Карикатура

138

(итал. Caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц. В К., составляющей специфическую область проявления комического (См. Комическое) в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под К. Понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления.

К. В этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. Восходят к античной художественной культуре. Позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке (См. Лубок). Методы К. Могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате). В более узком смысле К. — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики. Гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет К. Связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил.

Зарождение жанра К. Связано с Крестьянской войной 1524—26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16—18 вв. В Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь К. С лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития К. (русская К. 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. Играет текст. Активная общественная роль К. Сказывается и в формах её бытования — самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию — и типографский станок, К. Распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т.

Д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. Несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени. Принципы классицизма обнаруживаются во многих К. Конца 18 — начала 19 вв., воздействие стиля «модерн» — в журнальной К. Рубежа 19—20 вв., связь с экспрессионизмом — у ряда немецких карикатуристов 1910—20-х гг. И т. Д. При этом К. Представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня. Этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами. Самостоятельная эстетическая значимость К. Была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. Романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест.

Но уже в 1-й половине 18 в. Картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию К. Как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 — начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К. Они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских К. Не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской К. Тогда же определилась специфическая для К.

Оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики. Таковы К.-лубки Великой французской революции, английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные «портреты» крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык К. Приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В 19—20 вв. Развитие К. Тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями.

Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены.

Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. Иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами — Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера.

Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка К. Участвовали художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908—14) и «Новый Сатирикон» (1913—18). В 20 в. К. Отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в К. Революции 1905—07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда». Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания.

Особенно сильное влияние оказала на К. Политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910—20-е гг. Передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США. Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Германии. Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции. И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. Важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В советском искусстве в первые годы Советской власти К.

Стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в «Окнах РОСТА») революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской К. — её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920—30-х гг. В РСФСР и др. Республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной К. Среди её мастеров — И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А.

М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 К. Как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в «Окнах ТАСС»). В послевоенный период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма.

Мастера советской. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы. Лит. Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]. Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура Германии 1848—1870 годов, М. — Л., 1931. Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. — Л.,1932. Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935. Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40—50-х годов XIX века, М., 1937. Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955.

Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961. Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963. Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970], с. 129—136. Champfleury [Fleury-HussonJ.], Histoire de la caricature,..., [livres] 1—5, P., 1865—80. Fuchs Е., Die Karikatur der europäischen Völker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2. Aufl., Bd. 1—2, В., 1902, 3. Auf]., Bd 1—2, В., 1904. Hofmann, W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956. Г. Ю. Стернин. Лубочная картинка «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Гравюра на дереве. 1-я четверть 18 в. П. М. Шмельков. «Купец у фотографа». Акварель. 1860-е гг. И. М. Семёнов. «Портрет дармоеда». Журнал «Крокодил».

1959. И. И. Теребенёв. «Французский вороний суп». Офорт, акварель. Около 1812. Л. В. Сойфертис. «Памятник». Тушь, акварель. 1961. Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно ТАСС» и газета «Правда». 1943. Б. Е. Ефимов. «Циркуляркин за работой». Журнал «Крокодил». 1954. Д. С. Моор. «Архивная достопримечательность». Газета «Утро России». 1917. Неизвестный художник. «В городе спокойно, движение возобновилось». Журнал «Стрелы». 1905. Ре-ми (Н. В. Ремизов). «Бескорыстный». Журнал «Сатирикон». 1910. И. В. Бугаевский-Благодарный. «Любопытный». Перо. 1820-е гг. А. О. Орловский. «Французский эмигрант Дю Селон». Акварель, итальянский карандаш. 1806. Карикатура. Х. Бидструп. «Саботаж». 1943. С. Стейнберг. «Без слов». Перо. 1950-е гг. О. Домье. «Все мы честные люди, обнимемся». Литография. 1834. Ш. Филипон. «Груша» (карикатура на Луи Филиппа).

Гравюра на дереве. 1830-е гг. Т. Роулендсон. «Хирургия». Акватинта. 1785. Ж. Грос. «Процветание». Перо. 1925. Ф. Эллис. «Довольно толкаться!». Газета «Дейли Уоркер». 1947. Ж. Пилотель. «Домовладелец в дни Парижской Коммуны». Литография. 1871. У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751. Дж. Гилрей. «Моды». Офорт. 1794. Ф. Гойя. «А не умнее ли ученик?». Офорт из серии «Капричос» (1797—98). Т. Штиммер. «Голова медузы Горгоны» (антипапская карикатура). Гравюра на меди. 1577. О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!». Гравюра на дереве. 1834. В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва..

Значения в других словарях
Карийская каторга

политическая каторга в царской России на р. Каре (Забайкалье), часть Нерчинской каторги (См. Нерчинская каторга). Возникла в 1838. Для разработки золотых россыпей на Кару отправляли каторжан, сначала уголовных, а с 1873 и политических. На Каре было 7 тюрем, из них 1 политическая, построенная в 1881. К. К. Отбыло 211—217 политических заключённых (из них 32 женщины), главным образом народники, осуждённые по процессам 70—80-х гг. (И. Н. Мышкин, Е. К. Брешко-Брешковская, Е. Н. Ковальская, Н. А. Ишу..

Карийская трагедия

массовое самоубийство политических заключённых в России на Карийской каторге (См. Карийская каторга) в 1889. Политические заключённые этой каторги постоянно сопротивлялись произволу тюремного начальства. 11 августа 1888 за отказ встать перед приамурским генерал-губернатором А. Н. Корфом заключённая Е. Н. Ковальская была переведена в Читинскую тюрьму. Перевод сопровождался издевательствами. Узнав об этом, её товарищи (М. П. Ковалевская, М. В. Калюжная и Н. С. Смирницкая) потребовали уволить вино..

Карикаш

(Karikás) Фридьеш (4.11.1892, с. Борошшебеш, — 5.3.1938, Москва), венгерский писатель. Член КПСС с 1917. В годы 1-й мировой войны 1914—1918, находясь в рядах австро-венгерской армии, в 1914 попал в русский плен. В дни Октябрьской социалистической революции участвовал в уличных боях в Москве. В 1918 вернулся в Венгрию, был политическим комиссаром 39-й бригады, боровшейся за Венгерскую советскую республику, после поражения которой жил в эмиграции. В начале 30-х гг. Возвратился на родину, но был ар..

Карикаш Фридьеш

Карикаш (Karikás) Фридьеш (4.11.1892, с. Борошшебеш, ‒ 5.3.1938, Москва), венгерский писатель. Член КПСС с 1917. В годы 1-й мировой войны 1914‒1918, находясь в рядах австро-венгерской армии, в 1914 попал в русский плен. В дни Октябрьской социалистической революции участвовал в уличных боях в Москве. В 1918 вернулся в Венгрию, был политическим комиссаром 39-й бригады, боровшейся за Венгерскую советскую республику, после поражения которой жил в эмиграции. В начале 30-х гг. Возвратился на родину, н..

Карикатура

КАРИКАТУРА (итал. Caricatura - от caricare - нагружать, преувеличивать), изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Жанр изобразительного искусства (обычно графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, ..

Карикатура

Рисунок или скульптурное произведение, имеющее целью осмеять кого-нибудь или какое-нибудь деяние, общественное событие, общественный строй и т. П. Чтобы обратить внимание на известное лицо, усиливают его физические недостатки и особенности в рисунке, что составляет собственно шарж (charge), первую степень комического, тогда как юмор в К. Представляет вторую, а сатира — третью и высшую степень, наиболее содержательное комическое произведение. Вопрос о древности К. Решается различно, но существова..

Карикатура

-ы, ж.. ..

Карикатура

(итал. Caricatura, от carica - обременение). 1) изображение кого или чего-либо в смешном виде на рисунке. 2) смешное подражание.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) представление кого или чего-ниб. В смешном или уродливом виде. 2) неудачное смешное подражание.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)итал. Caricatura, от carica, обременение, нагруженье. А) Изображение кого или че..

Карикатура

См. Насмешка, преувеличение, рисунок.... ..

Карикатура

Рисунок, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде. Иноск. - извращениеСр. Перспективы бредов до такой степени растяжимы, что никакая карикатура не в силах наметить (их) границу.Салтыков. Пестрые письма. 7.Ср. Теперь заране торжествуя,Он стал чертить в душе своейКарикатуры всех гостей.А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 5, 31.Ср. Но наше северное лето...Карикатура южных зим...А.С. Пушкин. Евгений Онегин. 4, 50.Ср. Caricature (charge) - charger le char - переполнить груз.Ср. Итал. Caricatura (caric..

Карикатура

Ж. Франц. Рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде. Перелицовка. Картина, изваянье, словесное сочинение подобного содержания Карикатурный, относящ. К карикатуре. Каракатурить, изображать кого или что карикатурно, смешно, перелицовывать. Каракатурщик м. -щица ж. Перелицовщик, сочинитель, рисовщик карикатур.. ..

Карикатура

Ж.1) Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое).2) перен. Жалкое, искаженное подобие кого-л., чего-л.. ..

Карикатура

КАРИКАТУ́РА -ы. Ж. [итал. Caricatura]. ..

Карикатура

-ы, ж. 1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-н. Злая к. К. На бюрократов. 2. Перен. Смешное, жалкое подобие чего-н. Эта картина —к. На искусство. II прил. Карикатурный, -ая, -ое.. ..

Карикатура

Карикатуры, ж. (ит. Caricatura). 1. Рисунок, изображающий кого-что-н. В заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта. || Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников. 2. Смешное подобие кого-чего-н., неудачное, слабое подражание. Наше северное лето - карикатура южных зим. Пушкин.. ..

Карикатура

Заимствовано из итальянского, где caricatura образовано от глагола caricare – "грузить", восходящего к латинскому canicare (с тем же значением). , таким образом, это "загруженный, тяжелый рисунок", на котором изображаемому приданы преувеличенные (карикатурные) черты.. ..

Карикатура

Заимств. В конце XVIII в. Из итал. Яз., где carricatura «карикатура» <. «преувеличение, перегрузка» — суф. Производное от carricare «нагружать» (исходное слово — carro «телега», см. Карета). Карикатура исходно — «рисунок с преувеличением свойств изображаемого».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Карикатура

Французское – caricature.. ..

Карикатура

Карикату́ра Через нем. Karikatur (с 1763 г. См. Шульц–Баслер I, 332) или непосредственно из ит. Caricatura (букв. "перегрузка") от саriсаrе "нагружать" (Гамильшег, 187).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Карикатура

КАРИКАТУРА (от итальянского caricare - нагружать) - изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. Называют иногда шаржем (от того же слова, что и К., но в его французской редакции charger). Термин К. Применим ко всем искусствам, но наибольшей отчетливостью пользуется в области изобразительных искусств.Способы, при помощи к-рых достигается карикатурное искажение, ве..

Карикатура

КАРИКАТУРА. ..

Карикатура

        (итал. Caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувели- чения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц. Сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявлени..

Дополнительный поиск Карикатура Карикатура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карикатура" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карикатура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа