Надеждин Николай Иванович

228

Надеждин, Николай Иванович - ученый и критик (1804 - 56), сын священника, воспитанник Московской духовной академии. Был преподавателем в рязанской духовной семинарии, потом домашним наставником в Москве. Уже в академии Н., под руководством Ф.А. Голубинского , познакомился с немецкой философией, из которой, по его собственным словам, почерпнул взгляд на историю человечества как на процесс выработки идей, под влиянием условий, времени и места. Сойдясь с Каченовским (см.), Н. Написал для "Вестника Европы" статью о торговых поселениях итальянцев на северном Черноморье, затем, с 1828 по 1830 год - ряд критических статей по современной литературе. В 1830 году Н. Сотрудничал в "Московском Вестнике" Погодина , в 1831 году основал журнал "Телескоп", при котором, в качестве приложения, издавалась "Молва".

Диссертация его о романтической поэзии ("De poeseos. Quae Romantica audit, origine, indole et fatis", М., 1830. Извлечения из нее - в первых книжках "Вестника Европы" и "Атенея", того же года), написанная на степень доктора по словесному факультету, находилась в связи с его критическими статьями в "Вестнике Европы". В 1832 - 35 годах Н., в звании ординарного профессора, читал в Московском университете теорию изящных искусств, археологию и логику. Его лекции были блестящими импровизациями, производившими глубокое впечатление на слушателей, хотя некоторые из них и находили впоследствии в чтениях Н. Отсутствие серьезного содержания. В 1836 году "Телескоп" был запрещен за "Философические письма" Чаадаева, а Н.

Сослан в Усть-Сысольск. Этим закончилась деятельность его как критика и публициста. Уже в первой своей критической статье. "Литературные опасения за будущий год", появившейся в № 21 и 22 "Вестника Европы" 1828 года за подписью. "Экс-студент Никодим Надоумко", Н. Выступил с резким отрицанием всей тогдашней литературы, находя, что в прославленных поэмах того времени нет и тени художественного единства, нет идеи, нет лиц, ясно понятых самим автором, нет выдержанных характеров, нет и действия. Все бессвязно, вяло, бледно и натянуто, несмотря на кажущийся блеск и жар. Выступая против господствовавшего тогда в нашей литературе романтизма, Н. Доказывал, что и классицизм, и романтизм имели крупное историческое значение, представляя две стороны развития человеческого духа и являясь в то же время отражением двух различных миров - античного и средневекового.

Новейший же французский романтизм так же мало похож на романтизм средних веков, как псевдоклассическая литература на греческую, и является жалкою подделкою под истинный романтизм, возрождение которого в наше время столь же нелепо, как и восстановление классицизма. Являясь последователем Шеллинга, Н. В числе тезисов своей диссертации выставил известное положение. "где жизнь, там и поэзия". Он утверждал, что творческая сила есть не что иное, как "Жизнь, воспроизводящая саму себя". Говорил об идее, как о душе художественного произведения, о художественности, как о сообразности формы с идеею. Рассматривал литературу, как одно из частных проявлений общей народной жизни. Требовал, чтобы она сознала свое назначение - быть не праздною игрою личной фантазии поэта, а выразительницей народного самосознания.

Бедность нашей поэзии Н. Приписывал недостатку серьезной и сильной общественной жизни. На вопрос о том, дает ли русская старина поэтический материал для обновления народного духа в литературе, Н. Отвечает отрицательно. История удельной Руси представляет собою период чисто физического расширения, лишенный действительной жизни. Последняя требует "могущественного начала духа", которого тогда не было. В московском периоде физиономия русской народности еще не установилась. Это только подготовительная ступень к действительно государственной истории, открываемой Петром Великим . Что касается народной литературы, то в древнем периоде русской истории ее не было, потому что народный язык не подвергался литературной обработке.

Св. Писание было принесено к нам на церковно-славянском языке, на котором и возникла у нас письменность. Народная речь долго поэтому не могла развиться "в живую народную словесность". Обращаясь к современности, Н. Спрашивал. "как быть литературе русской, когда нет еще языка русского". Улучшению языка может содействовать более широкая литературная жизнь и критика. Лексическому его обогащению должны послужить родственные славянские языки, синтаксическому улучшению - народная песня, поговорка, прибаутка. В баснях Крылова и романах Загоскина Н. Видел первые и блестящие опыты возведения простонародного языка на ступень литературного достоинства. Начав писать в журнале Каченовского, который находился тогда в полном пренебрежении, считался защитником всего устарелого и бездарного в литературе, врагом всего современного и даровитого, Н.

Приобрел репутацию зоила и педанта, сделался предметом едкой критики Полевого и колких эпиграмм Пушкина ("Притча", "Мальчишка Фебу гимн поднес"). Вскоре, однако, Пушкин понял, что в злейшем его враге кроется преданнейший друг, и поместил в "Телескопе" известную полемическую статейку под псевдонимом Феофилакта Косичкина. "Телескоп" продолжал развивать идеи, выраженные Н. В его ранних статьях, но имел ограниченный успех. Критика его долго не проникала в публику. На крупное значение Н. В истории русской литературы впервые указал лишь в год его смерти Чернышевский ("Очерки гоголевского периода русской литературы", в "Современнике" 1855 - 56 годы. Отдельно издан, Санкт-Петербург, 1892), приписывающий ему значение учителя и образователя Белинского .

Некоторые отрицают преемственную связь между Белинским и Н. Правильное решение между двумя крайностями заключается, по мнению П.Н. Милюкова ("Русская Мысль", 1895, № 4), в том, что Н. Примкнул к умственному движению, выразившемуся в шеллингизме, но опоздал принять ближайшее участие в выработке основных идей нового миросозерцания, представителями которого уже в средине 1820-х годов были у нас Велланский , Галич , Давыдов , М.Г. Павлов , Веневитинов , князь В.Ф. Одоевский . Во всяком случае нельзя не признать, что именно под влиянием Н. Литературная критика перестала ограничиваться беглыми заметками, основанными на личных впечатлениях, а не на теоретических началах. Даже враги Н. (например, "Телеграф" Полевого) незаметно для самих себя стали повторять его мысли и вместе с тем распространять их в обществе, подготовляя почву для усвоения критики Белинского.

Н. - один из талантливейших русских людей. Обширные сведения, исторические, богословские и литературные, соединялись в нем с большим остроумием и сильным теоретическим умом. Несимпатичной его чертой был "приторный патриотизм", приводивший его к таким выходкам, как опоэтизирование русского кулака. Он повторял обычную фразеологию тогдашней официальной народности и развивал бюрократические взгляды на народ, не всегда в согласии с основными своими воззрениями. Вообще он не отличался твердостью убеждений. В ссылке Н. Пробыл год, написав за это время около ста статей для "Энциклопедического Словаря" Плюшара и несколько замечательных исследований для "Библиотеки для Чтения" 1837 год ("Об исторической истине и достоверности", "Опыт исторической географии русского мира").

Затем он прожил несколько лет в Одессе, работая по истории юга России в "Одесском обществе любителей истории и древностей". В 1840 - 1841 годах Н., по поручению Д.М. Княжевича , совершил обширное путешествие по славянским землям и в венских "Jahrbucher fur Litteratur" (1841 год, т. XCI) поместил статью о наречиях русского языка. В 1843 году Н. Сделался редактором "Журнала Министерства Внутренних Дел", в котором напечатал ряд ценных трудов по географическому, этнографическому и статистическому изучению России ("Новороссийские степи", "Племя русское в общем семействе славян" [т. I], "Исследование о городах русских" [т. VI - VII], "Объем и порядок обозрения народного богатства" [т. IX] и др.). Вместе с тем Н. Сделался при министре Л.А.

Перовском своего рода экспертом по историческим и религиозно-бытовым вопросам. Из работ Н., явившихся результатом официальных поручений, опубликованы две. "Исследование о скопческой ереси" (Санкт-Петербург, 1845) и "О заграничных раскольниках" (1846). Обе перепечатаны в "Сборнике правительственных сведений о раскольниках" Кельсиева (Л., 1860 - 62). Записка о заграничных раскольниках, для составления которой Н. В 1845 - 1846 гг. Ездил за границу, дает много ценных сведений о положении липован накануне основания белокриницкой иерархии. Она проникнута всецело теми воззрениями на раскол, которые господствовали в тогдашних правительственных сферах. В записке Н. Имеются намеки на то, как он, живя между раскольниками, "в их селениях и домах", выведывал то, что ему нужно было знать, тщательно скрывая цель своих розысков.

С конца 1848 года Н. Был председательствующим в отделении этнографии географического общества, в изданиях которого он принимал деятельное участие, как редактор "Географических Известий" и "Этнографического Сборника" (1853). В статье "Об этнографическом изучении русского народа" ("Записки Русского Географического Общества", кн. 2, Санкт-Петербург, 1847) Н. Широко намечает объем науки этнографии и ее разветвления по разным сторонам народной жизни (изучение народности со стороны историко-географической, со стороны народной психологии, археологии, быта и проч.). Он дал несколько образцовых трудов по исторической географии и составил этнографическую программу, рассылка которой доставила географическому обществу массу ценных данных.

Направление Н. В этой области А.Н. Пыпин ("История русской этнографии", т. I) характеризует как этнографический прагматизм, стремившийся исходить из непосредственных, точных фактов, и приписывает ему большую долю улучшения приемов наблюдения и собирания этнографических материалов. Сочинения Н. Никогда собраны не были. В первые 2 - 3 года своей литературной деятельности Н. Печатал довольно много стихотворений в духе Шиллера, слабых с точки зрения художественной. В издании "Сто русских литераторов" (т. II, Санкт-Петербург, 1841) помещен рассказ Н. "Сила воли". Его автобиография (неоконченная) напечатана с дополнениями П.С. Савельева и со списком работ Н., в "Русском Вестнике" 1856 года (март). - см. Ст. С. Трубачева в "Историческом Вестнике" (1889 год, № 8 и 9), М.М.

Филиппова в "Русском Богатстве" (1894 год, № 9). Н. Козмин "Научная Жизнь и научно-литературная деятельность" (Санкт-Петербург, 1912, "Записки Историко-Филологического Факультета Санкт-Петербургского университета", CXI)..

Значения в других словарях
Надеждин Александр Николаевич

Надеждин, Александр Николаевич - писатель (родился в 1844 году), магистр Петербургской духовной академии. Главные печатные труды. "Права и значение женщины в христианстве" (Санкт-Петербург, 1873, магистерская диссертация), "История петербургской православной духовной семинарии" (Санкт-Петербург, 1885), "Спиритизм пред судом христианства" (Санкт-Петербург, 1896). Как член архивной комиссии при Святейшем Синоде, издал два тома (IX и XII) "Описания документов и дел архива Святейшего Синода" (Санкт-..

Надеждин Ксенофонт Федорович

Надеждин, Ксенофонт Федорович - писатель (умер в 1890 году), воспитанник Петербургской духовной академии. Главный его труд - "История владимирской духовной семинарии с 1750 по 1840 год" (Владимир-на-Клязьме, 1875. Ряд бытовых очерков древнего времени, основанных на рукописном материале). Его исследования по расколу, печатавшиеся в "Православном Обозрении". "Журнал раскольнический Истина" (1866, № 7), "Рукописи по расколу в библиотеке Владимирской семинарии" (1867, № 8 - 9. 1868 № 12), "Споры бес..

Надлер Василий Карлович

Надлер, Василий Карлович - историк (1844 - 1894). Окончил курс в Харьковском университете. Был профессором сначала Харьковского, потом Новороссийского университета. Главные труды Н. "Причины и первые проявления оппозиции католицизму в Чехии и Западной Европе в конце XIV и начала XV века" (Харьков, 1864. Магистерская диссертация). "Адальберт Бременский, правитель Германии в молодые годы Генриха IV" (Харьков, 1967, докторская диссертация). "Юстиниан и партии цирка в Византии" (Харьков, 1866). "Мет..

Надоумко Никодим

Надоумко, Никодим - псевдоним Николая Ивановича Надеждина (см.).. ..

Дополнительный поиск Надеждин Николай Иванович Надеждин Николай Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Надеждин Николай Иванович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Надеждин Николай Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 25 символа