Анимизм

183

(от лат. Anima, animus — душа, дух) вера в существование душ и духов, т. Е. Фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами. Однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Впервые термин «А.» ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении «Theoria medica», 1708) А. Своё учение о безличном жизненном начале — душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся «ваятельницей тела». В 19 в. В совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину «А.» («Первобытная культура», 1871) двоякое значение. 1) вера в души и духов. 2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. «минимум религии» т. Е. Зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии.

Как теория происхождения религии А. Не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. Е. Его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное, запрещенное (см. Табу) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно которым А.

Предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. Е. Оживотворение всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и других отсталых народностей — это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся, даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам.

Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестественный мир душами и духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти души и духи. Например, до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. Е. Его труп. Процесс спиритуализации, т. Е. Разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе — явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале.

Таким образом, А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом или зародышем религии. А. Не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. «естественную религию», «детскую философию» человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, которое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. П. Духи, по Тайлору, — это лишь «олицетворённые причины» указанных выше явлений. Современное научное исследование показало, что корни анимистических представлений, как и всех первобытных религиозных верований, надо искать не в отдельных заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве.

Самый же главный порок анимистической теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт общественного сознания. Если как теория происхождения религии А. Оказался несостоятельным и представляет лишь исторический интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ, составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся современной наукой. Некоторые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм) настроенные буржуазные учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать современный идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде «мировых религий» и идеализмом, с одной стороны, и А.

— с другой, нет ничего общего. Другие, так называемые прамонотеисты, главой которых был патер В. Шмидт, пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. Представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь «загрязнены» верой в духов и колдовство. Разумеется, А. Подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновленных современных религий, в учениях теософов (см. Теософия) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. П., в столоверчении и «фотографировании» духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ.

Термин «А.» получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Южной Америки, Океании — приверженцы местных традиционных религий — зачисляются в общую рубрику «анимистов». Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. Как самой ранней «дикарской» религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые. Они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина «А.» в научном отношении неправомерно. Лит. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21. Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер.

С нем., М., 1923. Плеханов Г. В.,О религии и церкви. [Сб. Статей], М., 1957. Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. С англ., М., 1939. Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. С франц., М., 1954. Крывелев И. А., К критике анимистической теории, «Вопросы философии», 1956, №2. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.—Л., 1959. Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964. Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965. Б. И. Шаревская..

Значения в других словарях
Анимальный

(от лат. Animal — животное) биологический термин, означающий «животный», «относящийся к животному». А. Функции (ощущение, движение) свойственны главным образом животным. Соответственно выделяют А. Органы (органы чувств, нервная система, мускулатура). А. Полюс — область яйцеклетки животных, содержащая наибольшее количество свободной от желточной массы цитоплазмы. В А. Полюсе перед оплодотворением находится ядро. Ср. Вегетативный.. ..

Аниматизм

(от лат. Animatus — одушевлённый) вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. А. Необходимо отличать от Гилозоизма, Анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения А. В истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные (Л. Я. Штернберг и др.) рассматривают А. Как более раннюю стадию развития религии, чем ан..

Анина

(Anina) город на З. Румынии в Банатских горах, в уезде Караш-Северин. Около 12 тыс. Жит. Старейший горнопромышленный центр, возникший в связи с разработкой каменного угля. Угольные шахты (снабжают коксохимический завод в Решице), металлообрабатывающие и деревообрабатывающие предприятия. Горноклиматический курорт и центр зимних видов спорта.. ..

Анион

(от греч. Ana — вверх и ion — идущий) отрицательно заряженный ион (См. Ионы). В электрическом поле движется к положительному электроду — аноду.. ..

Анимизм

АНИМИЗМ (от лат. Anima - animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.. ..

Анимизм

АНИМИЗМ (от латинского anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов.. ..

Анимизм

(Animismus) — под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия. По этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Е. Душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание. Врачебное вмешательство должно клониться к устранению причин борьбы, а следовательно, должно помочь душе в ее борьбе с болезнетворными причинами. Последователи Сталя были извест..

Анимизм

(ново-лат., от лат. Anima - душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов, проникнутое антропоморфизмом, по которому все предметы имеют душу, а все явления природы производятся духами и демонами. Тесно связано с культом предков.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) (фи..

Анимизм

Панпсихизм. ..

Анимизм

М.Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души. Одухотворение сил и явлений природы.. ..

Анимизм

-а, м. Религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях - также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой А. Первобытных народов. II прил. Анимистический, -ая, -ое.. ..

Анимизм

Анимизма, мн. Нет, м. (от латин. Anima - душа) (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.. ..

Анимизм

(от лат. Anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. Зр. Современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для А., в отличие от аниматизма, компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию А. Англ, антрополог Э. Б. Тайлор (см. Англ, антропологическая школа) полагал, что А. - это простейшая и первичная форма религиозного сознан..

Анимизм

Вера в души и духов, одна из первичных форм религии.. ..

Анимизм

(от лат. Anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. Существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. Представлении с к.-н. Отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. Существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками надел..

Анимизм

АНИМИЗМ (лат. Anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем. Человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. Впервые ввел..

Анимизм

(лат. Anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем. Человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. Впервые ввел немецки..

Анимизм

Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы.. ..

Дополнительный поиск Анимизм Анимизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анимизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анимизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа