Цикличности теории

109

теории исторического круговорота, социально-философской концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе. Смена времён года, развитие биологических организмов и т.п.). Эти взгляды имели известное практическое значение (способствуя, например, созданию календарей), в то же время они, как правило, выражались в установлении космически и божественных периодов, длящихся сотни и даже тысячи лет, сочетались с мистическим учением о переселении душ, многократном сотворении и гибели мира и т.п.

Ц. Т. Имели также определенное познавательное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести интересные параллели между историей разных народов и эпох (Полибий и Сыма Цянь) и т.д. Тем самым Ц. Т. Способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении. Идеи кругооборота получили широкое распространение в Древнем Китае, Древнем Египте, Вавилоне, а также у античных философов и историков, что было связано с крайне медленным поступательным развитием общества. Вклад в разработку Ц. Т. Внёс арабский мыслитель 14—15 вв.

Ибн Хальдун, выделивший во всемирной истории четыре эпохи, связанные с деятельностью различных народов. В каждой из этих эпох он пытался выявить закономерности развития и упадка культуры, смены династий и т.п. Особую популярность Ц. Т. Приобрели в 17—18 вв. В западноевропейской общественной мысли, многие представители которой восприняли экономический и культурный подъём той эпохи как возрождение античности после средневекового упадка. Ц. Т. Имели прогрессивное значение, ибо противопоставляли естественный порядок и определенную закономерность в истории различным теологическим, провиденциальным (см. Провиденциализм) концепциям, а также изображению истории как сферы господства случайности и произвола великих людей.

Наиболее видный представитель Ц. Т. Того времени — Дж. Вико, выдвинувший идею круговорота — развития всех народов по циклам, состоящим из трёх эпох. Божественной, героической и человеческой. Взгляды Ибн Хальдуна и Вико оказали влияние на последующее развитие философии истории (См. Философия истории). Представления о циклическом характере общественного развития разделялись многими социалистами-утопистами, в частности Ш. Фурье, разработавшим концепцию о четырёх фазах человеческой истории («райская» первобытность, дикость, варварство и цивилизация). После открытия материалистического понимания истории Ц. Т. Приобретают всё более реакционный характер. Идея исторического круговорота противопоставляется идее общественного прогресса.

Сторонники Ц. Т. Отрицают поступательный характер всемирной истории (Э. Мейер), изображают её как разорванные во времени и пространстве циклы развития и упадка локальных цивилизаций, не связанных друг с другом (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Д. Тойнби и др.). Ц. Т. Получили широкое распространение на Западе, особенно после 1-й мировой войны 1914—18. Некоторые буржуазные философы и социологи (П. Сорокин), будучи не в состоянии разрешить противоречие между циклическим и линейным развитием, пытаются эклектически сочетать их в своих концепциях. Историческая обречённость капитализма воспринимается буржуазными исследователями как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями.

Марксизм-ленинизм противопоставляет всем ненаучным концепциям общественного развития, в том числе Ц. Т., Исторический материализм, диалектико-материалистическую теорию поступательного развития общества (см. Прогресс). Лит. Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. Ленин В. И., К вопросу о диалектике, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29. Его же, Философские тетради, там же. Араб-Оглы Э. А., Концепция исторического круговорота, в кн. Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960. Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962. Конрад Н. И., Запад и Восток, 2 изд., М., 1972. Чесноков Г. Д., Современная буржуазная философия истории, Г., 1972. См. Также лит.

При ст. Философия истории, Цивилизация. Э. А. Араб-Оглы..

Значения в других словарях
Циклические формы

музыкальные формы, состоящие из нескольких относительно самостоятельных частей, в совокупности раскрывающих единый художественный замысел. Наиболее распространённые инструментальные Ц. Ф. — Сюита и сонатная циклическая форма (см. Симфония, Соната и др.). В числе вокальных Ц. Ф. — Кантата и Оратория.. ..

Циклический цветок

цветок, все части которого расположены кругами (мутовками). Характерен для большинства цветковых растений (семейства лилейных, гвоздичных, паслёновых и многих др.). ..

Цикличность капиталистического воспроизводства

см. Капиталистический цикл. ..

Цикло...

(от греч. Kýkios — круг) часть сложных слов, обозначающая круг, кольцо (например, Циклотрон). Соответствующая по значению слову циклический (например, Циклография). ..

Цикличности теории

Теории исторического круговорота, социально-политической концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота обществ, процессов. Возникнув в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе). Значительный вклад в разработку циклических теорий внёс арабский мыслитель 14-15 вв. Ибн Халъдун, выделивший во вс..

Цикличности Теории

Круговорота исторического теории, - концепции обществ. Развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. Прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. Образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. Т. Были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. Развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. Цикла.Представление о жизни как ..

Дополнительный поиск Цикличности теории Цикличности теории

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цикличности теории" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цикличности теории, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 18 символа