван Николаевич

Аничков-Платонов, Иван Николаевич (умер в 1864 году), духовный писатель, священник, магистр Московской духовной академии, в которой преподавал церковное красноречие и церковное право. Главные труды. "Рассуждение о крестных ходах православной церкви" (1842), "О благословениях ветхозаветных и новозаветных" (1848), "О смерти и состоянии душ по разлучении от тел", "Chrestomathia latina" (1861, вместе с А.Ф. Кирьяковым ).. ..

Дополнительный поиск Аничков Евгений Васильевич Аничков Евгений Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аничков Евгений Васильевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аничков Евгений Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 26 символа