Антропология

199

(от Антропо. И ...Логия) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. Среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «. Переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1969, с. 158). За рубежом в А. Включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию (См. Археология). А., в принятом в советской науке понимании, содержит следующие основные разделы. Морфологию человека (См. Морфология человека), учение об Антропогенезе и Расоведение. С середины 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под названием «биология человека».

Морфология человека подразделяется на соматологию (См. Соматология) и мерологию (См. Мерология). Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии (См. Геронтология) и т.п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами (См.

Приматы). В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека — высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией Палеолита, геологией Плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. Рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Расоведение — раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется «этнической» А. Последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т. Е. Племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, А. Ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А.

Вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. Имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики (См. Популяционная генетика), уточнения некоторых вопросов мед. Географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма. В понятие «биология человека» некоторые учёные включают почти всё содержание А., обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин.

Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям. Сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Методы исследования. А. Изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная — антропометрии (См. Антропометрия). В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются Краниология, Остеология, Одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной А. Распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др.

В расоведении большое значение получил т. Н. Географический метод, т. Е. Картографирование значений отд. Расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа. Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками. Краткий исторический очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок.

460—377 до н. Э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. До н. Э.). Наибольший вклад в А. Был сделан натуралистами и философами, которые ещё до н. Э. Обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл).

Аристотель построил «лестницу животных», расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. Млекопитающими. В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник А. Дюрер, например, написал специальный трактат «Четыре книги о пропорциях» (1528). Великие географические открытия (15—16 вв.) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х.

Колумб), с народами Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. В том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов (См. Антиподы), показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в «Святой земле», Значительным событием в истории А. 17 в. Были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, например англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. Были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе. Во Франции — Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии — И. Кант, в России — А. Н. Радищев.

Большое значение для А. Имела деятельность шведского натуралиста К. Линнея, который в труде «Система природы» (1 изд. 1735. 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода — человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов — Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И.

Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологических типах Австралии и Океании — главным образом благодаря путешествиям Дж. Кука. Сибири — в результате экспедиций русских учёных (см. Ниже). Продвинулось сравнительно анатомическое изучение приматов. Попытки разработать методы сравнительного описания в А. Были сделаны голландским анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. Было утверждение в биологии эволюционного учения (См. Эволюционное учение). Французский естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире.

Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в «Философии зоологии» (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин — два больших труда — «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, главным образом английского учёного Т. Гексли и немецкого учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных.

В 20 в. Было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека — Гигантопитеков, австралопитеков (См. Австралопитеки), Питекантропов, неандертальцев (См. Неандертальцы) и т.д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат французским учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, немецкому учёному Г. Швальбе, английским учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, американским учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голландским учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейцарским учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чешскому учёному Э. Влчеку и многим другим. Влияние эволюционного принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификационные таблицы сменились в расоведении построением «родословных древ».

Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистическая обработка массовых материалов потребовала разработки математических приёмов, которые позволили производить вычисление не только средних арифметических, но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см. Биометрия). К 20 в. Относится расцвет применения во всех областях А.

Математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. Датируется формирование А. Как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах — в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др.

Возникновение этих обществ и место, которое заняло в научных программах некоторых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени. 19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Общественное внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий «нации» и «расы». Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия «раса». Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861—65).

События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи « Место негра в природе» выступил (1864) с попыткой научно обосновать «теорию» неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. И 20 в. Характерно стремление синтезировать две важные области А. — теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектического понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о современных расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакционные направления, получившие название Социальный дарвинизм, антропосоциология, политическая антропология и т.п.

Эти лжеучения представляют собой различные формы Расизма, который лег в основу государственной идеологии гитлеровской Германий и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома немецкого фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологическое обоснование А. Как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качественном своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах советских антропологов, унаследовавших и продолживших традиции своих предшественников и учителей. А. В России зародилась в начале 18 в.

Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. Была организована Великая Северная экспедиция (1733—43), причём в инструкции, которую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологическая программа. Ценные антропологические сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академической экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768—1774). В начале 19 в. Русские мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира.

Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный в 1792—96 в Илимской ссылке. В 19 в. Выдающееся значение имели антропологические работы К. М. Бэра, пополнившего краниологические коллекции анатомического кабинета Петербургской АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетического происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу основанного в 1845 Географического общества этнографические и антропологические исследования. Большую роль в развитии А. Сыграли революционные демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист.

Судеб народов, а не их расовой принадлежности, Большой вклад в А. Был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, главным образом исследованиями расового состава и культуры папуасов и других народов Океании, а также научным обоснованием теории монофилетического происхождения человечества. Он первым обосновал в отечественной А. Идею равенства человеческих рас. Основателем антропологической школы в Московском университете, оказавшей огромное влияние на развитие А. В России, был профессор зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологический отдел общества любителей естествознания, ставший центром расовых и других антропологических исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологическую выставку, получившую международное признание.

Её коллекции составили основу Музея антропологии Московского университета. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Московском университете кафедру антропологии, а в 1922 — институт антропологии. Бунаку принадлежит значительная роль в развитии всех разделов А. В СССР. Для советской А. Характерны огромный размах исследований во многих её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнической А. И морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретические обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнительная анатомия разных органов человека и обезьян.

Были выяснены основные направления развития мозга приматов и специфические черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящен эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологическому материалу основные положения теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Восточной Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мустьерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешык-Таш (См.

Тешик-Таш) в Средней Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселье в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Габуния и др., 1961). На основании этих и других многочисленных фактических данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяцкий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.). В разделе расоведения большое значение имели систематические сборы антропологического материала, охватившие почти всю территорию СССР.

Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании многих народов СССР путём использования современного и ископаемого материала в качестве исторического источника. Подвергнуто анализу само понятие «человеческая раса», а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гохман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значительное место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяционной генетики на соматических и серологических материалах (Ю.

Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас. В области морфологии человека разрабатывалось учение о физическом развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологических особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов. Советские антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации (См.

Акцелерация), т. Е. Наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиологического развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьева). Изучались вопросы о применении математических методов к разрешению антропологических задач, например таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерительных признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, территориальными, профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.). Выводы получили применение в промышленности. Позволили построить антропологические стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредственную пользу оказывают данные А. В судебной медицине, в частности для т. Н. Словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства. Помимо Московского университета, где есть специальный Научно-исследовательский институт А. И где на кафедре А. Биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. В СССР ведутся в различных лабораториях, в институтах АН, в университетах и других учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. В союзных республиках. Грузинской ССР (М.

Г. Абдушелишвили), Казахской ССР (О. Исмагулов), Узбекской ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Украинской ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эстонской ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк). Антропологические учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвященные становлению человека, формированию человеческих рас и т.д. Значительную роль в пропаганде антропологических знаний играют Музей института антропологии Московского университета и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде. Лит. Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, «Русский антропологический журнал», 1900, № 1. Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, «Вопросы антропологии», 1962, в.

10. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., Антропология. Краткий курс, М., 1941. Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963. Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960. Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963. Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967. Human Biology, Oxford, 1964. Jubilé du Centenaire de la Société d’Antropologie de Paris, P., 1959. Martin D., Lehrbuch der Antropolgie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1956—60. Montagu А., An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, 1960. Периодические издания. «Вопросы антропологии», Москва (с 1960). «L'Anthropologie», Paris (с 1890). «Journal of the Royal Anthropological Institute», London (c 1871).

«Zeitschrift für Morphologic und Anthropologie», Stuttgart (c 1899). «Przegd Anthropologiczny», Poznan (c 1926). «L'Anthropologie», Praque (1923—41). «American Journal of Physical Anthropology», Philadelphia (c 1918). «Current Anthropology», Chicago (c.1960). Я. Я. Рогинский..

Значения в других словарях
Антропологические типы

группы людей, объединённых общим происхождением, проявляющимся в общности наследственных физических признаков. В широком смысле А. Т. Являются синонимом человеческих рас. Чаще, однако, под А. Т. Подразумевают мелкие единицы антропологической классификации, относящиеся к одной большой расе (европеоидной, монголоидной, негроидной и т. П.).. ..

Антропологический принцип

см. Антропологизм.. ..

Антропометр

антропологический инструмент для измерений главным образом длины тела (роста) и высот антропометрических точек у человека над уровнем пола (см. Антропометрия), а также некоторых размеров по поперечной и передне-задней осям. Широко известен антропометр Мартина, удобный при работе в полевых условиях. В. П. Чтецов.. ..

Антропометрия

(от Антропо. И ...метрия (См. …метрия)) совокупность методических приёмов в антропологических исследовании, заключающихся в измерении и описании (антропоскопия) тела человека в целом и отдельных его частей и позволяющих дать количественную характеристику их изменчивости. Массовость антропометрических исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, профессиональных, половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов. Возникновение А. ..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо. И ...логия) - наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии. Морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, вл..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо...> и...логия), наука> о происхождении и эволюции человека (антропогенез), образовании и распространении человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как специальная наука> выделилась в середине 19 в.. ..

Антропология

По словопроизводству есть учение (ανθρωπος — человек, λόγος — слово, учение) о человеке. Но так как все доступные нашему пониманию знания или касаются непосредственно человека, или являются следствием отношений человека ко вселенной, то в последнее время у большинства исследователей составилось определение, что А. Есть учение о естественной истории или природе человека в частности. Из этого определения очевидно, что во все времена большинство ученых, в особенности физиков, врачей и натуралистов,..

Антропология

-и, ж.. ..

Антропология

(от греч. Anthropos - человек, и logos - слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и по отношению к душе. В более частном смысле а. Занимается всесторонним изучением человеческих рас в связи с их культурным развитием и выяснением места человека в природе.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков ..

Антропология

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Антропология

Ж. Греч. Наука о человеке. Человековедение. Учение о человеке, как о животном и о духе. По плоти человека, это анатомия и физиология. По духу его, психология, наука о теле и о духе, душе. Антропологический, антропологичный, к сему относящийся. Антрополог м. Сведущий в науке этой, более в значении психолог, душеслов. Антропотомия ж. Биотомия, анатомия человека, учение о строении тела его. Антропоморфизм м. Очеловечение, олицетворение. Придание вымышленному божеству человеческого образа, изображен..

Антропология

Ж.Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека.. ..

Антропология

-и, ж. Наука о биологической природе человека. II прил. Антро-. ..

Антропология

Антропологии, мн. Нет, ж. (от греч. Anthropos - человек и logos - учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.. ..

Антропология

(антропо- + греч. Logos учение) наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

(Антропо- + греч. Logos учение)наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

(антропо- + греч. Logos учение) - наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

- см. Человекознание.. ..

Антропология

(онантропо. И ...логия), наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физич. Строения человека. Как самостоят. Наука сформировалась в сер. 19 в. Осн. Разделы А. Морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединённых под назв. "биология человека" (изучение физиол., биохим. И генетич. Факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма..

Антропология

(от антропо и логия) — наука (межотраслевая дисциплина на грани естественных и общественных разделов науки) о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.. ..

Антропология

(или антропологическая наука) - в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное понимание содержания антропологии. 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов из..

Антропология

(от антропо. И ...логия), наука о человеке. С сер. 19 в. В определении содержания и места А. Среди наук наметились две осн. Тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов франц. Просветителей 18 в., трактовала А. Как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия - физич. (анатомо-морфологич.) организацию человека, его материальную и духовную культуру, психологию, язык и т. Д. В таком, расширительном, толковании А. Понимается в США и большинстве стран Зап. Евр..

Антропология

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.. ..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology), реже - общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. А. Фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны - на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов..

Антропология

(от греч. Anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ (см. Теория происхождения видов) и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. П. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально ..

Антропология

(от греч. Ґn(rwpoj - человек и lТgoj - учение) БИБЛЕЙСКАЯ, раздел библейского *богословия, к-рый рассматривает учение Слова Божьего о природе человека. Трудности задач, стоящих перед библ. А., вытекают из разнообразия терминов, к-рыми описывается человеческое существо в Свящ. Писании. Наиболее ясным является учение о человеке как венце и царе творения. Он создан по "образу" и "подобию Божию" (Быт 1:26), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, це..

Дополнительный поиск Антропология Антропология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антропология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антропология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 12 символа