Идеализм

183

(франц. Idéalisme, от греч. Idéa — идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит Материализму в решении основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии) — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. Возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста.

А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. «...самой абсурдной из всех систем» (Избранные соч., т. 1, М. — Л., 1926, с. 28). Философский термин «И.» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле «И.» также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма. При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы.

И. Объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. С исторической предшественницей объективного И. Мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (См. Упанишады) (материальный мир — покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И. Получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический Реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель.

Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма. Наличие двух главных форм И. Не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало. Как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (Волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический Монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология — см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический Рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и Сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (Иррационализм).

Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность И., его сохранение в общественном сознании на протяжении тысячелетий. Это обстоятельство имеет свои глубокие корни. Гносеологические и социальные. Историческими истоками И. Являются присущие мышлению первобытного человека Анимизм и Антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей.

В дальнейшем гносеологическим истоком И. Становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. Дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, — таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведет к И.

«Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voilá (вот — Ред.) гносеологические корни идеализма» (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч.,5 изд., т. 29,с. 322). Эти гносеологические корни И. Закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором «...сознание в состоянии эмансипироваться от мира...» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 30). С формированием рабовладельческого общества И. Становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией. По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. Тесно связан с религией.

По сути дела, И. Возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам В. И. Ленина, философский И. Есть «...дорога к поповщине...» (см. Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 322). Многовековая история И. Весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. Достиг в немецкой классической философии (конец 18 — 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику.

С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к Иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются. Неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), Экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), Феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), Неотомизм (в католических странах). Современные философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. «Многие чувствуют что это скорее явление прошлой истории, чем живая школа наших дней...» (Ewing А. С., The idealist tradition, Glencoe, 1957, р. 3).

Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма — И., а на противопоставлении И. — реализму. Так неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного И. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами И. Лит. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К.

И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн., собр. Соч., 5 изд., т. 18. Его же, К вопросу о диалектике, там же, т. 29. Его же, Конспект книги Аристотеля «Метафизика», там же. Быховский Б., Нарский И., Соколов В., Идеализм, в кн. Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962. Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914. Черкашин П. П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961. Корнфорт М., Наука против идеализма, пер, с англ., М., 1957. Современный субъективный идеализм, М., 1957. Современный объективный идеализм, М., 1963. Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971. Willmann 0., Geschichte des Idealismus, 2 Aufl., Lpz.,1907. Ewing A.C. Idealism, L., 1934. Б. Э. Быховский.

Значения в других словарях
Идеализация (математич.)

Идеализация, процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. Характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка..

Идеализация (представление лучшим)

Идеализация (франц. Idéalisation, от idéal — идеал), представление кого- или чего-либо лучшим, более совершенным, чем он или оно есть в действительности. Наделение качествами, соответствующими идеалу. ..

Идеальная жидкость

воображаемая жидкость, лишённая вязкости и теплопроводности. В И. Ж. Отсутствует внутреннее трение, то есть нет касательных напряжений между двумя соседними слоями. Такая идеализация допустима во многих случаях течения, рассматриваемых гидроаэромеханикой, и даёт хорошее описание реальных течений жидкостей и газов на достаточном удалении от омываемых твёрдых поверхностей и поверхностей раздела с неподвижной средой. Математическое описание течений И. Ж. Позволяет найти теоретическое решение ряда ..

Идеальное

1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании. Способ бытия предмета, отражённого в сознании. В этом плане И. Обычно противопоставляется реальному. 2) результат процесса идеализации (См. Идеализация) — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело. 3) нечто совершенное, соответствующее Идеалу. Многообразные концепции И. Тяготеют к двум полюсам. Материализму и идеализму. Идеализм трактует И. Как самодовлеющее начало..

Идеализм

ИДЕАЛИЗМ (франц. Idealisme - от греч. Idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его а..

Идеализм

Философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам. Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж. С. Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно. Качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, про..

Идеализм

Противоп. - МАТЕРИАЛИЗМ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)Философское воззрение, противоположное реализму, по которому мыслимый предмет рассматривается как действительно существующий.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от idea, форма, наружность. Философское учение, отвергающее действительность внешних предметов и придающее исключительную важность понятиям и истинам, врожденным человеческому разуму. - Идеализм ..

Идеализм

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Идеализм

1. М.Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, идея - первичны и составляют основу всего существующего.2. М.1) Склонность к идеализации действительности, способность не замечать ее отрицательных сторон.2) Приверженность высоким нравственным идеалам.. ..

Идеализм

ИДЕАЛИ́ЗМ -а. М. [франц. Idéalisme]. ..

Идеализм

-а, м. 1. Философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. 2. Идеализация действительности. 3. Приверженность к высоким нравственным идеалам. II прил. Идеалистический, -ая, -ое. Идеалистические течения. Идеалистические теории.. ..

Идеализм

Идеализма, мн. Нет, At. (от латин. Idealis - идеальный) (книжн.). 1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею. Противоп. Материализм (филос.). 2. Поведение идеалиста (во 2 знач.). 3. Склонность к идеализации действительности. Его отношение к людям проникнуто крайним идеализмом.. ..

Идеализм

1. Философская доктрина, утверждающая, что единственная реальность – это психическая реальность и что это мысленное представление составляет основу всего опыта и знаний. С этой точки зрения бессмысленно говорить о существовании вещей, независимо от их восприятия и ощущения сознательным наблюдателем. Ср. С реализмом (2). 2. Установка, характеризующаяся высокими личными и общественными целями и попытками их достичь. Ср. С реализмом (3).. ..

Идеализм

(от фр. Idealisme. ..

Идеализм

(фр. Idealisme от гр. Idea - идея) - термин, введенный в 18 в. Для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. После эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого 'основног..

Идеализм

ИДЕАЛИЗМ (фр. Idealisme от гр. Idea - идея) - термин, введенный в 18 в. Для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. После эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого ..

Идеализм

- философское направление, в основании которого лежит представление о первичности, основоположности сознания и вторичности, производности, обусловленности материи. Вторичность материи означает убеждение в производности материи и природы от сознания, их обусловленности сознанием. Идеалистический подход к природным и общественным явлениям означает создание умозрительных представлений о сущности явлений и направленный подбор под них реальных фактов. В физике это проявляется в виде так называемого..

Идеализм

(фр. Idealisme от гр. Idea — идея) — термин, введенный в 18 в. Для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. — в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. После эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого "основног..

Дополнительный поиск Идеализм Идеализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Идеализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Идеализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа