Алхимия

178

(позднелат. Alchemia, alchimia, alchymia) своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «А.» производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō — лью, отливаю, что указывает на связь А. С искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia — Египет, что связывает А. С местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимический период (4—16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и «опытной» А., но и одновременным развитием практической, ремесленной химии.

Но было бы несправедливо приписывать последней всё приращение реальных химических знаний в алхимическом периоде. В каждой из отраслей А. Можно усмотреть начатки положительных знаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии.

Например, в трактате Р. Бэкона «Зеркало алхимии» видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о приготовлении «красного эликсира» из ртути и серы, Бэкон пишет. «...выбери вещество, содержащее чистую. Ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно и в должных пропорциях с серой...». У алхимиков имеются и умозрительные натурфилософские обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ, высказанная Бэконом, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос. Территориальное распространение А. Весьма широко. Это — греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции.

Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение А. Было невелико. Важнейшие успехи греко-египетской А. Связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлических сплавов («Лейденский папирус»). Углублялись и расширялись знания химических процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной А. Принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Абу ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно А. Невелик. Как указывает персидский медик Абу Мансур (10 в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными органическими веществами.

Тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения. В распространении А. На Западе большую роль сыграли экономические, военные и политические связи с Востоком. Арабо-греко-египетская традиция была весьма сильна. В период с 9 по 15 вв. Европейская А. Дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в истории средневековой культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235—1315) — «Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство», Арнальдо де Виланова (1250—1313?) — «О ядах», Альберт Великий (около 1193—1280) — «О металлах и минералах», Фра Бонавентура (1214—1274), установивший факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке, Роджер Бэкон (около 1214 — около 1292) — «Могущество алхимии», «Зеркало алхимии» — один из первых средневековых мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт.

Эмпирическая А. Проложила путь прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному. Собственно же алхимический подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. К. Исходил из априорной уверенности в том, что «истина» — ключ к превращению металлов в золото или серебро — уже дана свыше, надо лишь выявить её путём магического ритуала и мистического откровения, по типу «Сезам, откройся. ». История А., особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке А., и на её конечных результатах.

Впрочем, невозможность «трансмутации» металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии (См. Ятрохимия), которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 — началу 19 вв. Привела к становлению химии (См. Химия) как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка А. — идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости — едва ли может быть названа ложной. Было бы неправильно считать, что А. Является лишь зачаточной формой современной химии. В А. Неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где А.

Выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там же, где А. Осознаёт себя искусством, на первый план выступает символическое мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая химическая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера — с материнским и отцовским началами и т. П.). В связи с этим «темнота речи» многих алхимических трактатов может быть понята и объяснена тем, что в них органически слились в нерасчленённом ещё виде естественнонаучное и художественное представления о мире (таковы алхимические стихи Дж.

Чосера, 14 в.). Кроме того, деятельность алхимика — ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где А. Христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где А. Выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской А. Могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин.

Такой взгляд на А. Позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления. Лит. Меншуткин Б. Н., Химия и пути ее развития, М.—Л, 1937. Морозов Н. А., В поисках философского камня, СПБ, 1909. Джуа М., История химии, пер. С итал., М., 1966. Berthelot М., Les origines de l'alchimie, P., 1885. Lippmann E. O., Entstehung und Ausbreitung der Alchemic, Bd 1—3, В. — Weinheim, 1919—54. Stillman J. М., The story of alchemy and early chemistry, N. Y., [1960]. Read J., Through alchemy to chemistry, L., 1957. В. Л. Рабинович..

Значения в других словарях
Алфёров Николай Семенович

Алфёров Николай Семенович [р. 13(26).9.1917, с. Компанеевка, ныне Кировоградской области УССР], советский архитектор, народный архитектор СССР (1978). Член КПСС с 1943. Окончил Харьковский институт инженеров коммунального строительства (1940), доктор архитектуры (1963). Преподаёт в Свердловском архитектурном институте (с 1946. С 1964 профессор, с 1972 ректор). Работает в Свердловске. Реконструкция музея Я. М. Свердлова (1948), жилые дома по улицам Малышева и Свердлова (оба ‒ 1955), цех гидромаши..

Алханчуртская долина

продольное понижение между Терским и Сунженским хребтами в Предкавказье, главным образом на территории Чечено-Ингушской АССР. Длина 110 км, ширина до 10 км. Степные ландшафты, большей частью земледельчески освоенные. Обводнена Алханчуртским каналом из Терека.. ..

Алхимов

Владимир Сергеевич (р. 25.10.1919, дер. Никулино, ныне Смоленского района Смоленской области), советский государственный деятель, кандидат экономических наук (1951), Герой Советского Союза (24.3.1945). Член КПСС с 1942. Родился в семье крестьянина. Окончил в 1947 Ленинградский финансово-экономический институт, в 1950 — Всесоюзную академию внешней торговли (Москва). Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. В 1950—57 заведующий отделом, заместитель директора Научно-исследовательского конъю..

Алхимов Владимир Сергеевич

Алхимов Владимир Сергеевич (р. 25.10.1919, дер. Никулино, ныне Смоленского района Смоленской области), советский государственный деятель, кандидат экономических наук (1951), Герой Советского Союза (24.3.1945). Член КПСС с 1942. Родился в семье крестьянина. Окончил в 1947 Ленинградский финансово-экономический институт, в 1950 ‒ Всесоюзную академию внешней торговли (Москва). Участник Великой Отечественной войны 1941‒1945. В 1950‒57 заведующий отделом, заместитель директора Научно-исследовательског..

Алхимия

АЛХИМИЯ (позднелат. Alchimia) - донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. Н. Э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии - нахождение т. Н. "философского камня" для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. Д. Положительная роль алхимии - в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средства) способов получения практиче..

Алхимия

АЛХИМИЯ (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период> в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 - 14 вв. Главная цель алхимии - нахождение "философского камня" ("панацея", "тинктура", "великий эликсир" и др.) для превращения неблагородных металлов в благородные, получение универсального растворителя, эликсира долголетия и др. Алхимики разработали методику ряда основных химических операций (кристаллизация>, пере..

Алхимия

(араб. Al-kîmîa — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась нынешняя химия в Средние века, вплоть до XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, во что, собственно, и замыкалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхи..

Алхимия

(араб., al-kimia, происход. Или от слова kemi - коптского названия Египта, или от греч. Chymos - жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней, возвращать молодость и вообще делать человеческую жизнь более продолжительной. С этой целью алхимики производили массу опытов и тем положили начало нынешней химии.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н...

Алхимия

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Алхимия

Ж. Применение химии к суеверному исканию философского камня, всеобщего целебного снадобья, и тайны обращения металлов в золото. Алхимический, алхимичный, к науке сей относящийся. Алхимик м. Кто ею занимается, как делом.. ..

Алхимия

Ж.Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски "философского камня" как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п.. ..

Алхимия

-и, ж. Донаучное направление в химии. Изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия. II .прил, алхимический, -ая,-ое.. ..

Алхимия

Алхимии, мн. Нет, ж. (араб. - философский камень, сокровенное искусство) (истор.). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. Наз. Философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т. П.. ..

Алхимия

Как и алгебра, восходит к арабскому языку (в который оно попало, вероятно, из греческого). В арабском "al-kimia" (al – это, как мы знаем, из таких слов, как алгебра и алкоголь, арабский артикль) означало просто науку о строении вещества и не имело того слегка уничижительного оттенка, которое это слово имеет в нашем языке сегодня.. ..

Алхимия

Алхи́мия вероятно, через нов.-в.-н. Alchimie, ср.-в.-н. Alchimîe из ср.-лат. Alchimia, араб. Al-kîmîa, которое восходит к греч. Χημεία. См. Суолахти, Mém. Soc. Neophil. 8, 47. Клюге-Гётце 10. Гамильшег, 25.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Алхимия

(Alchemy. Alchemic) - в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности.Алхимический процесс превращения исходных неблагородных металлов в нечто более ценное - философский камень, золото или универсальный эликсир жизни - можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития челове..

Алхимия

(Alchemy. Alchemic) — в аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации KUR. ..

Алхимия

(позднелат. Alchimia), донауч. Направление в развитии химии. Возникнув в Египте (2-4 вв. Н.э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (12-14 вв.). Гл. Цель А.- нахождение т. Н. "филос. Камня" для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универс. Растворителя и пр. Положит. Роль А.- в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейств. Средства) способов получения практически ценных продуктов (минер. И растит. Краски, стёкл..

Алхимия

(от позднелат. Alchymia, alchimia. ..

Алхимия

[позднелат. Alchymia, alchimia, через араб. Алькимия. Возможно, от греч. Chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma - жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша)-одно из наименований Др. Египта, от др. -егип. Хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) - явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. Лет разл. Эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). А. Существо..

Алхимия

АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия. Согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия. По сути, алхимия сочетала в себе элементы практической химии, астрологии, философии и мистицизма. Аналогичное явление существовало в Китае и Индии.. ..

Алхимия

АЛХИМИЯ (позднелат. Alchimia) - 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы. 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5-16 вв.). 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент культуры средневековой Европы, А. Несла на себе многие черты цивилизации того времени. Среди них - причудливое сплетение учений язычества, иудаизма, христианства и искаженной античной философии. А. Отражала специфический взгляд средневекового челов..

Алхимия

(позднелат. Alchimia) - феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно-научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной целью алхимиков являлись поиски т.н. Филос. Камня ("великого эликсира", "великого магистерия", "красной тинктуры" и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Филос. Камень должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодос..

Алхимия

(нем. Alchimie, от араб. 'al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. Сложилась в III в. Н.э. В Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. У арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.В течение столетий единственным основополагаю..

Дополнительный поиск Алхимия Алхимия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алхимия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алхимия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа