Евангелия

308

(от греч. Еuangélion, буквально — благая весть) раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе (См. Христос). Е. Разделяются на канонические, т. Е. Включённые церковью в состав Нового завета (См. Новый завет), и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е. — один из главных источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е. Либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов (См. Апостолы). Канонических Е. Четыре. Три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ которых в общих чертах совпадает, называются синоптическими (от греч. Sýnopsis — совместное обозрение). Четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптических Е. Наиболее краткое — Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки и Матфея.

Помимо того, в Е. Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно называется в научной литературе Q, от нем. Quelle — источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна — самое позднее из канонических, однако некоторые современные учёные (например, В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относительной древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е. Содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей. См. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е. Спорен. Как церковная традиция, относящая Е. Марка к 40 н. Э., так и точка зрения ряда исследователей (например, советского исследователя Р.

Ю. Виппера), по которой Е. Возникли после середины 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. Некоторых намёков на иудейское восстание 66—70 следует, что Е. Появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый около 125. Скорее всего Е. Складываются на рубеже 1—2 вв. (некоторые места из Е. Использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период. Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четверти 2 в.). Место составления Е. Также дискуссионно. Канонические Е. Не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины. Е. Марка содержит значительное число латинизмов (христианский богослов рубежа 2—3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме).

Возникновение Е. Матфея и Иоанна в научной литературе связывают обычно с Сирией (вопреки церковной традиции, относящей написание Е. Иоанна к Эфесу). Запись Е. Луки относят к разным местам — от Кесарии до Рима. Авторы Е. Неизвестны, а церковная традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е. Иоанна «любимому ученику» Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. Предшествовали недошедшие записи так называемых логий (речений Иисуса Христа), которые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифических Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е. Фомы. Это Е. Содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с каноническим текстом), но никакого рассказа о его «земной биографии»].

«предъевангелие», состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах. В Е. Отразилось различие в тенденциях разных политических и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной еврейской средой, в которой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает еврейской терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языческой среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение некоторые идеи Гностицизма, чуждые синоптическим Е., оно во многом «рационализировано» — освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.

Научная критика выявила большое количество противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими), так и внутри отдельных Е. Например, по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3—4 года, а по Марку — 1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке — «на ровном месте». Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение. «Блаженны миротворцы», с другой — в уста Иисуса вложены слова. «Не мир пришёл я принести, а меч». В том же Е. Брак объявляется нерасторжимым («что бог сочетал, того человек да не разлучает»), вместе с тем обещается «жизнь вечная» тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования бедноты — блаженство обещается «нищим» (в русском переводе текст искажён.

Дано «нищие духом») и «алчущим», то в соответствующих местах Е. Матфея идёт речь о «нищих духом» и «алчущих и жаждущих правды», т. Е. Проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и общественных институтов Палестины (например, упоминание Лукой двух первосвященников — Анны и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник). В Е. Нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея и Е. Луки). «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...», «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» и т.п.

Е. Сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле. Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господствующей церкви и социального неравенства. Призывы Е. К смирению и терпению используются и ныне церковью буржуазных государств в интересах классового мира и укрепления устоев империализма. Лит. Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959. Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965. Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967.

Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969. Dibelius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tübingen, 1961. Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1—2, В., 1961. См. Также лит. При ст. Библия. А. П. Каждан.

Значения в других словарях
Ева

(древнееврейская Хавва) по библейской мифологии жена Адама, сотворённая богом из ребра Адама. Первая женщина и праматерь рода человеческого в иудаистской, христианской, затем мусульманской мифологии. Согласно легенде, по наущению змея вкусила сама и уговорила Адама отведать «запретный плод с древа познания добра и зла». За этот «грех», навлекший проклятие на всё человечество, Е. Вместе с Адамом была изгнана богом из рая. ..

Евангелические церкви

наименование ряда протестантских церквей (Евангелическая церковь аугсбургского и гельветического вероисповедания — в Австрии. Датская лютеранско-евангелическая церковь, Евангелическая церковь — в ФРГ, ГДР, Западном Берлине. Евангелическая церковь чешских братьев — в Чехословакии. Евангелическая методическая церковь — в Чехословакии и др.). Источником вероучения Е. Ц. Считают Священное писание, в первую очередь Евангелия (отсюда название). Большинство Е. Ц. — лютеранские. ..

Евангельские христиане

одна из близких баптизму христианско-протестантских сект западного происхождения. В России её последователи известны с конца 19 в. Как редстокисты — по имени лорда Г. Редстока, проповедовавшего в кругах петербургской аристократии, и как пашковцы — по имени богача и филантропа полковника В. А. Пашкова. Отдавая предпочтение евангельским заветам, Е. Х., в отличие от баптистов, считают «спасёнными» не только избранных, но и всех уверовавших в Евангелие, путь же к «спасению» каждый волен выбирать са..

Евбул

(Éubulos) (около 405—330 до н. Э.), афинский оратор и государственный деятель. Современник и политический противник Демосфена, стоявший за союз Афин с Македонией. Будучи избранным на должность государственного казначея, в 354 провёл закон об увеличении теорикона, т. Е. Зрелищных денег, предназначенных для раздачи гражданам в дни празднеств и зрелищ, и сократил расходы на военные нужды (закон действовал до 339). В 346 Е. Выступил за заключение крайне невыгодного для Афин Филократова мира с македо..

Евангелия

ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. Euangelion - благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета) - и апокрифические. Церковь приписывает авторство Евангелий апостолам либо их ученикам. Вероятно, Евангелия складывались в кон. 1 - нач. 2 вв.. ..

Евангелия

ЕВАНГЕЛИЯ (от греческого euangelion - благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Матфея, Марка>, Луки, Иоанна (входят в Новый Завет>) и апокрифические. Авторы Евангелия - апостолы> или их ученики. Время> написания Евангелия - 2-я половина 1 в. - начало 2 в.. ..

Евангелия

[гр. Euaggelion - букв. Благая весть] - 1) название раннехристианских сочинений, повествующих о жизни и учении Иисуса Христа. 2) часть Библии, содержащая четыре сочинения, признанных церковью каноническими (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), входящая в состав Нового завета и являющаяся основой христианского вероучения.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Евангелия

(от греч. Euangelion. ..

Евангелия

– ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение распространялось устно. Затем складывались более развернутые повествования, которые записывались учениками – апостолами или ближайшими учениками этих учеников. Е. Создавались примерно со второй половины I в. До IV в. Кроме 4 канонических Е. (вошедших в текст Нового Завета, существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и др. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью кан..

Евангелия

(от. Греч. Eyaggelion - благая весть) - раннехрист. Сочинения, повествующие о земной жизни мифич. Основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. Десятков написанных Е. Четыре - Е. От Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса, и Е. От Марка и Луки (их авторами церковь считает учеников апостолов Петра и Павла) - признаны церковью каноническими, т. Е. Священными. Они включены в Новый завет и богослужебные книги христ. Церкви. Остальные Е. Объявлены апокрифическими (см. Апокрифы) и..

Евангелия

(греч. Euaggљlion. Евр. Бесор( - благая, или радостная, весть), первые четыре книги новозав. Канона, посвященные земной жизни, учению, смерти и Воскресению Иисуса Христа, книги, к-рые являются средоточием и вершиной НЗ и всей Библии в целом. Хотя, кроме канонических Е. - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, - существовали и другие, Церковь признала только эти четыре подлинным выражением апостольского благовестия. Наиболее ранние письменные свидетельства о Четвероевангелии как о свящ. Книгах, приняты..

Дополнительный поиск Евангелия Евангелия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евангелия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евангелия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 9 символа