Наби
IНаби́ (Nabi) Юсуф (1642, Урфа, — 10.4.1712, Стамбул), турецкий поэт. С 1685 занимал в Стамбуле государственные посты. Долгое время жил в Халебе (Алеппо). Участвовал в военных походах. В его сочинениях нашли отражение наиболее важные события эпохи. Н. Оставил Диван лирических стихов (изд. 1841), путевые очерки «Тухфет-уль-Харемейн» (1682, изд. 1849), поэмы. В посвященной сыну дидактической поэме «Хайрийе» (1701, изд. 1889) изложил свои этические и философские воззрения, основанные на догматах ислама, обличал праздность и лицемерие социальной верхушки. Соч. Nâbî'nin Sûr-nâme'si, Ankara, 1944. Лит. Гарбузова В. С., Поэты средневековой Турции, Л., 1963. Karahan A., Nâbî, Ist., 1953. Kabakli A., Türk edebiyati, c. 2, 2 bs., Ist., 1968.
IIНаби́ («Наби́»,) «набиды» (франц. Nabis — пророки, от древнеевр. Наби — пророк), группа художников, существовавшая около 1890—1905 в Париже (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель и др., примкнувшие к ним позже П. Боннар, Э. Вюйяр, А. Майоль). Испытав влияние П. Гогена и понт-авенской школы, художники-«Н.» создали своеобразный вариант стиля «Модерн». Для их творчества характерны близость к литературному Символизму, главенство цветового начала, декоративная обобщённость форм, мягкая музыкальность ритмов, плоскостная стилизация мотивов французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивов. Произведения Серюзье, Дени, Русселя присущи религиозно-мистического настроения. Интимно-лирический строй образов отличает работы Боннара и Вюйяра.
«Н.» обращались к монументальной живописи, графике, декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели). Лит. Denis М., Théories. 1890—1910, P., 1920. Sérusier P., ABC de la peinture, P., 1950. Humbert A., Die Nabis und ihre Epoche, Dresd., 1967.
Дополнительный поиск Наби
На нашем сайте Вы найдете значение "Наби" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наби, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 4 символа