Каббала

382

(древнеевр., буквально — предание) мистическое течение в Иудаизме. К. Соединила пантеистические построения Неоплатонизма и мифологемы Гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. И представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. В собственном смысле слова возникает в начале 13 в. Среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. — «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в.

И принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочёл выдать её за наследие талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи. Она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. Понимает бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно всё в предметах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. О., К. Ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации (См. Эманация)). Неопределимый Бог приходит к определённости в 10 «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвёртывания, аналогичных «эонам» гностицизма («Венец», «Мудрость», «Разумение», «Милость», «Сила», «Сострадание», «Вечность», «Величие», «Основа», «Царство»).

Соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравни гностический миф о божественном человеке, существовавшем до начала времён). Строго говоря, для К. Нет ничего, кроме и вне бога, а потому зло может быть представлено в этой строго монистической системе лишь как модус самой божественной субстанции. Особый аспект К. Составляет т. Н. Практическая К., основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога).

Важнейший авторитет практической К. — Исаак (Ицхак бен-шломо Ашкинази) Лурия, по прозвищу Ари (1534—72). Разработанная им система каббалистической теургии оказала влияние на такие мистические течения в иудаизме 17—19 вв., как саббатианство и Хасидизм. С 15 в. Интерес к К. Распространяется в кругах христианских учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами христианства в рамках универсальной, всечеловеческой религии (Дж. Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, К. Агриппа, А. Т. Парацельс и др.). Очень близко к К. Подошёл Я. Бёме в своём учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Поверхностное усвоение символов К. Можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма К. Прямо или опосредованно испытывали Г.

Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Г. Юнг, М. Бубер. Марксизм рассматривает К., как и др. Течения западно-европейской мистики (См. Мистика) этой эпохи, как фантастическое отражение в общественном сознании кризисных явлений, которыми сопровождался переход от средневековья к новому времени. Лит. Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Münch., 1956. Scholem G., Major trends in Jewish mysticism, 4 print, N. Y. 1969, p. 119-286. С. С. Аверинцев.

Значения в других словарях
Кабачник

Мартин Израилевич [р. 27.8(9.9).1908, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский химик-органик, академик АН СССР (1958. Член-корреспондент 1953). Член КПСС с 1957. Окончил 2-й Московский химико-технологический институт (1931). Заведующий лабораторией фосфорорганических соединений института элементоорганических соединений АН СССР (с 1954). Основные труды посвящены главным образом развитию химии фосфорорганических соединений и теоретическим вопросам органической химии. Им выполнены исследования в ..

Кабачник Мартин Израилевич

Кабачник Мартин Израилевич [р. 27.8(9.9).1908, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский химик-органик, академик АН СССР (1958. Член-корреспондент 1953). Член КПСС с 1957. Окончил 2-й Московский химико-технологический институт (1931). Заведующий лабораторией фосфорорганических соединений института элементоорганических соединений АН СССР (с 1954). Основные труды посвящены главным образом развитию химии фосфорорганических соединений и теоретическим вопросам органической химии. Им выполнены исследо..

Кабве

(Kabwe. До 1965 — Брокен-Хилл) город в Замбии. 67,2 тыс. Жителей (с пригородами, 1969). Железной дорогой связан с Республикой Заир и Южной Родезией. Добыча и выплавка свинца, цинка и ванадия. В 1921 в одном из рудников найден череп палеоантропа — «родезийского человека» (см. Также Брокен-хилл). ..

Кабе

(Cabet) Этьенн (1.1.1788, Дижон — 8.11.1856, Сент-Луис, США), французский публицист, писатель, утопический коммунист. Сын ремесленника, адвокат. Участник движения карбонариев и Революции 1830. Историк революции («Популярная история французской революции 1789—1830», т. 1—4, 1839—40) и издатель журнала «Ле попюлер» («Le Populaire», с 1833). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию (1834), где познакомился с Р. Оуэном. Автор книги «Как я стал коммунистом» (1840). В 1840 в роман..

Каббала

КАББАЛА (древнееврейское, буквально - предание>), мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл> Торы (Пятикнижие> в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. В Испании ("Зогар", или "Книга сияния", на арамейском языке). Так называемая практическая каббала ("каббалистика") основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек> может соучаствовать в божественном творении.. ..

Каббала

(Qabbalah) — мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр, словом (принятие, в объективном смысле — предание). Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до XIII в. По Р. Хр. Признание за К. Добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении. Главные памятники каббалистической пись..

Каббала

(древнеевр. "предание". От "каббель" - "принимать"), эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом. Каббала подразделяется на две части. Теософскую и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских п..

Каббала

Евр. Kaballah, предание. Мистическое тайное учение иудеев, имевшее целью объяснить св. Писание, которое, по мнению этого учения, должно заключать тайный смысл, понятный только необыкновенному полету ума.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)(евр. Kaballah - предание). Мистическое учение иудеев, содержавшее толкование о Боге и сотворении мира.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русск..

Каббала

Кабала, каббалистика, предание, учение. ..

Каббала

Ж.То же, что. Кабала (2*).. ..

Каббала

КАББАЛА́ -ы. Ж. [от др.-евр. Kabbālah - полученное по преданию учение] Тайное религиозно-мистическое учение о планах и цели Творца человека, получившее особое распространение в иудаизме (представляло собой смесь мистических элементов иудаизма, халдейской теологии, греческой и арабской философии, признавало также колдовство). Изучать каббалу.. ..

Каббала

(от древнеевр., букв. — предание, традиция) — устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. По существу каббала — мистическое учение в иудаизме, основанное на вере в то, что при помощи ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.. ..

Каббала

— средневековое религиозно-мистическое учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. В «Книге творения» ее анонимный автор учил, что основа всего сущего — единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика получила развитие в книге «Зогар» («Сияние»), появившейся около XIII в. Автор рассматривает божество как «бесконечное», а мир вещей — как истечение божественных сил. К. Допускает переселение душ. По К. Производятся гадан..

Каббала

КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от кото..

Каббала

(древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого нач..

Каббала

(К а б а л а) И БИБЛИЯ. Евр. Слово К. Буквально означает предание (от евр. Ле-кабел - получать), но термин этот не является эквивалентом понятия *Предание в библ.-церк. Или иудаистском смысле. Речь идет о тайной, эзотерич. Доктрине, предназначенной для избранных. К. Развилась в рамках *иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Корни ее уходят в эллинистич. Эпоху, но два основополагающих труда по К. Появились лишь в Средние века. "Книга творения" (с(фер-иецир() написана анонимным ав..

Каббала

(евр. Haq-Qabbalah — принятие, предание) — мистическое направление в иудаизме.К. Возникла в кон. XII — нач. XIII в. В Провансе и Испании. Важным центром К. Был исп. Город Жерона. Большую роль в возникновении К. Сыграла предшествующая евр. Мистика, на формирование которой оказали влияние учения неопифагореизма,неоплатонизма и гностицизма.Наиболее систематическим источником по ср.-век. К. Является кн. Зохар (евр. Has-Zohar — Сияние), вероятно, написанная во 2-й пол. XIII в. Моисеем Леонским. Зохар..

Каббала

(Евр.) Сокровенная мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная от более древних тайных доктрин, касающихся божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Все сочинения, относящиеся к категории эзотерических, именуются каббалистическими.. ..

Дополнительный поиск Каббала Каббала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каббала" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каббала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа