Уваров, Сергей Семенович

318

Граф (1 июля 1846 г.), д. Т. С., член Госуд. Совета, сенатор, министр народного просв., презид. Имп. Академии наук, писатель-филолог. Р. 15 авг. 1786 г., † 4 сент. 1855 г.{Половцов} Уваров, Сергей Семенович[25.08(5.09).1786—4(16).09.1855] — гос. Деятель, мыслитель. Род. В Петербурге. Получил домашнее образование. В совершенстве владел осн. Европ. Языками. Учился в Германии. В 1805 поступил на дипломатическую службу. С 1806 — сотрудник росс. Посольства в Вене, с конца 1809 — секретарь посольства в Париже. По возвращении в Россию в 1811 стал вскоре попечителем Санкт-Петерб. Учебного округа. С 1818 — президент Императ. Академии наук. В начале 1832 был назначен товарищем министра нар. Просвещения, а спустя год, 20 марта 1833, вступил в управление мин-вом, к-рое и возглавлял в течение 16 лет, уйдя с должности главы ведомства в 1849.

Умер У. В Москве.В истории отеч. Мысли имя У. Неразрывно связано с созданием доктрины, базирующейся на знаменитой формуле "Православие, Самодержавие, Народность". У. Считал, что для избежания соц. И полит. Катаклизмов необходимо воспитать в настоящем и будущем поколениях европ. Образованных рус. Людей живое понимание своей кровной связи с православной христ. Верой и чувством преданности самодержцу. Для осуществления этой цели необходимо, по мнению У, создавать и умножать "где только можно число умственных плотин". На пути потока идущих с Запада либерально-эгалитарных идей. У. Полагал, что осн. Усилия следует направить на реализацию программы нац. Просвещения народа, где гл. Роль отводилась бы преподаванию истории, к-рая, т.

О., становилась, по сути, единственной альтернативой процессу европеизации России. Усвоив у нем. Романтиков идею органического понимания жизни народов, У. Видел в гос-ве реально-ист. Воплощение органического единства каждого из них, взращенного на "твердой почве". Своей истории и "святилища нар. Понятий". В России, по его мысли, формула самостоятельного развития нац. Культуры и истории выражается лозунгом "Православие, Самодержавие, Народность". Православие трактуется У. Как "нар. Религия", без к-рой народ обречен на гибель. Причем автор ведет речь о "национальной религии", о "вере предков", что свидетельствует о конфессиональном индифферентизме и полит. Прагматизме У,— православие необходимо не в силу истинности своих догматов, но в силу своей укорененности в истории рус.

Народа и гос-ва, т. Е. Православие выводится из внерелиг. Посылок, подразумевающих первым делом гос. Или обществ. Пользу. Самодержавие также интерпретируется автором триады функционально, путем определения его значимости для росс. Типа государственности — оно есть "необходимое условие существования Империи в ее настоящем виде", а целесообразность в его существовании находится в сфере "положения, нужд, желаний". Страны. Самодержавие, по У, являет собой нац. Рус. Тип власти, точно так же, как православие,— тип нац. Рус. Веры, и выступает лишь условием ист. Бытия народа. Именно последнее обстоятельство, иначе говоря народность, приводит, согласно его убеждению, в движение "гос. Состав", заключает в себе источники непрерывного развития гос-ва, сохраняет в неизменности "гл.

Черты". Его неповторимого облика. В итоге У. Формулирует не совсем логичный, но вполне допустимый для идеол. Обеспечения политики тезис о том, что религ., полит. И нравств. Убеждения России есть не что иное, как "останки нашей народности", к-рые пока еще остались у нас в эпоху всеобщей разобщенности и безрассудства. Иными словами, православие как религ. И самодержавие как гос. Принципы подчинены в рамках триады принципу нац. — народности, выводятся из него, и в то же самое время народность сводится к особенностям нац. Психол. ("убеждениям"), заключающимся в приверженности к рус. Формам религии и власти, олицетворенным в первых двух членах формулы. Т. О., взаимоопределив элементы своей триады по схеме — одно через др., и наоборот,— У.

Придал этим своей программе нар. Просвещения видимость крепкого и прочного фундамента, идеол. Содержание к-рого было востребовано властью и по своей значимости сыграло едва ли не осн. Роль как в полит., так и в интеллектуальной истории дореволюц. России.Соч. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т.2. Отд. 1. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833—1843. СПб., 1964. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения / Публ. М.М.Шевченко // Река времен. Книга истории и культуры. Кн. 1. М., 1995. Письмо Николаю I / Публ. А. Зорина // Новое литературное обозрение. М., 1997. № 26.Д.В.Ермашов, А.В.Пролубников.

Значения в других словарях
Уваров, Петр Алек.

Колл. Советн., олонецкий вице-губернатор 1812—1822 г.{Половцов}. ..

Уваров, Петр, актер

Московского театра, при Алекс. I.{Половцов}. ..

Уваров, скульптор

Канцел. Строений, еще жил при Алекс. I.{Половцов}. ..

Уваров, Фед. Владим.

Воевода в Тетюшах и в Мангазее 1615—1623.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Уваров, Сергей Семенович Уваров, Сергей Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Уваров, Сергей Семенович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Уваров, Сергей Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 24 символа