Ёмкость рынка
возможный объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной потребности, которая представлена на рынке, обеспечена денежным эквивалентом и удовлетворяется за счёт купли-продажи. Выделяют Ё. Р. Средств производства и Ё. Р. Предметов потребления. Ё. Р. Средств производства — фактическая или потенциальная потребность народного хозяйства в машинах, сырье, топливе и энергии, производственных услугах, размеры которой зависят от темпов развития различных отраслей общественного производства, его специализации, роста производительности труда и др. Факторов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы производства.
Ё. Р. Предметов личного потребления — фактический или будущий спрос на потребительские блага и услуги. Говоря о пределах, в которых представленная на рынке общественная потребность в потребительских товарах и услугах отклоняется от действительных размеров совокупной общественной потребности, К. Маркс указывал. «. Количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше...» (Маркс К. И Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206). Ё. Р. Предметов личного потребления имеет объективную тенденцию к расширению, материальной основой которой является, как указывал В.
И. Ленин, процесс возрастания уровня потребностей населения. Масштабы расширения Ё. Р. Зависят от социально-экономических факторов. Степени и уровня развития товарного производства и производит. Сил общества. Роста национального дохода, соотношения между потреблением и накоплением. Пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления. Уровня денежных доходов, политики цен и др., которые в конечном итоге определяют объём и структуру спроса населения, а также организаций, предприятий и учреждений на товары и услуги. Характер и темпы процесса расширения Ё. Р. Зависят прежде всего от общественного строя. В капиталистическом обществе большую долю совокупного общественного продукта присваивают эксплуататорские классы.
Стремление получить максимальную прибыль и конкурентная борьба побуждают капиталистов к безграничному расширению производства. Однако свойственные капитализму тенденции к абсолютному и относительному ухудшению положения трудящихся ведут к одновременному ограничению потребления товаров народными массами и, следовательно, сдерживают расширение Ё. Р., что чрезвычайно обостряет проблему рынка. «Империализм, — говорится в Программе КПСС, — бессилен решить эту проблему, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного спроса трудящихся от роста производства» (1971, с. 28). Совершенно иначе обстоит дело в социалистическом обществе, основным законом которого является всё более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся.
Социализм создаёт наиболее благоприятные условия для постоянного планомерного расширения Ё. Р. Рост Ё. Р. В социалистическом обществе определяется планомерными изменениями пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, фонда личного потребления и денежных доходов населения, структуры производства товаров с учётом общественных потребностей в каждом из их видов и др. Социалистическое государство, определяя в народно-хозяйственных планах темпы роста этих показателей, проводя соответствующую политику цен, тем самым сознательно регулирует процесс расширения Ё. Р. В интересах всего народа. О масштабах расширения Ё. Р. В СССР можно судить по темпам роста розничного товарооборота. В 1970 он составил 155,2 млрд. Руб., что почти в 3 раза больше, чем весь фонд личного потребления в 1950.
Высокие темпы роста розничного товарооборота сохранятся и в 9-й пятилетке. В 1975 он увеличится в 1,4 раза по сравнению с 1970. Лит. Маркс К., Капитал, т.3, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, гл. 10. Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. Собр. Соч.,5 изд., т.1. Его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Струмилин С. Г., На плановом фронте,. М., 1956. Корженевский И. И., Ёмкость рынка и методы её исчисления, М.,1962. Крутиков Ф. А., Теоретические основы определения ёмкости рынка, М., 1965. Ф. А. Крутиков.
Дополнительный поиск Ёмкость рынка
На нашем сайте Вы найдете значение "Ёмкость рынка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ёмкость рынка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ё". Общая длина 13 символа