Фотий

149

Фотий - митрополит киевский и всея России, духовный писатель. Ф. Был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. Прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданного митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. Удалось примирить его с собой. Витовт признал его митрополитом и Ф. Прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. Прибыл, в сопровождении послов императорского и патриаршего, в Москву.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия, Ф. Нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен. Владения его были расхищены сильными людьми. Много попало и в казну великого князя. Ф. Начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. К Василию Дмитриевичу (напечатанное в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, № 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он со своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю (напечатанного в "Памятниках" Павлова , № 35, II) видно, что и к самому государю Ф.

Предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. С Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него великому князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. И решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. Решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха - пройти в Константинополь и просить у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. Явился в Литве, то, по приказанию Витовта, был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (IX, 716).

Ф. Разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Исторических", том I, № 19 и в "Памятниках" Павлова, № 39. Послание в Киев сокращенно помещено в "Полном Собрании Русских Летописей", IV, 116 и в Никон. Летописях, V, 65. Послание во Псков - в "Актах Исторических", I, № 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правлении Ф. И при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см. XXXI, 796 - 98). После смерти великого князя Василия Дмитриевича, Ф.

Крепко стоял за малолетнего сына его, Василия , утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. Скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полном Собрании Российских Летописей", VI, 144. Никон. Лет., V, 100. "Собрание Государственных Грамот и Договоров", II, № 17). Ф. Погребен в московском Успенском соборе. В 1472 г. Обретены его мощи, но почивают под спудом.

Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов. Сказанное в день Благовещения (напечатано в "Дополнении к Актам Историческим", том I, № 182), на Сретение Господне (в "Православном Собеседнике", 1860, часть II, стр. 453), в неделе - о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, часть III, стр. 97, 222, 357 и 481). Три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Православном Собеседнике", 1861, часть II, стр. 181 и 303. Третье там же, 1875, часть III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. Русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. Адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 181 и в "Памятниках" Павлова, № 60).

При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. Обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукописях по "Описанию" Горского и Невоструева , № 330. Указание на другое в "Библиографическом Словаре" Строева , т. 1). Три учительные послания во Пскове также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны - первое от 23 сентября 1416 г. В "Актах Исторических", том I, № 21, в "Памятниках" Павлова, № 42. Второе - от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах Исторических", том I, № 30 и у Павлова, № 53.

Третье - от 4-го января неизвестного года в "Актах Исторических", том I, № 35 и у Павлова, № 58). Три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечатаны в "Дополнениях к Актам Историческим", том 1, № 180). Послание в псковский Снетогорский монастырь (напечатано в "Актах Исторических", том I, № 26 и у Павлова, № 46). Послание к преподобному Павлу Обнорскому (в "Актах Исторических", т. I, № 257 и у Павлова, № 57). Сохранились также семь посланий Ф. В Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви послужило впоследствии послание Ф. К псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуйя" (1419).

Церковные слова и учительные послания Ф. Не отличаются самостоятельностью и представляют собою простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (например, слово о бездождии, вторая часть которого - дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. Не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование. Он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. Цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст , Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. Протоиерей Горский "Ф., митрополит киевский и всея России" ("Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе", часть XI, Москва, 1852). А. Вадковский (епископ Антоний), "О поучениях Ф., митрополита киевского и всея России" ("Православный Собеседник", часть I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" (Санкт-Петербург, 1892).

Епископ орловский Макарий "О трудах святителя Ф., митрополита киевского и всея России" ("Духовные Беседы", 1870, № 18 - 20, 23 - 27). Голубинский "История русской церкви" (т. II, Москва, 1900)..

Значения в других словарях
Форштетер Людвиг Григорьевич

Форштетер (Людвиг Григорьевич) - врач (родился в 1849 году). Образование получил на медицинском факультете Варшавского университета. С 1881 года старший врач больницы в Белостоке. Ф. Для лечения струей горячего и холодного воздуха в виде душей изобрел специальный прибор "калоризатор" и "фригоризатор". Для лечения расстройства координации при tabes способом Френкеля он придумал ряд приборов. На всемирном съезде врачей в Париже 1889 года Ф. Продемонстрировал свой новый прибор "бактериометр", служа..

Фострем Альма Августовна (folstrom-rode)

Фострем (Альма Августовна, Folstrom-Rode) - известная финская певица (родилась в 1861 году), ученица Ниссен-Саломон. Пела в Москве на казенной сцене (1890 - 1899).. ..

Фотий (в Миру Григорий Федорович Щиревский)

Фотий (в миру Григорий Федорович Щиревский, 1811 - 77) - духовный писатель, архимандрит, магистр киевской духовной академии. Был профессором церковного красноречия в казанской академии, инспектором ее, затем ректором разных семинарий, наконец настоятелем новгород-северского (черниговской епархии) первоклассного Спасопреображенского монастыря. Кроме многих проповедей, напечатанных в "Христианском Чтении" и "Страннике", и статьи "О характере Священного писания" (напечатаны в "Страннике" за 1861 г...

Фотий (в Миру Петр Никитич Спасский)

Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) - известный церковный деятель. Родился в 1792 г. В погосте Спасском, Новгородского уезда, где его отец был дьячком. В 1814 г., окончив курс в новгородской академии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но уже в следующем году, вынужденный по болезни оставить ее, был определен учителем в Александро-Невском духовном училище. Состоя, по тогдашним правилам, в непосредственном отношении к семинарскому начальству, Ф. Имел возможность сойтись с ректором..

Дополнительный поиск Фотий Фотий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фотий" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фотий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа