Гробница
архитектурное сооружение, Саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия (См. Надгробие), возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название Мавзолей. Г. Увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителе) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествленного фараона, и мастабы (См. Мастаба) для погребения знати, а также микенские купольные Г., скальные Г. Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены Кенотафы. С 4 в. До н.э. Тенденция к увековечению отдельной личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т.
Е. Гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам Г. Древнего Рима (например, мавзолеи в г. Риме. Цецилии Метеллы, Еврисака — оба 1 в. До н. Э. Императора Августа, 28 н. Э. Императора Адриана, 135—140 н. Э.). Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные Г. Китая и Кореи. Яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных Г. Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гур-Эмир в Самарканде). В Зап. Европе Г. Помещались внутри церквей. Обычный атрибут европ. Г. — лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для Г. Раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего.
В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок. Вводятся многочисленные статуи — богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520—34). В Г. 17 в. Противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (Г. Работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18—19 вв. Г. Становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине — Шарлоттенбурге.
Гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени — Мавзолей В. И. Ленина в Москве. М. Б. Михайлова. Гробница кардинала Марсуппини (мрамор. Начата в 1453) в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Скульптор Дезидерио да Сеттиньяно. Скальная гробница эль-Дейр в Петре (Иордания). 2—3 вв..
Дополнительный поиск Гробница
На нашем сайте Вы найдете значение "Гробница" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гробница, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 8 символа