Иаков Вечерков

341

(Иосиф Иванович) — архиепископ нижегородский и арзамасский, сын диакона, род. 4 апреля 1792 г. В слободе Серебрянке Новооскольского уезда, Курской губернии, умер 20 мая 1850 г. В 1804—1814 гг. Обучался в Белгородской семинарии и не поступил в академию, потому что был оставлен в той же семинарии учителем и два года обучал математике, немецкому языку, поэзии и риторике. Намеревался вступить в брак, но невеста его накануне свадьбы была убита громом. В 1816 г. Он поступил в Петербургскую духовную академию и по окончании в ней курса магистром, 22 августа 1819 г. Принял пострижение с именем Иакова, был рукоположен в иеромонаха и назначен инспектором Орловской семинарии и преподавателем церковной истории и еврейского языка.

10 сентября того же года назначен ректором севских духовных училищ. С 1822 г. Был ректором Орловской, а затем ректором Екатеринославской семинарии. В 1827 г. Был назначен настоятелем Григорьевского Бизюкова монастыря и 1 ноября произведен в архимандрита. 19 марта 1832 г. Избран, а 27 марта хиротонисан во епископа саратовского и царицынского, 15 января 1847 г. Перемещен в Нижний-Новгород, 3 апреля 1849 г. Возведен в сан архиепископа, 19 ноября того же года вызван для присутствования в Св. Синоде в Петербург, где и скончался. Преосвященный Иаков был большой любитель истории и археологии и много положил труда на борьбу с расколом. Он оставил следующие сочинения. "Увещание к молоканам", "Статистическое описание саратовской епархии".

(1839 г.). "Исторический очерк саратовского края". (1848 г.), "О беглопоповской секте в саратовской епархии", "Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской орды", "Состояние православной церкви в Кипчакской орде", "Путевые заметки о г. Петровске". — в "Записках". Казанского университета за 1842—1843 гг. Из Печерского монастыря он до 1000 писанных столбцов отправил в Археографическую комиссию. Собирание статистических сведений по нижегородской епархии было начато преосвященным в широких размерах, но дело это осталось неоконченным. Противураскольническая деятельность преосвященного имела в обеих епархиях широкие размеры, равно как и миссионерская по отношению к калмыкам и евреям.

Он учредил особую комиссию для борьбы с расколом и сам постоянно ездил для собеседований, исходатайствовал позволение на постройку единоверческих церквей, собирал старопечатные книги, различные записки и снимки с древних вещей, чтобы поражать раскольников собственным их оружием. Устроил помещение для больных из новокрещенных и открыл в 1838 г. Училище для детей калмыков. Духовно-учебные заведения также немало занимали его. Он обогатил библиотеки Саратовской и Нижегородской семинарии. В последней находится и рукопись его "Церковная археология". Он старался и в учеников вселить желание и уменье бороться с расколом, завел диспуты и произношение проповедей. Его старанием открыто несколько духовных, городских и уездных училищ.

В гг. Николаеве (1845 г.), Вольске и Балашеве (1848 г.), в с. Лыскове (1849 г.) и в г. Починках (1850 г.). В той и другой епархии сотни храмов и молитвенных домов вновь построены и перестроены по увещаниям и наставлениям преосвященного."Саратов. Епарх. Вед.", 1872 г., № 10. "Жизнь преосвящ. Иакова, архиеп. Нижегородского". "Преосвящ. Иаков, архиеп. Нижегородский". Π. Лебедев, "Воспомин. О преосв. Иакове".{Половцов} Иаков Вечерков— архиепископ нижегородский († в 1850 г.). По окончании курса в СПб. Дух. Акад. Был инспектором семинарии Севской и ректором Екатеринославской. С 1832 г. Епископ саратовский. Здесь он мерами кротости и убеждения обратил в православие до 1000 евреев, до 1000 калмыков и свыше 20000 раскольников.

Объезжая свою епархию с миссионерской целью, он собрал подробнейшие сведения о раскольниках, хлыстах, молоканах и других сектах, которые изложил в обширных "Записках", доселе служащих главным первоисточником для изучения упомянутых сект (в выдержках эти записки напечатаны в "Правосл. Собеседнике". За 1857 и 1858 г., в целом виде хранятся в рукописях, в библиотеке нижегородской сем.). Найденные им древние исторические акты (в числе 2000 столбцов) были отправлены в археографическую комиссию и отчасти напечатаны (в "Нижегородском сборнике". Т. VI). Им собрана обширная коллекция монет, восточных и западных (в библиотеке Нижегородской семинарии). Известны его статьи. "О состоянии правосл.

Церкви в Кипчакской орде". "Исследование о месте Сарая". (статьи эти приписывает ему Н. И. Надеждин. Другие приписывают их Саблукову). "Путевые записки о г. Петровске". (все три статьи — в "Записках Казанского унив."). "Путевые заметки при обзоре церквей Екатеринославской епархии". (в "Херсонских Епархиальных Ведомостях"). "Статистический очерк Саратовской епархии". "Описание Нижегородского первоклассного м-ря". (обе последние статьи в рукописях, в библиотеке географического общ.). "Церковная археология". (рукоп.). Проповеди его изданы в 1847, 1850 и 1852 гг.Ср. Надеждин, в "Известиях Геогр. Общ.". (1850 г.). Неизвестный, в "Чтениях Моск. Общ. Ист.

И Др.". (1876), и П. И. Мельников, в "Москвитянине". (1851 г.).H. Б. {Брокгауз} Иаков Вечерков(Иосиф Иванович) — архиепископ Нижегородский и Арзамасский.Родился 4 апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии.В 1814 году окончил Белгородскую духовную семинарию.В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 году со степенью магистра.22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской духовной семинарии.В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ.С 1822 года — ректор Орловской духовной семинарии.С 20 августа 1823 года — ректор Екатеринославской духовной семинарии.4 октября 1827 года назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита.27 марта 1832 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и другими иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского.С 13 января 1847 года — епископ Нижегородский и Арзамасский.3 апреля 1849 года возведен в сан архиепископа.

19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 года скончался. Погребен в Александро-Невской лавре (в Феодоровской церкви).Архиепископ Иаков — замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник.С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной.В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника.В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом.

Занимался в это время и миссионерской деятельностью.В борьбе с раскольниками он избрал свой метод, собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, и делал с них снимки с целью поразить ревнителей мнимой старины их же оружием. Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, ласково убеждал обитавших в них (скитах) старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвященный Иаков возвратил в лоно Православия 18 300 раскольников. Больших успехов добился он и в Нижегородской епархии.Раскольники глубоко уважали святителя за его кротость и благочестие и не раз говорили ему.

"Владыко святый. Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их". Митрополит Московский Филарет говорил. "добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил".В деле обращения инородцев преосвященный Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев.Преосвященный Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.Много внимания уделял преосвященный образованию юношества.

Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом особых забот и попечений архиепископа Иакова были воспитанники семинарии, как будущие пастыри и учители церкви Христовой. Святитель внушал им с особенным усердием изучать Священное Писание. "Помните, — говорил он юношам, — вы готовитесь быть светом миру, — миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей". Владыка желал, чтобы у воспитанников семинарии развивалась способность к проповедованию слова Божия.Немало заботился преосвященный Иаков и о сооружении храмов. По его благословению в обеих епархиях построены сотни храмов и молитвенных домов. Под его непосредственным руководством была устроена трехпрестольная церковь в Саратове под кафедральным собором и такая же церковь — под Нижегородским кафедральным собором.

Принимал активное участие в благоустройстве Нижегородского Печерского монастыря.С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждавшимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки.В личной жизни преосвященный Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал. "Пост есть хлеб души, вначале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладким и благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу, насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню".Во время совершения Божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения.

Он говорил, что "где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех, а не во спасение".Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.Усиленные труды надломили здоровье преосвященного Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти "по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы". // .

Значения в других словарях
Иаков Богословский

С 1804 г. Игум. Деревяницкого м., † 1811 г. 21 мая.{Половцов}. ..

Иаков Богоявленский

Строитель Мохрицкого мон. (опред. 1787 г. 7 мая).{Половцов}. ..

Иаков Волчанский

Игумен Змиевского Николаевского мон. При Петре I и его ближайших преемниках.{Половцов}. ..

Иаков Воронковский

— игумен, умер 15 марта 1774 г. Будучи иеромонахом Киевософийского кафедрального монастыря, состоял писарем (секретарем) киевской духовной консистории. В 1763 г., 12 декабря, назначен членом киевской консистории, 1 апреля 1707 г. Посвящен во игумена в киево-выдубицкий Михайловский монастырь. Он оставил историческое сочинение, имеющее характер летописно-справочной заметки. "Катедральный Киевософийский монастырь и его наместники". Напечатано в "Киевских епархиальных ведомостях". ..

Дополнительный поиск Иаков Вечерков Иаков Вечерков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иаков Вечерков" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иаков Вечерков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа