Немецкая идеология

88

(«Неме́цкая идеоло́гия») произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором они впервые разработали как целостную концепцию материалистического понимание истории, т. Е. Исторический материализм. Замысел «Н. И.» относится к весне 1845, когда Энгельс приехал в Брюссель. Маркс изложил ему материалистическое понимание истории в почти сложившемся виде и они решили сообща разработать своё новое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. С этим замыслом связано написание «Тезисов о Фейербахе» как наброска идей для «Н. И.». Дошедшая до нас рукопись «Н. И.» была написана в ноябре 1845 — августе 1846, дополнение ко 2-му т. (работа Энгельса «Истинные социалисты») — в январе— апреле 1847. Работа над рукописью не была завершена.

«Н. И.» состоит из 2 томов. 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике немецкого мелкобуржуазного «истинного социализма». Основное теоретическое содержание сконцентрировано в 1-й главе 1-го т. («Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений»), в остальных частях преобладает полемика, 2-я и 3-я глава 2-го т. В рукописи отсутствуют. Изложение материалистического понимания истории строится по такому общему плану. 1) предпосылки. 2) основная концепция. Производство — общение — политическая надстройка — формы общественного сознания, 3) выводы. В «Н. И.» Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из которых исходит их историческая концепция, — это люди, их деятельность и её материальные условия.

Деятельность людей имеет две стороны. Производство (отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). Производство и общение взаимно обусловливают друг друга, но определяющей стороной является производство. В «Н. И.» всесторонне развито важнейшее положение исторического материализма об определяющей роли материального производства в жизни общества. В «Н. И.» Маркс и Энгельс впервые по существу выяснили диалектику взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь как диалектика производительных сил и формы общения (общественных отношений). Оно дало ключ к пониманию общей структуры человеческого общества (производительные силы — производственные отношения — политическая надстройка — формы общественного сознания) и общей закономерности его исторического развития (начало учения об общественных формациях) и позволило научно доказать неизбежность пролетарской, коммунистической революции как результата развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества.

Это открытие позволило разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию и как непосредственную философскую основу теории научного коммунизма (См. Научный коммунизм), осуществить исторически первое обоснование научного коммунизма. В «Н. И.» закладываются основы марксистской теории Классов и классовой борьбы (См. Классовая борьба), раскрывается сущность государства (См. Государство) вообще и буржуазного государства в особенности, появляется основная формула исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания. «Сознание. Никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (Маркс К.

И Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966, с. 29, 30). В «Н. И.» впервые были выяснены две основные материальные предпосылки коммунистического преобразования общества. Развитие производительных сил и формирование революционного класса, пролетариата. Конкретизируя первую предпосылку, авторы «Н. И.» определяют её как достаточно высокий уровень развития крупного машинного производства. «. Только с развитием крупной промышленности становится возможным и уничтожение частной собственности» (там же, с. 65). Маркс и Энгельс характеризуют пролетарскую революцию как двуединый процесс — изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию.

«. Революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества» (там же, с. 50). В «Н. И.» Маркс и Энгельс впервые формулируют необходимость завоевания пролетариатом политической власти, в общей форме высказывают идею диктатуры пролетариата (См. Диктатура пролетариата) (см. Там же, с. 43). Опираясь на диалектико-материалистическое понимание истории, авторы «Н. И.» в общих чертах разрабатывают теорию будущего, коммунистического общества. Сущность концепции, развитой в «Н. И.», авторы резюмируют следующим образом. «Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения — т.

Е. Гражданское общество на его различных ступенях — как основу всей истории. Затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. И т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического. Объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому выводу. — что не критика, а революция является движущей силой истории...» (там же, с.

51—52). Рукопись «Н. И.» Марксу и Энгельсу опубликовать не удалось. «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, — писал впоследствии Маркс, — что наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 8). При их жизни была опубликована, по-видимому, только 4-я глава 2-го т. (1847). После смерти Энгельса публиковались только отдельные части рукописи. 3-я глава 2-го т. (1899, по рукописи), 3-я глава 1-го т. (1903—1904, около половины текста. Рус. Пер. 1913), 2-я глава 1-го т. (1921). Важнейшая 1-я глава 1-го т. Была впервые опубликована в СССР институтом Маркса и Энгельса в 1924 на русском языке («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», книга 1, редактор Д. Б. Рязанов) и в 1926 на языке оригинала («Marx — Engels Archiv», Bd 1.

Подготовил П. Л. Веллер). Впервые полностью рукопись «Н. И.» была опубликована в СССР институтом Маркса — Энгельса — Ленина, под редакцией В. В. Адоратского в 1932 на языке оригинала (Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5. Подготовил П. Л. Веллер) и в 1933 на русском языке (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., т. 4. Подготовил Б. Э. Быховский). Публикации 1924—26 и 1932—33 легли в основу многих переводов и переизданий. В 1955 «Н. И.» была заново опубликована в виде 3-го т. 2 изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (подготовили И. И. Прейс и А. А. Уйбо). Аналогичные издания вышли в Болгарии (1957), ГДР (1958), Румынии (1958), Чехословакии (1958 на чешском, 1961 на словацком языке), на Украине (1959), в Венгрии (1960), КНР (1960), Польше (1961), Латвии (1963), Японии (1963), Югославии (1964), на английском языке (1964 в Москве и 1965 в Лондоне), в Италии (1972).

В 1962 были опубликованы найденные в Амстердаме новые страницы рукописи («International Review of Social History», v. 7, p. 1). В 1965 («Вопросы философии», № 10—11) и 1966 (отдельное изд.) институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС осуществил новую, наиболее полную публикацию 1-й главы с расположением и расчленением текста в соответствии со структурой и содержанием рукописи (подготовил Г. А. Багатурия, редактор В. К. Брушлинский). Аналогичные издания вышли на немецком (1966, «Deutsche Zeitschrift für Philosophic» и несколько переизданий), сербскохорватском (1967), грузинском (1968), украинском (1968), французском (1968, 1970), итальянском (1969), английском (1969, 1972), финском (1972) языках. В общей сложности текст рукописи «Н.

И.» публиковался полностью или частично не менее 150 раз. Лит. Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5, В., 1932. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3. Их же, Фейербах, Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии»), М., 1966. Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6—8. Ойзерман Т. И., формирование философии марксизма, М., 1962. Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. С нем., т. 3, М., 1968. Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса, в сборнике. Маркс — историк, М., 1968. Его же, Из опыта изучения рукописного наследства Маркса и Энгельса, в сборнике. Источниковедение, М., 1969. Rossi М., Marx е la dialettica hegeliana, parte II, Roma, 1963.

Michalik M., Obrachunki filozoficzne Karola Marksa w «Ideologii neimieckiej», Warsz., 1966. Andréas B., Mönke W., Neue Daten zur «Deutschen Ideologie», «Archiv für Sozialgeschichte», Bd 8, Hannover, 1963. Г. А. Багатурия.

Значения в других словарях
Немецкая государственная опера

(Die Deutsche Staatsoper) музыкальный театр ГДР, один из старейших в Германии. Открыт в 1742 в Берлине (до 1918 — Королевская опера). Деятельность театра сыграла большую роль в развитии национального оперного искусства. С конца 18 в. Наряду с итальянскими и французскими ведущее место в репертуаре занимали немецкие произведения (были поставлены оперы Л. Бетховена, К. М. Вебера, Л. Шпора и др.). Важным событием в истории театра стали постановка опер Р. Вагнера («Летучий голландец», 1844. «Тангейзе..

Немецкая демократическая партия

(Deutsche Demokiatische Partei) политическая партия в Германии, существовала в 1918—30. Отражала интересы умеренных группировок немецкой буржуазии. Представители Н. Д. П. Почти всё время входили в имперские правительства, проводившие политику возрождения мощи германского империализма. Лидерами партии были вначале Ф. Науман, К. Петерсен, позднее — Э. Кох-Везер. Левое крыло её представлял О. Нушке. В период наступления фашизма руководство партии, стремясь приспособиться к новой обстановке, отброси..

Немецкая консервативная партия

(Deutschkonservative Partei) общегерманская политическая партия, существовавшая в 1876—1918. Была преемницей Консервативной партии (См. Консервативная партия) Пруссии. Выражала интересы юнкерства и аристократии, а также генералитета, высшего духовенства и чиновничества. Добивалась максимального увеличения армии и военного флота, германизации захваченных германским юнкерством польских земель, беспощадного подавления освободительной борьбы в германских колониях. Выступала против демократизации пол..

Немецкая монтировка

экваториальная Монтировка телескопа, у которой полярная ось заканчивается корпусом, несущим ось склонения и телескоп. Н. М. Обладает компактностью и позволяет устанавливать длинные, но не очень тяжёлые трубы. Она применяется преимущественно для рефракторов. К её недостаткам следует отнести необходимость прерывать наблюдения при прохождении светилом меридиана. Рис. К ст. Немецкая монтировка.. ..

Немецкая Идеология

Основное философское произведение Маркса и Энгельса. Будучи в целом завершена к 1846, при жизни авторов книга не была опубликована, увидев свет лишь в 1932. 'Н.И.' являет собой набор разнородных текстов, ее архитектоника не соответствует исходному замыслу, поскольку книга не закончена и в ней отсутствует ряд фрагментов. Вначале идут 'Тезисы о Фейербахе' Маркса, а затем два тома собственно 'Н.И.' с подзаголовком 'Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Ш..

Немецкая Идеология

— основное философское произведение Маркса и Энгельса. Будучи в целом завершена к 1846, при жизни авторов книга не была опубликована, увидев свет лишь в 1932. "Н.И." являет собой набор разнородных текстов, ее архитектоника не соответствует исходному замыслу, поскольку книга не закончена и в ней отсутствует ряд фрагментов. Вначале идут "Тезисы о Фейербахе" Маркса, а затем два тома собственно "Н.И." с подзаголовком "Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и..

Дополнительный поиск Немецкая идеология Немецкая идеология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Немецкая идеология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Немецкая идеология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 18 символа