Памфлет
(англ. Pamphlet) публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого — конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики (См. Публицистика) П.— «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) — обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение. Его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как Ирония, сгущенная до Сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. Принято называть пасквилем (См. Пасквиль). П. Как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П.
Публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана). Широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского (См. Эразм Роттердамский), Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. Насыщался социальным содержанием. Таковы многочисленные образцы П. Времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже — памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов (См. Энциклопедисты), а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19—20 вв. Можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П.
Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др. В России авторами П. Выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький. Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т.
Д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса. Лит. Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.— Л., 1964. Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970. Waugh A., The pamphlet library, v. 1—4, L., 1897—98. В. А. Калашников..
Дополнительный поиск Памфлет
На нашем сайте Вы найдете значение "Памфлет" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Памфлет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа