Ёмкость рынка

701

возможный объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной потребности, которая представлена на рынке, обеспечена денежным эквивалентом и удовлетворяется за счёт купли-продажи. Выделяют Ё. Р. Средств производства и Ё. Р. Предметов потребления. Ё. Р. Средств производства — фактическая или потенциальная потребность народного хозяйства в машинах, сырье, топливе и энергии, производственных услугах, размеры которой зависят от темпов развития различных отраслей общественного производства, его специализации, роста производительности труда и др. Факторов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы производства.

Ё. Р. Предметов личного потребления — фактический или будущий спрос на потребительские блага и услуги. Говоря о пределах, в которых представленная на рынке общественная потребность в потребительских товарах и услугах отклоняется от действительных размеров совокупной общественной потребности, К. Маркс указывал. «. Количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше...» (Маркс К. И Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206). Ё. Р. Предметов личного потребления имеет объективную тенденцию к расширению, материальной основой которой является, как указывал В.

И. Ленин, процесс возрастания уровня потребностей населения. Масштабы расширения Ё. Р. Зависят от социально-экономических факторов. Степени и уровня развития товарного производства и производит. Сил общества. Роста национального дохода, соотношения между потреблением и накоплением. Пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления. Уровня денежных доходов, политики цен и др., которые в конечном итоге определяют объём и структуру спроса населения, а также организаций, предприятий и учреждений на товары и услуги. Характер и темпы процесса расширения Ё. Р. Зависят прежде всего от общественного строя. В капиталистическом обществе большую долю совокупного общественного продукта присваивают эксплуататорские классы.

Стремление получить максимальную прибыль и конкурентная борьба побуждают капиталистов к безграничному расширению производства. Однако свойственные капитализму тенденции к абсолютному и относительному ухудшению положения трудящихся ведут к одновременному ограничению потребления товаров народными массами и, следовательно, сдерживают расширение Ё. Р., что чрезвычайно обостряет проблему рынка. «Империализм, — говорится в Программе КПСС, — бессилен решить эту проблему, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного спроса трудящихся от роста производства» (1971, с. 28). Совершенно иначе обстоит дело в социалистическом обществе, основным законом которого является всё более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся.

Социализм создаёт наиболее благоприятные условия для постоянного планомерного расширения Ё. Р. Рост Ё. Р. В социалистическом обществе определяется планомерными изменениями пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, фонда личного потребления и денежных доходов населения, структуры производства товаров с учётом общественных потребностей в каждом из их видов и др. Социалистическое государство, определяя в народно-хозяйственных планах темпы роста этих показателей, проводя соответствующую политику цен, тем самым сознательно регулирует процесс расширения Ё. Р. В интересах всего народа. О масштабах расширения Ё. Р. В СССР можно судить по темпам роста розничного товарооборота. В 1970 он составил 155,2 млрд. Руб., что почти в 3 раза больше, чем весь фонд личного потребления в 1950.

Высокие темпы роста розничного товарооборота сохранятся и в 9-й пятилетке. В 1975 он увеличится в 1,4 раза по сравнению с 1970. Лит. Маркс К., Капитал, т.3, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, гл. 10. Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. Собр. Соч.,5 изд., т.1. Его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Струмилин С. Г., На плановом фронте,. М., 1956. Корженевский И. И., Ёмкость рынка и методы её исчисления, М.,1962. Крутиков Ф. А., Теоретические основы определения ёмкости рынка, М., 1965. Ф. А. Крутиков.

Значения в других словарях
Ёмкостное сопротивление

см.Сопротивление ёмкостное. ..

Ёмкостный датчик

измерительный преобразователь неэлектрических величин (уровня жидкости, механические усилия, давления, влажности и др.) в значения электрической ёмкости. Конструктивно Ё. Д. Представляет собой Конденсатор электрический плоскопараллельный или цилиндрический (рис.). Различают Ё. Д., действие которых основано на изменении зазора между пластинами или площади их взаимного перекрытия, деформации диэлектрика, изменении его положения, состава или диэлектрической проницаемости. Наиболее часто Ё. Д. Прим..

Ёмкость электрическая

см.Электрическая ёмкость. ..

Ёмца

I река в Архангельской области РСФСР, левый приток Северной Двины (впадает в рукав Репный). Длина 188 км, площадь бассейна 14 100 км2. Питание снеговое и дождевое. Средний годовой расход воды у с. Сельцо около 70 м3/сек. Сплавная. Судоходна в нижнем течении (около 25 км от устья). II посёлок городского типа в Плесецком районе Архангельской области РСФСР. Ж.-д. Станция на линии Москва — Архангельск, в 172 км к Ю. От Архангельска. Предприятия лесозаготовительные и ж.-д. Транспорта. ..

Емкость Рынка

Англ. Market capacity возможный объем продажи определенных товаров на рынке, совокупный платежеспособный спрос покупателей при данном уровне цен и в данное время.. ..

Емкость рынка

Англ. Market capacity возможный объем продажи определенных товаров на рынке, совокупный платежеспособный спрос покупателей при данном уровне цен и в данное время.. ..

Емкость рынка

Емкость рынка - общий объем спроса на товар, услугу. Информация о рынке - широкий круг специально собранных, обработанных и проанализированных сведений, используемых при принятии управленческих решений.. ..

Емкость Рынка

- возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.. ..

Емкость Рынка

Потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Е.р. Изменяется во времени.. ..

Емкость Рынка

- потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Е.р. Изменяется во времени.. ..

Емкость Рынка

- потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Е.р. Изменяется во времени.. ..

Дополнительный поиск Ёмкость рынка Ёмкость рынка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ёмкость рынка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ёмкость рынка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ё". Общая длина 13 символа