Неотомизм

119

философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский) и являющаяся современным этапом в развитии Томизма. С 1879 Н. Получил официальное признание Ватикана. Распространён в Италии, Испании, Франции, Бельгии, ФРГ, США и странах Латинской Америки. Наиболее известные представители Н. — Э. Жильсон (См. Жильсон), Ж. Маритен, А. Сертийанж (Франция), В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. Де Фриз (ФРГ), А. Дондейн, Л. Де Реймекер, Ф. Ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия). Решающий стимул к развитию Н. Был дан энцикликой папы Льва XIII «Aeterni patris» (4 августа 1879), в которой определялись принципы реставрации томизма. В первый период развития Н. Усилия его последователей были направлены главным образом на систематическое изложение учения.

Были созданы центры по разработке и пропаганде Н., среди них — Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, Католический университет в Милане и др. В 20-е и 30-е гг. 20 в. Активно разрабатываются проблемы неотомистской метафизики, теории познания, натурфилософии. После 2-й мировой войны 1939—45 Н. Становится одним из наиболее влиятельных течений в современной буржуазной философии, располагающим многочисленными институтами, издательствами, журналами. Наряду с традиционными центрами Н. Складываются новые — в ФРГ, США и Канаде. Н. Резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и «соборности».

Это объединение осуществляется в Н. На жестко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божественного откровения. Неотомистская философия является «служанкой богословия». Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим мир предстаёт в Н. Как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ряд ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей. В рамках томистской классификации форм знания выделяется метафизика, понимаемая как «первая философия». Объектом её и основным принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), которое отличается от сущего (ens).

Метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием, которое свободно от всех признаков конечных, познаваемых в опыте вещей. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести какое-либо содержательное представление о бытии и его законах и что необходимо для метафизики устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счёте — между богом и сотворённым им миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании так называемых трансцендентальных понятий («единство», «истина», «благо», «прекрасное»), которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Другой формой устранения этого противоречия выступает в Н.

Учение об «аналогии сущего» (или «аналогии бытия»), обосновывающее возможность познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное различие их природ (путём аналогии). В основе онтологии Н. — учение о потенции и акте, согласно которому процессы «возникновения» тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с точки зрения Н. Может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего. Натурфилософия Н. Имеет своим предметом телесный мир — чувственное и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет гилеморфизм — восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определённый вид благодаря нематериальной форме, формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганического мира до высшей ступени природного бытия — человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная душа.

Высшая форма (форма форм), согласно Н., не связана с материей. Она создаёт и «первичную материю», и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является Бог. Расчленяя бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеческого познания — обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального познания. Границей научного познания Н. Объявляет вопросы о «сущности бытия», которые относит к сфере философии и теологии.

Наука постигает «вторичные причины» и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как «конечные причины» всего существующего относятся к сверхъестественному порядку бытия, т. Е. К богу. Человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божественным интеллектом. Личность в Н. Есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности — свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческие возможности — получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с Богом. Человеческое общество в социально-политической философии Н. Понимается как «естественное общество». Его основные формы — семья, община, профессия, родина, государство.

Частная собственность отождествляется в Н. С собственностью вообще, т. Е. С присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно Н., существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией. Индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Н. Пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый принципом «христианской любви к ближнему». На практике это выливается в проповедь «социального мира» между классами. Неотомисты активно выступают против диалектического и исторического материализма, издают огромное количество «критических» опусов, полемизирующих с философией марксизма.

Выпущены специальные учебники по «опровержению» диалектического материализма. «Исследовательскими» центрами борьбы против марксистской философии являются «Русский институт» в Ватикане и «Институт Восточной Европы» во Фрейбурге (Швейцария), издающий специальный квартальный журнал «Studies in Soviet Thought». После 2-го Ватиканского собора (1962—65), осуществившего перестройку католической церкви, её «модернизацию», Н. Испытывает всё большее влияние феноменологии, экзистенциализма, персонализма, эволюционно-спиритуалистического учения П. Тейяра де Шардена (Франция) и др. Лит. Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. С нем., М., 1965. Минкявичюс Я. В., Современный католицизм и его философия, Вильнюс, 1965.

Гараджа В. И., Неотомизм — разум — наука, М., 1969. Желнов М. В., Критика гносеологии современного неотомизма, М., 1971. Быховский Б. Э., Эрозия «вековечной» философии. (Критика неотомизма), М., 1973. Dezza P., Alle crigini del neotornismo, Mil., 1940. Manser G., Das Wesen des Thomismus 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949. Grenet P., Le thomisme, 2 éd., P., 1956. Wyser P., Der Thomismus, Bern, 1951 (лит.). Gélinas J. P., La restoration du thomisme sous Léon XIII et les philosophies nouvelles, Wash., 1959. В. И. Гараджа, Л. И. Греков, К. М. Долгов.

Значения в других словарях
Неотения

(от греч. Néos — незрелый, юный и téino — растягиваю, удлиняю) способность некоторых организмов достигать половой зрелости и размножаться в личиночном состоянии или на ранней стадии Онтогенеза. Н. Известна у некоторых земноводных, членистоногих, червей, а также у многих растений. Классический пример Н. — личинка хвостатого земноводного амбистомы — Аксолотль, который утратил способность к метаморфозу и размножается, оставаясь водным животным с жабрами, плавниками и пр. Личиночными органами. На ос..

Неотложная медицинская помощь

совокупность экстренных лечебных мер при внезапном резком ухудшении здоровья. Подробнее см. Скорая медицинская помощь. ..

Неотропическая область

флористическая и зоогеографическая область суши. Для растений и животных границы Н. О. Несколько различаются. Неотропическая флористическая область, или Неотропическое флористическое царство, — одно из основных ботанико-географических подразделений суши. Занимает материковую часть Н. Света, от Нижней Калифорнии и южной части Мексиканского нагорья на С. До 40° ю. Ш. На Ю., и прилежащие к Центральной Америке острова. Климат тропический, к Ю. От 25° ю. Ш. — субтропический, с переходом к умеренному..

Неофашизм

понятие, объединяющее современное право-радикальные движения, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны 1939—45. Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для Фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою глубокую идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие о..

Неотомизм

НЕОТОМИЗМ - наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. Современный этап в развитии томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, США, странах Лат. Америки. Представители - Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман и др. Главный центр - Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).. ..

Неотомизм

НЕОТОМИЗМ, наиболее влиятельная католическая философская школа>. Исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. Современная форма томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, ФРГ, США, странах Латинской Америки. Представители. Э. Жильсон, Ж. Маритен> (Франция>) и др.. ..

Неотомизм

Философия. ..

Неотомизм

Наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. Современный этап в развитии томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, США, странах Лат. Америки. Представители - Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман и др. Главный центр - Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).. ..

Неотомизм

- наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного а 1879г. В энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. Современный этап в развитии томизма. Главную цель Н. Усматривает в философском обосновании христианского вероучения.. ..

Неотомизм

Одно из направлений совр. Бурж. Философии, исходящее из учения ср.-век. Католич. Философа Фомы Аквинского (томизм), к-рое папа Лев XIII спец. Энцикликой (Aeterni patris) объявил в 1879 официальной филос. Доктриной католицизма. Господст- вующее направление совр. Неосхоластики. Распространенный первоначально гл. Обр. В Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, Н. Пользуется ныне значит. Влиянием также в США. Важнейшие центры Н. Осн. В 1889 Ин-т философии при Лувенском (католич.) ун-те (Бельгия)..

Неотомизм

НЕОТОМИЗМ - современная версия (собственно новейший - третий - период развития) томизма, начало которого относится к 1879, когда папа Лев XII провозгласил энциклику "Aeterni Patris", где выражалась необходимость "восстановления в католических школах христианской философии в духе св. Фомы Аквинского". Вскоре в ряде образовательных центров были утверждены кафедра томизма (Ватикан, Лу-вен, Пуллах). Необходимость реставрации томизма была аргументирована появлением множества философских школ, которые..

Неотомизм

Современная версия (собственно новейший - третий - период развития) томизма, начало которого относится к 1879, когда папа Лев XII провозгласил энциклику "Aeterni Patris", где выражалась необходимость "восстановления в католических школах христианской философии в духе св. Фомы Аквинского". Вскоре в ряде образовательных центров были утверждены кафедра томизма (Ватикан, Лу-вен, Пуллах). Необходимость реставрации томизма была аргументирована появлением множества философских школ, которые, свободно р..

Неотомизм

Официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.Название восходит к имени Фома Аквинский.Основные представители — Э. Жильсон и Ж. Маритен. ..

Неотомизм

(от греч. Neos — новый и имени Thomas — Фома), наиболее авторитетное течение в совр. Католич. Философии, базирующееся на учении Фомы Лквинского. Получило статус офиц. Филос. Доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII «Aeterni Patris». К числу крупных центров, ориентированных на разработку и популяризацию Н., относятся Академия Св. Фомы в Ватикане, Като-лич. Ин-т в Париже, Пуллахский ин-т (близ Мюнхена), ун-т Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители. Э. Жильсон, Ж. Ма..

Дополнительный поиск Неотомизм Неотомизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неотомизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неотомизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 9 символа