Авеста

240

(«Аве́ста») собрание священных книг Зороастризма, религии, распространённой в древности и в раннем средневековье в Иране, Средней Азии, Азербайджане и Афганистане. До сих пор используется в богослужении у парсов (Индия). Сделанная на основе многовековой устной традиции запись текста «А.», кодифицированного при Сасанидах [3—7 вв.], составила 21 книгу (наск). До нашего времени дошло не более 1/4 этого текста. «А.» известна в двух редакциях (вариантах). 1-я — собрание молитвенных отрывков из разных книг «А.» и 2-я, состоящая из следующих частей. Вендидад — свод религиозных и юридических предписаний. Висперед и Ясна — молитвенные песнопения. Яшты — гимны зороастрийским божествам. «Малая А.» — молитвы. Древнейшая часть «А.» — гаты (гимны) — часть Ясны, приписываемые пророку Заратуштре (См.

Заратуштра) (Зороастру). В отличие от гат, остальные части «А.» называют «Младшей А.». Все части «А.», особенно Ясна и Яшты, включают много мифологических элементов. Большинство современных учёных считает, что «А.» возникла в 1-й половине 1-го тыс. До н. Э. В одной из областей Средней Азии или соседних территорий Северо-Зап. Афганистана и Северо-Вост. Ирана. «Младшая А.» (включающая и Яшты) отражает процесс соединения (как обычно считают — с 5 в. До н. Э.) учения Зороастра, развитого его последователями, с чуждыми проповеди этого пророка верованиями и обрядами старых племенных культов и не ортодоксальных с точки зрения зороастризма религиозных систем, распространённых на территориях иранских государств — ахеменидского, парфянского и сасанидского.

Пополнение и изменение «А.» происходило во многих областях расселения иранских народностей. Поэтому «А.» является общим памятником многих народов, важным для изучения их истории, социальных и политических институтов, быта, культуры, религиозных верований, фольклора и литературных традиций. «А.» сохранила некоторые художественные отрывки, преимущественно мифологического характера. В них много поэтических фигур, встречаются элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гимны гат полностью метризированы (пять различных силлабических размеров). Впервые на европейский язык (франц.) «А.» переведена и опубликована (1771) Анкетиль-Дюперроном. «А.» породила огромную научную литературу. Изд. «A.». Avesta. Die heiligen Bücher der Parsen, hrsg.

Von K. F. Geldner, Bd 1—3, Stuttg., 1886—95. Переводы «A.». Avesta. Die heiligen Bücher der Parsen, übers. Auf der Grundlage von Chr. Bartholomae's altiran. Wörterbuch von F. Wolff. Unveränderter Nachdruck, B., 1924. Die Gathas des Awesta..., Übers. Von Chr. Bartholomae, Stras., 1905. The hymns of Zarathustra, with introd. And comment. By J. Duchesne-Guillemin, [Boston], 1963. Лит. Брагинский И. С., Из истории тадж. Нар. Поэзии. М., 1956 (переводы из «Авесты»). Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ., с. 343—45, 360—63). Duchesne-Guillemin J., La religion de I' Iran ancien, P., 1962 (библ.). Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.). И. С.Брагинский, Э. А.Грантовский..

Значения в других словарях
Аверченко

Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, — 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала «Сатирикон», с 1913 редактор «Нового сатирикона». В юмористических рассказах и фельетонах высмеивал пошлость буржуазного быта (сборник «Весёлые устрицы», 1910, и др.). После 1917 эмигрировал. Книгу рассказов «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с поз..

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, ‒ 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала «Сатирикон». ..

Авестийский язык

один из древних языков иранской группы, на котором написан древнеиранский религиозный памятник «Авеста». Различают два диалекта — более архаичный, гатский, на котором написаны молитвы (гаты) древнеиранского религиозного реформатора Заратуштры (См. Заратуштра) (Зороастра), и позднеавестийский. Древнейшие части «Авесты» восходят к 1-й половине 1-го тыс. До н. Э. Уже тогда А. Я. Не был разговорным, а отражал в своей лексике, синтаксисе, стиле традиционные каноны устной культовой литературы. В даль..

Аветисян

(настоящая фамилия Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. Отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли. Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Балабек («Оп..

Авеста

"АВЕСТА" - древнеиранский религиозный памятник. В зороастризме собрание священных книг. "Авеста" возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. До н. Э. Текст "Авесты" кодифицирован при Сасанидах (3-7 вв.). Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам. Включает многие мифологические элементы.. ..

Авеста

"АВЕСТА", древнеиранский религиозный памятник>. В зороастризме - собрание священных книг. "Авеста" возникла, видимо, в 1-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Текст кодифицирован при Сасанидах (3 - 7 вв.). Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны божествам.. ..

Авеста

[ср.-перс.] - священные книги у некоторых древних народов Ирана, Афганистана и других стран. С комментариями называется Зенд-Авеста. Ранние части приписываются преданием пророку Заратуштре (Зороастру) - между Х и VI вв. До н. Э.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)священ. Письмена древ. Персов.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)см. ЗЕНД-АВЕСТА.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского яз..

Авеста

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Авеста

АВЕСТА - дошедшие до нас остатки некогда более обширной литературы на одном из древнеиранских яз., к-рые составляют поныне литургическую и обиходно-церковную книгу парсов-зороастрийцев. Термин «А.» (awastДЃg Библиография. Издания А. Westergaard N. L., The Zand texts, Kopenhagen, 1852-1854. Geldner K. F., A. - die heiligen Bücher der Parsen, Stuttgart, erster Teil, Yasha, 1886. Zweiter Teil, Vispered und Khorde, A., 1889. Dritter Teil, Vendidad, 1895. Переводы A. Darmesteter James, Le Zend - A.,..

Авеста

- древнеиранское собрание священных книг зороастризма. Авеста возникла, видимо, в 1-й половине 1-го тыс. До н.э. Из записанных в 3- 7 вв. При Сасанидах свыше 20 книг, часть которых приписывается основателю религии Заратуштре, сохранилось не более 1/4 текста (в том числе молитвы, гимны, песнопения).. ..

Авеста

(ср.-перс. Apastak - текст. Часто называется зенд-авеста, т. Е. Текст с комментарием) - священная книга зороастрийцев. Написана на ср.-перс. Яз., дошла до нас в поздних рукописях 13-14 вв., но сложилась еще в 6-4 вв. До н. Э. Состоит из 4 осн. Частей. Ясна, Вендидад, Яшты и Висперед. А. Содержит религ. Гимны, стихотв. Проповеди Заратуштры и легенды. Осн. Сюжетом является вечная борьба доброго бога Ахурамазды и злого бога Анхра-Майнью. В более древних частях А. (т. Н. "Гатах"), входящих в Ясну, ч..

Авеста

– «основной текст», священный текст персов, в котором изложена религия Заратустры.. ..

Дополнительный поиск Авеста Авеста

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авеста" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авеста, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа