Научение

82

(англ. Learning) приобретение знаний, умений и Навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преимущественно в психологии поведения (См. Поведение) и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К Н. Относятся такие явления, как привыкание, Запечатление, образование простейших условных рефлексов (См. Условные рефлексы), сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, так называемое разумное Н. У человека. Н. Наряду с инстинктивным поведением (См. Инстинктивное поведение) — одно из основных понятий этологии (См. Этология), характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения.

Различают две основные формы Н. Обязательное, свойственное всем особям данного вида, — главным образом запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному поведению отдельных особей в соответствии с конкретными условиями их жизни, — главным образом навык, отчасти Подражание и др. Изучению процессов Н. Посвящено огромное число экспериментальных исследований, большая часть которых проведена в США в рамках Бихевиоризма и выполнена на животных. Главное внимание в них уделяется выяснению влияния на процессы Н. Различных факторов. Числа и распределения повторений, подкрепления («закон эффекта») и его характера, типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей. Более сложными являются вопросы о переносе результатов Н.

В условия, отличные от исходных, о «скрытом» (латентном) Н., о формировании сенсомоторных структур и сенсорных синтезов, которые выступают в качестве так называемых внутренних переменных поведения, т. Е. Его психологических звеньев. Исследования Н., понимаемого как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся главным образом к простейшим, «пассивным» формам приобретения тех или иных навыков, в том числе сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены на формы Н., специфические для человека. Исторический опыт человечества передаётся отдельным людям путём их активного обучения, составляющего одну из важнейших функций общества, которая возлагается, в частности, на школы и др.

Педагогические учреждения. Лит. Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, М., 1973. Thorndike Е. L., The psychology of learning, N. Y., 1921. Hilgard Е. R., Marquis D. G., Conditioning and learning, N. Y. — L., 1940. Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y., 1957. Thorpe W. Н., Learning and instinct in animals, L., 1963. А. Н. Леонтьев.

Значения в других словарях
Наутилус

род головоногих моллюсков. То же, что Кораблики. ..

Наутофон

(от греч. Náutes — мореплаватель и phone — звук) электроакустический прибор мембранного типа, устанавливаемый на Маяках и береговых ориентирах для подачи судам сигналов резкого высокого тона во время тумана или пасмурной погоды. Дальность слышимости звука Н. — до 15 м. Миль. ..

Научная ассоциация востоковедов

при ЦИК СССР, Всесоюзная научная ассоциация востоковедения при ЦИКСССР (ВНАВ), научное учреждение, созданное 12 декабря 1921. Начала функционировать 14 января 1922. Имела два постоянных отдела. Политико-экономический и историко-этнологический. ВНАВ способствовала объединению востоковедов страны, марксистской разработке ряда проблем востоковедения, изучению истории национально-освободительных движений на зарубежном Востоке, изучению Советского Востока. Её печатный орган «Новый Восток» и серии кн..

Научная литература

совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания Н. Л. Является сама наука — идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи дру..

Научение

НАУЧЕНИЕ - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. Д.). Одно из основных понятий этологии.. ..

Научение

Изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта - знаний, навыков, умений - определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе передачи такого опыта).ТИПЫ НАУЧЕНИЯАссоциативное научение. Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения - ассоциация по смежности - формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (времення смежно..

Научение

Подучивание, подговаривание. ..

Научение

Приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. Д.). Одно из основных понятий этологии.. ..

Научение

Ср. Разг.Процесс действия по знач. Глаг. Научать, научить.. ..

Научение

-я, ср. 1. См. Учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения. Привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.).. ..

Научение

(у животных) (англ. Learning) - индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. Животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически ф..

Научение

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей. Иными словами, Н. Является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Н. Выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии и важного фактора лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в группово..

Научение

Приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преим. В психологии поведения. В отличие от пед. Понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивид, опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигат. И речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.). Одно из осн. Понятий этологии. ..

Научение

Устойчивое и целесообразное изменение физич. И психич. Деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не обусловленное врождёнными физич. Реакциями организма. У животных достигается за счёт выработки условных рефлексов. На этой основе у ребёнка Н. Может иметь место уже в первые 3 нед. Жизни, а по мнению нек-рых исследователей, и в первые дни жизни. Для человека начиная с дошк. Возраста Н. — следствие и прямой результат учения. Оно заключается в усвоении знаний и формировании о..

Дополнительный поиск Научение Научение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Научение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 8 символа