Антоний (алексей Павлович Храповицкий)

269

Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), известный церковный деятель и писатель, сын новгородского помещика, военного генерала, героя войны 1877 - 1878 годов. Родился в 1864 году. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он, по окончании курса в гимназии, поступил в Петербургскую духовную академию. К концу 4-го курса принял монашество. Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885 - 86). В 1886 - 87 году А. Был преподавателем гомилетики, литургики и каноники в холмской духовной семинарии. В 1887 году был избран исправляющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета и защитил диссертацию на степень магистра богословия.

"Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887, изд. 2-е, 1888). В 1889 году назначен исправляющим должность инспектора Петербургской духовной академии. В 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала в петербургской духовной семинарии, а через несколько месяцев - в Московской духовной академии. В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию. В 1897 году был рукоположен в епископа и в 1900 году сделался епископом уфимским, в 1902 году архиепископом Волынским. - Изданное в Казани в 1900 году полное собрание сочинений А. В 3-х томах позволяет составить о нем, как о писателе, довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей.

Факт свободы воли здесь доказывается из данности его в нашем сознании и самосознании. Другой ученой работой А., выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. Пророка Михея" (СПб., 1891). Оно не вошло в собрание сочинений. Отдав дань науке, А. В остальных своих писаниях выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой по местам резкой развязности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижный ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши буквально целые годы просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", - восклицает в своих воспоминаниях один из них, - "это древнегреческая академия.

Здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко так и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка. А. Первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Богословские воззрения А. Вообще не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающего его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами (т. I, 73 и сл. III, 385). Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией и призвал к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг.

Он подчеркнул общественную миссию церкви и, применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества. Общее мировоззрение автора - определенно славянофильское, обостренное принципиальным аскетизмом, доходящим до симпатий монофизитству ("Чем отличается православная вера от западных исповеданий", СПб., 1901, стр. 5 - 6). Неправильно представление о переменах во взглядах архиепископа А. За последнее время. Это - недоразумение многочисленных его учеников, ошибочно отожествлявших свой юношеский гуманизм с славянофильско-аскетическим энтузиазмом своего учителя. На самом деле А., начиная с первых своих литературных выступлений, оставался всегда себе равен.

Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов. Основные начала мировоззрений архиепископа А. Сводятся к следующей простой диаде. "Православная вера есть вера аскетическая", а все мирское строительство около нее принадлежит самодержавному царю православному. Отсюда его идейные враги - все идеологи светской культуры (в числе их оказался и В.С. Соловьев ), интеллигенты ("Слово о страшном суде и о современных событиях", - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1905), конституционалисты ("Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу", - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1907), Л.Н. Толстой ("Нравственное учение в сочинении Толстого.

"Царствие Божие внутри вас пред судом учения Христова", изд. 3-е, М., 1902), римский католицизм - это "злая и душепагубная ересь" ("Окружные послания к духовенству волынской епархии" 1902, 1905, 1906), защитники свободы вероисповеданий ("Заявление о свободе вероисповедания в VI отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906", Почаев, 1906). Его друзья - деятели типа К.П. Победоносцева ("Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 года". - "Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1906) и простой русский народ, с его православным "бытом" (Сочинения т. III, стр. 394). "О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви" ("Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1906). "Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря" (М., 1909).

Архиепископ А. Не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам ("Слово о кишиневских событиях", Кишинев, 1903, и Одесса, 1903), ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения (Сочинения, т. III, стр. 216 - 217). - Из других сочинений А. Выдаются еще. "Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы" ("Волынские Епархиальные Ведомости" и отдельно, 1903). "Нравственный смысл основных христианских догматов" (Вышний Волочек, 1906). "О православном пастырстве" (М., 1906). "Сын человеческий" ("Богословский Вестник", № 11, 1903). Много проповедей и статей его напечатано в "Волынских Епархиальных Ведомостях", "Церковных Ведомостях", "Миссионерском Обозрении" и "Колоколе". А. Карташев..

Значения в других словарях
Антонелли Дмитрий Иванович

Антонелли, Дмитрий Иванович (1791 - 1842), портретист и исторический живописец, ученик в Академии Художеств Гр. Ив. Угрюмова . Звание академика получил за портрет ректора скульптуры И.П. Мартоса , находящийся в собрании портретов членов Академии Художеств. Писал образа для церквей, фресковые украшения для комнат Большого царскосельского дворца и прочее.. ..

Антоний

Антоний, архимандрит Муромского Спасского монастыря, расколоучитель XVII века, близкий к первым деятелям раскола. Он писал о перстосложении и послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Никоне , прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, "яко у царя тако поют". Вызванный на суд собора 1666 года, А. Принес покаяние, но был сослан для исправления в Кириллов-Белозерский монастырь.. ..

Антоний (архиепископ Новгородский)

Антоний, архиепископ новгородский в последних годах XII или в первых XIII века. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х годах преподобным Варлаамом Хутынским . Будучи еще мирянином, как светский паломник, нося тогда имя Добрыни Андрейковича, отправился в Царьград и к Святым местам и оставил после себя весьма любопытные записки о своем путешествии. По возвращении выбран вместо изгнанного владыки Митрофана архиепископом новгородским (1212). С 1219 года, по восстановлении предшественника, у..

Антоний (в Миру Александр Васильевич Вадковский)

Антоний, в миру Александр Васильевич Вадковский (родился в 1846 году), духовный писатель и церковный деятель, сын протоиерея Тамбовской губернии. По окончании курса в Казанской духовной академии преподавал в ней гомилетику и пастырское богословие, был инспектором Казанской, затем Санкт-Петербургской духовной академии. В 1887 году А. Был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии с возведением в сан епископа выборгского, викария санкт-петербургской епархии. В 1892 году назначен архие..

Дополнительный поиск Антоний (алексей Павлович Храповицкий) Антоний (алексей Павлович Храповицкий)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антоний (алексей Павлович Храповицкий)" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антоний (алексей Павлович Храповицкий), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 38 символа