Эмин Федор Александрович

168

Эмин (Федор Александрович) - писатель (родился около 1735 г., умер в 1779 г.). Биография Э., до появления его в России, остается недостаточно ясной, так как он сам неодинаково рассказывал о своих "злоключениях". Можно догадываться, что происхождения он был южнославянского. В течение 8 лет он странствовал по Австрии, Турции, Египту, Италии, Португалии и Франции. Быть может, побывал и в Алжире и Тунисе. В Турции Э. Сделался магометанином и служил в отряде янычар. В 1761 г. Э. Явился в Лондон к русскому посланнику, князю Голицыну , принял православие и был отправлен в Россию, где состоял учителем в сухопутном кадетском корпусе, а потом переводчиком в коллегии иностранных дел и кабинет-переводчиком. Быстро изучив русский язык, Э.

В течение своей восьмилетней литературной деятельности оказался очень плодовитым. Он написал несколько сатирических произведений, ряд романов (переводных и подражательных), интересное "Описание Оттоманской Порты", издавал сатирический журнал "Адскую Почту" (1769), наконец сочинил патриотическую, но странную "Российскую Историю" в 3 томах, в которой ссылался на несуществовавшие книги и свидетельства. Ему принадлежит также переиздававшаяся до последнего времени книга богословско-философского содержания. "Путь ко спасению". Из семи романов Э. Шесть относятся к распространенному в XVII и XVIII веках типу романов "с приключениями", похожих на сказку, где читатель знает, что герой выйдет победителем из самых затруднительных обстоятельств, добродетель в конце концов всегда восторжествует, а порок будет наказан.

Только роман. "Письма Ернести и Доравры" сложился под влиянием новых веяний, преимущественно "Новой Элоизы" Ж.-Ж. Руссо. Романы Э., первого русского романиста, имели несомненный успех, некоторые были даже переизданы. В мемуарах можно найти ссылки на героев его романов. Зачитывался ими в детстве и Карамзин (см. "Рыцарь нашего времени" Карамзина). В то время Г.Ф. Миллер и особенно А.П. Сумароков осуждали романы, Э. Является их горячим защитником в отношении как образовательном (ознакомление с историей и нравами разных народов), так и нравственном (отвращении от зла и любовь к добродетели). "Я последовал некоторым лекарям, - говорил Э., - кои полезные лекарства засладить стараются и часто оные позлащают по той причине, что теперь много есть таких больных, которые и того, что их здравию полезно, без прикрас не принимают".

Эта старая теория полезности литературных произведений оказала несомненную услугу русскому обществу. Э. Широко пользовался правом пропагандировать свои идеи в романах. В этом отношении позднейшие русские романисты имеют в нем достойного предшественника. Наряду с истинами самоочевидными (польза просвещения, вред полуобразования, необходимость труда), Э. Приходилось касаться и острых вопросов его времени. Ужасов крепостного права, непорядков в суде и административных учреждениях, всеобщего холопства и преклонения перед разными милостивцами. Страницы, отведенные Э. Этим наболевшим вопросам, отличаются гораздо большей резкостью, чем статьи сатирических журналов. Романист вкладывал свои задушевные идеи в уста героев, действующих в Греции, Алжире и т.

Д. Это позволяло ему высказываться свободнее. В некоторых романах (автобиографическом - "Непостоянная фортуна, или Приключения Мирамонда", "Приключения Мирамонда" и др.) даются целые общественные программы. К сатирическим произведениям Э. Относятся его своеобразные "Нравоучительные басни" (издания 1764, 1789, 1793), "Сон, виденный в 1765 г. 1 января" (направленный против Академии Наук, Академии Художеств и шляхтецкого корпуса), неизданная доселе комедия "Ученая шайка", ряд эпиграмм и полемических стихотворений против М.Д. Чулкова , А. Шлецера и особенно А.П. Сумарокова (последний осмеял Э. В комедии "Ядовитый"). Более дружеские отношения были у Э. С В.Г. Рубаном и Н.И. Новиковым , поместившим о нем сочувственную статью в своем "Словаре".

Журнал Э. "Адская Почта" - один из лучших сатирических журналов того времени. Вполне ясно и сознательно смотрел Э. На значение сатиры. В известной полемике "Всякой всячины" с "Трутнем" Новикова о значении сатиры он примкнул к Новикову, обличавшему не пороки вообще, а очень определенно указывавшему на недостатки современников, которых легко было узнать по прозрачным намекам. И в журнале Э. Прибегнул к излюбленному им способу. Дело происходит будто бы не в России (хотя обмолвки именно о России попадаются на каждом шагу). Переписку между собой ведут бес кривой и бес хромой о разных делах на земле. "Адская Почта" дает богатый материал для характеристики русского общества XVIII века (семейные нравы, щегольство, подражание иностранцам, "случайные" люди и отношение к ним при перемене "счастья", воспитание, суд, хищения, недостатки духовенства, крепостное право).

Своеобразной чертой "Адской Почты" были статьи политические и публицистические, трактовавшие преимущественно об иностранной политике. Сильный и в XVIII веке милитаризм внушал опасения сатирику. Из рассуждений по этому вопросу делается вывод, что "потребно, чтобы народ был более благополучен, нежели славен" (войнами). В другой статье читаем. "Петр в геройстве был весьма велик, но еще более в человечестве. Он, больше стараясь о пользе своего народа, нежели о своей славе, выше всех, одной только славы ищущих героев, имеет место. Если бы он не ввел в свою землю наук и художеств, не основал купечество и не отворил границы свои людям чужестранным, то многочисленные его войска служили бы только к отягощению его народа.

Ежели государь человек во всем совершенстве, то и без геройства разумным своим правлением прославится и народ счастливым сделать может". В "Адской Почте" встречается ряд интересных отзывов о Вольтере, Даламбере, Ломоносове , Сумарокове, Фонвизине , Нарышкине, Тредьяковском , Новикове, Лукине , Дмитриевском. - Литературная деятельность Э. Мало изучена. Биография Э. - в словарях Новикова и митр. Евгения . Библиография - в статьях М. Лонгвинова ("Русская Старина", 1873, том VII, 616 - 619) и А. Лященка ("Библиограф", 1892, № 8 - 9). Отзыв об "Адской Почте" в сочинениях о сатирических журналах Афанасьева, Н. Булича и др. См. Еще. Л. Майков (статья о сатире "Сон") в "Очерках из истории русской литературы" (1889) и А. Лященко "Публицистический элемент в романах Э." (Санкт-Петербург, 1898).

А. Л-нко..

Значения в других словарях
Эмин Никита Осипович (мкртич)

Эмин (Мкртич [Никита Осипович]) - известный арменист (1815 - 1890). Родился в Персии. Учился в Москве, в Лазаревском институте, где был затем профессором армянской словесности. Ему принадлежит снабженный обстоятельными комментариями русский перевод "Истории Армении" Моисея Хоренского (1858, 2 изд. 1896) и многих других исторических сочинений, а также ряд исследований, посвященных прошлому Армении и ее литературе. "Очерк религии языческих армян" (1864), "Очерк истории армянской восточной церкви" ..

Эмин Николай Федорович

Эмин (Николай Федорович) - писатель (умер в 1814 г.), сын Ф. Ал. (см. Ниже). Обучался в санкт-петербургском горном училище, служил в петрозаводском наместническом управлении при Державине , потом недолго в Академии Наук. Затем был губернатором в Выборге. Ему принадлежит книга "Подражания древним", содержащая в себе взятые из древних литератур эротические стихотворения, в переводах с французского, которые для своего времени "могут быть названы удачными" (отзыв Я.К. Грота ). Другие сочинения Э. Ко..

Энгель Карл

Энгель (Карл, Engel) - композитор и писатель, родился в 1824 г. Приехав в 1842 г. В Россию, служил скрипачом в капелле князя Нарышкина в Санкт-Петербурге. С 1846 г. Поступил на службу в Императорскую капеллу. В конце 1860-х годов вернулся в Германию. Э. Автор нескольких скрипичных концертов и танцев. Ему принадлежат также несколько исследований легенды о Фаусте. "Zusammestellung der Faustschriften v. XVI J. Bis Mitte 1814" (1881). "Das erste Faustbuch v. J. 1587" (1887). "Das Volksschauspiel Dr ..

Энгель Юлий Дмитриевич

Энгель (Юлий Дмитриевич) - музыкальный критик, родился в 1868 году. Пишет в "Русских Ведомостях". Собрал и гармонизовал "Еврейские народные песни".. ..

Дополнительный поиск Эмин Федор Александрович Эмин Федор Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эмин Федор Александрович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эмин Федор Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 24 символа