Адорно
(Adorno) Теодор [фамилия отца — Визенгрунд (Wiesengrund). А. — фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне, — 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931—33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне. Профессор университета (с 1950), руководитель института социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. Совместно с немецким социологом М. Хоркхеймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти — психоанализа З. Фрейда. В центре внимания А. — критический анализ изменений в характере человека в т. Н. Управляемом обществе, в понятии которого А.
В сущности отождествляет буржуазное и социалистическое общество. В период пребывания в США А. И его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. Н. Авторитарной личности, рассматриваемой как психологическая предпосылка фашизма («Авторитарная личность», 1950). Вслед за В. Беньямином А. Видит цель философии не в «конструировании всеобщего», а в раскрытии специфики единичного и особенного («Отрицательная диалектика», 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию (См. Феноменология), Экзистенциализм и Неопозитивизм. В философско-эстетической концепции «новой музыки» А. Ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в современном буржуазном обществе.
С этой точки зрения А. Критикует неоклассицизм И. Стравинского (См. Стравинский) как «реставрацию» отживших музыкальных форм («Философия новой музыки», 1949), массовую стандартизованную музыкальную культуру и ложное музыкальное сознание, утрачивающее способность к восприятию художественной формы как целого. Автор ряда музыкальных произведений (ученик А. Берга). Свойственная работам А. Афористичная лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде работ и выступлений А. Содержатся выпады в отношении общественной и культурной жизни социалистических стран. Оказал значительное воздействие на современную буржуазную социологию, философию и музыковедение. Соч. Zur Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956. Noten zur Literatur, Bd 1—3, Fr./M., 1958—65.
Klangfiguren, В., 1959. Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962. Minima Moralia, Fr./M., 1962. Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963. Quasi una fantasia, Fr./M., 1963. Negative Dialektik, Fr./M., 1966. Лит. Манн Т., Собр. Соч., т. 9, М., 1960, с. 228—31. Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, «Вопросы философии», 1968, № 3. Давыдов Ю., Негативная диалектика «Негативной диалектики» Адорно, «Советская музыка», 1969, № 7—8. Ю. Н. Попов.
Дополнительный поиск Адорно
На нашем сайте Вы найдете значение "Адорно" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адорно, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 6 символа