Автобус
[от Автомобиль и Омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. Появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924. По назначению А. Подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. Имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными «накопительными» площадками около дверей. Городские А. Характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках.
Пригородные А. Имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и «накопительными» площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. В пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. Оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. Должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. Местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. Предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
Вместимость А. Зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А. 5 м — особо малые. 7,5 м — малые. 8,5 м и 9,5 м — средние. 11 м — большие. 12 м — особо большие и 16,5 м — сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. Состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. Длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. Длиной 12 м — от 110 до 120 человек. Сочленённые А. Вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. Регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.
Городские — 70 км/ч, пригородные и местного сообщения — 80 км/ч, междугородные — 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. С места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.). 40—55 сек для городских, 50—65 сек для пригородных и 70—90 сек для междугородных А. Техническая характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Автобус | Габарит- | Число мест | Макс. | Макс. | Контроль- | | | ная дли- | | скорость | мощность | ный рас- | | | на (м) | | (км/ч) | двигателя | ход топ- | | | | | | | лива | | | | | | | (л/100 км) | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | для | общее но- | | | | | | | | сидения | миналь- | | квт | л. с.
| | | | | | ное (в ча- | | | | | | | | | сы «пик») | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | РАФ-977Д | 4,9 | 10 | — | 110 | 55 | 75 | 12,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | КАВЗ-651 | 6,2 | 20 | 24 | 70 | 52 | 70 | 22,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ПАЗ-652 | 7,2 | 23 | 42 | 80 | 66 | 90 | 21,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ПАЗ-672 | 7,3 | 23 | 45 | 80 | 85 | 115 | 20,5 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛиАЗ-158В | 9,0 | 32 | 60 | 65 | 80 | 109 | 37,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛиАЗ-677 | 10,5 | 25 | 80 (110) | 70 | 132 | 180 | 45,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛАЗ-695Е | 9,2 | 32 | 55 | 75 | 110 | 150 | 36,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛАЗ-698 | 9,7 | 26 | 67(92) | 76 | 132 | 180 | 35,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | "Икарус"-180* | 16,5 | 35 | 119(172) | 67 | 147 | 200 | 24,4 | | (Венгрия) | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Сочленённый автобус.
Кузова А. Изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией. К его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси. Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось. У некоторых особо малых А. Повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса. В городских и пригородных А. Всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач.
В подвеске А. Начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. Независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. Имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. — пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. — гидравлический, а на малых А. — гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется Тормоз-замедлитель. Лит. Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967.
Краткий автомобильный справочник, М., 1968. Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Начало 20 в. Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». 1919 — 29. Автобус ЗИС-16. 1935 — 41. Туристский и экскурсионный автобус ЗИЛ-118 «Юность». Автобус особо малой вместимости РАФ-977 ДМ. Автобус местного сообщения КАВЗ-685. Городской автобус малой вместимости ПАЗ-665. Городской автобус средней вместимости ЛАЗ-698. Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677. Междугородный автобус большой вместимости «Икарус-250». Венгрия. Городской полутораэтажный автобус фирмы «Мерседес-Бенц». ФРГ. Сочлененный автобус фирмы «Хеншель». ФРГ. Двухэтажный автобус «Атлантин» фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен»..
Дополнительный поиск Автобус
На нашем сайте Вы найдете значение "Автобус" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Автобус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа