Автобус

233

[от Автомобиль и Омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. Появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924. По назначению А. Подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. Имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными «накопительными» площадками около дверей. Городские А. Характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках.

Пригородные А. Имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и «накопительными» площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. В пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. Оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. Должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. Местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. Предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.

Вместимость А. Зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А. 5 м — особо малые. 7,5 м — малые. 8,5 м и 9,5 м — средние. 11 м — большие. 12 м — особо большие и 16,5 м — сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. Состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. Длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. Длиной 12 м — от 110 до 120 человек. Сочленённые А. Вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. Регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.

Городские — 70 км/ч, пригородные и местного сообщения — 80 км/ч, междугородные — 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. С места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.). 40—55 сек для городских, 50—65 сек для пригородных и 70—90 сек для междугородных А. Техническая характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Автобус | Габарит- | Число мест  | Макс. | Макс. | Контроль-  | | | ная дли-  | | скорость | мощность | ный рас- | | | на (м)  | | (км/ч) | двигателя | ход топ-  | | | | | | | лива | | | | | | | (л/100 км) | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | для | общее но- | |  |   | | | | | сидения | миналь- | | квт | л. с.

| | | | | | ное (в ча- | | |  | | | | | | сы «пик») | | |  | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | РАФ-977Д | 4,9 | 10 | —  | 110  | 55  | 75 | 12,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | КАВЗ-651 | 6,2 | 20 | 24 | 70 | 52  | 70 | 22,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ПАЗ-652 | 7,2 | 23 | 42 | 80 | 66  | 90 | 21,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ПАЗ-672 | 7,3 | 23 | 45 | 80 | 85  | 115 | 20,5 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛиАЗ-158В | 9,0 | 32 | 60 | 65 | 80  | 109 | 37,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛиАЗ-677 | 10,5 | 25 | 80 (110)  | 70 | 132 | 180 | 45,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛАЗ-695Е | 9,2 | 32 | 55 | 75 | 110 | 150 | 36,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ЛАЗ-698 | 9,7 | 26 | 67(92) | 76 | 132 | 180 | 35,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | "Икарус"-180* | 16,5 | 35 | 119(172) | 67 | 147 | 200 | 24,4 | | (Венгрия)  | | | | | |  | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Сочленённый автобус.

Кузова А. Изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией. К его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси. Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось. У некоторых особо малых А. Повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса. В городских и пригородных А. Всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач.

В подвеске А. Начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. Независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. Имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. — пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. — гидравлический, а на малых А. — гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется Тормоз-замедлитель. Лит. Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967.

Краткий автомобильный справочник, М., 1968. Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». Начало 20 в. Автобус фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен». 1919 — 29. Автобус ЗИС-16. 1935 — 41. Туристский и экскурсионный автобус ЗИЛ-118 «Юность». Автобус особо малой вместимости РАФ-977 ДМ. Автобус местного сообщения КАВЗ-685. Городской автобус малой вместимости ПАЗ-665. Городской автобус средней вместимости ЛАЗ-698. Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677. Междугородный автобус большой вместимости «Икарус-250». Венгрия. Городской полутораэтажный автобус фирмы «Мерседес-Бенц». ФРГ. Сочлененный автобус фирмы «Хеншель». ФРГ. Двухэтажный автобус «Атлантин» фирмы «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен»..

Значения в других словарях
Автоблокировка (ж.-д.)

Автоблокировка железнодорожная, система регулирования движения поездов на перегонах и ограждения последних путевыми светофорами, показания которых изменяются автоматически под воздействием самих движущихся поездов. При А. Межстанционные перегоны делят проходными, автоматически действующими светофорами на отдельные блок-участки длиной 1‒3 км и организуют попутное движение поездов с минимальными по условиям безопасности интервалами между ними. Для автоматического действия проходных светофоров в пр..

Автобронетанковые войска

см. Танковые войска.. ..

Автовокзал

(от Авто. И Вокзал) комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах на конечных пунктах автобусных линий. А. Состоит из пассажирского здания, внутренней транспортной территории и привокзальной площади (рис. 1). В здании А. Размещаются. Пассажирский зал с билетными кассами, помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, кафетерий, санузлы, служебные помещения (диспетчерская, шофёрская, комнаты администрации). На ..

Автогамия

(от Авто. И греческого gámos — брак) 1) самоопыление и самооплодотворение у высших растений (из культурных злаков — пшеница, овёс, ячмень и др., из бобовых — горох, фасоль и др. Многие сорные растения с мелкими невзрачными цветками из семейства крестоцветных, гвоздичных и др.). 2) самооплодотворение у одноклеточных организмов, заключающееся в слиянии двух ядер (диатомовые водоросли, споровики, некоторые амёбы). При этом ядро клетки делится на два, дочерние клетки расходятся и после созревания сл..

Автобус

АВТОБУС от авто(мобиль) и (омни)бус - многоместный (9-170 пассажиров) автомобиль с кузовом главным образом вагонного типа. У городских автобусов максимальная скорость не менее 70 км/ч, у междугородных не менее 100 км/ч. Длина микроавтобусов менее 5 м, а сочлененных автобусов и автобусных поездов до 24 м.. ..

Автобус

Нация, основное население Австрии (свыше 95%). Общая численность 8800 тыс. Чел. (в т.ч. В Австрии - 7150 тыс. Чел.). Более 2 млн. Человек живёт в Италии (Южный Тироль), Америке (главным образом США) и других странах. Литературный язык - немецкий (см. Немецкий язык). Местные диалекты, в том числе и диалект венцев, имеют свои особенности. Около 90% верующих А. - католики, остальные - протестанты. А. Сложились на основе германских племён (алеманны, бавары, свевы), смешавшихся со славянами и более р..

Автобус

Это слово настолько утвердилось в русском языке, что воспринимается почти как исконно русское, однако существительное автобус, как и само это транспортное средство, появились в России лишь в начале XX в. И то, и другое среди ближайшей родни числили омнибус – так в XIX в. Называли многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров. Интересно происхождение этого слова. Оно образовано от латинского omnibus, означающего "всем" (дательный падеж от omnis – "весь"). Когда в омнибусе вместо конной тяги..

Автобус

(лат.). Дилижанс, приводимый в движение какой-нибудь механической силой.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Автобус

Библиобус, автобусик, сарай. ..

Автобус

М.1) Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.2) разг. Вид пассажирского транспорта.. ..

Автобус

-а, м. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. Городской а. Служебный а. II прил. Автобусный, -ая, -ое.. ..

Автобус

Автобуса, м. (иностр. Из auto - сокращение automobile и bus - сокращение omnibus). Многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.. ..

Автобус

Это слово настолько утвердилось в русском языке, что воспринимается почти как исконно русское, однако существительное автобус, как и само это транспортное средство, появились в России лишь в начале XX в. И то, и другое среди ближайшей родни числили омнибус – так в XIX в. Называли многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров. Интересно происхождение этого слова. Оно образовано от латинского omnibus, означающего "всем" (дательный падеж от omnis – "весь"). Когда в омнибусе вместо конной тяги..

Автобус

Заимств. Из нем. Яз. В начале XX в. Нем. Autobus — из франц. Autobus, производного по аналогии с omnibus «омнибус» на основе auto «автомобиль». Ср. Новые микробус, аэробус, гидробус, электробус и т. П. См. Омнибус. Автобус буквально — «автомобиль для всех (многих)».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Автобус

- автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее не менее 7 мест для сидения, не считая места водителя ("Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках", подписано в г.Саратове 13 января 1999 года). ..

Автобус

Многоместный (от 9 до 170 пасс.) автомобиль с кузовом главным образом вагонного типа. Макс. Скорость гор. Автобуса - 70 км/час, междугор. - 100 км/час. Дл. Микроавтобуса - 5 м, сочлененного автобуса - до 24 м. Ведущий вид гор. Пасс. Транспорта Екат. Сеть автобусных линий имеет наиб. Протяженность (557 км. 1998). Автобусные перевозки делятся на гор., пригор. И междугор.Первый гор. Летний автобусный маршрут, соединивший Пл. 1905 года с оз. Шарташ, открыт в июне 1924. Два автобуса ходили по выходны..

Автобус

В системе городского общественного транспорта автобус обеспечивает в Москве примерно третью часть пассажирских перевозок. Протяжённость автобусных маршрутов в городе составляет свыше 4 тыс. км (1995). Первый автобус появился в Москве в 1907. Совершались нерегулярные рейсы от центра к окраинам. Первый автобусный маршрут начал работать регулярно с 8 августа 1924. Было закуплено 8 английских автобусов «Лейланд». К концу года их насчитывалось уже 79. С 1929 в Москве начали эксплуатироваться отечеств..

Автобус

Регулярное автобусное движение в Ленинграде открылось 24 декабря 1926. Трасса первого маршрута проходила от главного штаба по Невскому проспекту, улице Гоголя, улице Дзержинского, Загородному проспекту, Звенигородской улице, улице Марата, Невскому проспекту до Московского вокзала. Курсировали 5 машин. В конце 80 х гг. Ежедневно на городские магистрали выходили в среднем 3200 А., которые обслуживали около 200 маршрутов. За год А. В Ленинграде перевозят около 1 млрд. 200 млн. Пассажиров. Первый ..

Автобус

[франц. Autobus, от auto(mobile) - автомобиль и лат. (omni)bus - для всех] - пасс. Автонобиль с кузовом гл. Обо. Вагонного типа, предназ-нач. Для перевозки 9 и более чел., считая и водителя. Скорость А. 60 - 100 км/ч. В СССР принят типовой ряд габаритных размеров А. (по длине). До 5 м - особо малые (напр., РАФ-2203). 6 - 7,5 м - малые (напр., ПАЗ-3201). 8 - 9,5 м - средние (напр., ЛАЗ-4202). 10.5 - 12 м - большие (напр., ЛиАЗ-677М). Св. 16,5 м - особо большие (сочленённые А. И автобусные поезда)..

Автобус

многоместный автомобиль (9—170 пассажиров) общественного пользования с кузовом преимущественно вагонного типа. Длина микроавтобусов менее 5 м, а сочленённых автобусов и автобусных поездов до 24 м. Первые автобусы появились в нач. 20 в. Они изготавливались на шасси грузовиков, на которые устанавливали деревянные кузова, монтировали остекление, деревянные скамейки, двери. Современные автобусы подразделяются на городские, пригородные, междугородные, туристические и местного сообщения. Городские ав..

Дополнительный поиск Автобус Автобус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Автобус" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Автобус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа