Юркевич Памфил Данилович

228

Юркевич (Памфил Данилович) - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии. В 1851 г. Был назначен наставником по классу философских наук. В 1852 г. Возведен в степень магистра. В 1857 г. Сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. Возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869 - 1873 гг. Был деканом историко-филологического факультета. 4 октября 1874 г. Скончался. Философские труды Юркевича немногочисленны. Помещались по преимуществу в "Трудах Киевской Духовной Академии", в "Журнале Министерства Народного Просвещения" и других ученых изданиях.

Наиболее замечательны. "Идея" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1859). "Материализм и задачи философии" (там же, 1860). "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860). "Доказательства бытия Божия" (там же, 1861). "Из науки о человеческом духе" (там же, 1860). "Язык физиологов и психологов" ("Русский Вестник", 1862). "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" (речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г.) - наиболее совершенное философское произведение Юркевича. Противоположение Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Юркевичем блистательно. Не менее замечательны труды Юркевича по педагогике.

Им изданы. "Чтения о воспитании" (1865) и "Курс общей педагогики с приложениями" (М., 1869). Это - наиболее замечательная книга по педагогике на русском языке того времени. На Юркевича имел влияние Куртман, но Юркевич проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части. Общее учение о воспитании и общая теория обучения. Юркевич имел как философ мало влияния. Он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор "Антропологического принципа в философии", напечатанный в "Трудах Киевской Духовной Академии" ("Из науки о человеческом духе"). Многие находили и находят, что в полемике Юркевича с Чернышевским правда была на стороне первого. Заслуги Юркевича выставил Владимир Соловьев , слушатель Юркевича по Московскому университету.

Соловьев дважды писал о Юркевиче. Некролог Юркевича (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", с подробным изложением некоторых статей Юркевича) и характеристику Юркевича (см. "Полное Собрание Сочинений" Соловьева, том VIII). Соловьев очень тепло отзывается о Юркевиче, который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм Канта и Гегеля. У последнего Юркевич находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Юркевич считал Якова Бема, Лейбница и Сведенборга. Точкой зрения Юркевича был "широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с неменьшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое".

Юркевич очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания с знанием об абсолюте. Первое невозможно. Ко второму ведут три пути - сердечное религиозное чувство, добросовестное и мистическое созерцание. Склонностью Юркевича к мистицизму, столь милому и Соловьеву, объясняется и отношение первого к спиритизму. Юркевич, как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него. Об этом свидетельствует А. Аксаков в статье под заглавием "Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче" ("Русский Вестник", 1875). О Юркевиче, как педагоге была помещена статья в журнале "Гимназия" за 1888 г., оставшаяся неоконченной. Список трудов Юркевича, почти полный, можно найти в "Материалах для истории философии в России", изданных Я.Н.

Колубовским в "Вопросах философии" (книга 4, пр. 1). Э. Радлов..

Значения в других словарях
Юрикас Александр

Юрикас (Александр) - писатель, священник. Главные его труды. "К вопросу о взаимоотношениях светского общества и духовенства" (Харьков, 1905). "К вопросу о реформе духовно-учебных заведений" (1906). "Учение социалистов о возникновении христианского нравоучения на экономической почве" (Харьков, 1904).. ..

Юркевич Михаил Андреевич

Юркевич (Михаил Андреевич) - писатель, священник, воспитанник Казанской духовной академии. Главный его труд. "Из пережитого" (3 вып., Одесса, 1904 - 1905).. ..

Юркевич Петр Ильич

Юркевич (Петр Ильич, умер в 1884 г.) - драматург, председатель литературно-театрального комитета. Писал театральные заметки в "Северной Пчеле" (с 1834 г.) под псевдонимами. П. Медведский, П. М-ский и П. М. Повести его. "Приключения Корочкина" (напечатаны в "Библиотеке для Чтения", 1850, книга 12, под псевдонимом П. Голубин). "Повесть без названия" (в "Новогоднике", изданным Н. Кукольником , СПб., 1839, под псевдонимом Медведский). Драматические произведения Юркевича напечатаны под псевдонимом П...

Юрловы

Юрловы - старинный русский дворянский род, восходящий к концу XVI века и записанный в VI части родословной книги Нижегородской губернии. Есть еще несколько дворянских родов Юрловых более позднего происхождения.. ..

Дополнительный поиск Юркевич Памфил Данилович Юркевич Памфил Данилович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юркевич Памфил Данилович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юркевич Памфил Данилович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 24 символа