Балет

169

(франц. Ballet, от итал. Balletto, от позднелат. Ballo — танцую) вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося на протяжении 16—19 вв., но в 20 в. Стал трактоваться расширенно, в частности применительно к восточным танцевальным представлениям. Европейский Б. Возник в эпоху Возрождения. В конце 14 в. Наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в др. Странах, привёл в 15—16 вв. К рождению Б. В 16 в. Сценический танец, ранее входивший в представление в качестве интермедий, получил драматургическое оформление, став частью синтетического спектакля.

Первые спектакли, связанные единым сюжетом, появились во Франции во 2-й половине 16 в. (например, «Комедийный балет королевы» Б. Бальтазарини, 1581). В это время танец был ещё неотделим от слова и пения. В представлениях, дававшихся при дворе, выступали придворные. После появления профессиональных танцовщиков началось развитие техники танца. К концу 17 в. Были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца. В 18 в. В Англии, Австрии, а затем во Франции Б. Окончательно сформировался как самостоятельное искусство. В Лондоне балетные спектакли на античные сюжеты создавали Дж. Уивер и М. Салле. В Вене балетм. Ф. Хильфердинг и Г. Анджолини обратились к трагедиям классицизма.

Французский хореограф Ж. Ж. Новер обобщил и закрепил практику и теорию нового Б. Его спектакли («Медея иЯзон» Ж. Ж. Родольфа, 1763. «Горации и Куриации» И. Штарцера, 1775) отличались целостностью и логическим развитием сюжета. Их содержание раскрывалось с помощью музыки и пантомимы. Последователи Новера — балетм. Ж. Доберваль (автор «Тщетной предосторожности», 1789) и др., сохраняя верность основным принципам Новера, стремились развивать действенность самого танца. В Дании работал балетм. В. Галеотти. Принципы действенного Б. Получили развитие в спектаклях итальянского балетм. С. Вигано («Творения Прометея» Л. Бетховена, 1801 и 1813. «Отелло», 1818). В России регулярные балетные спектакли ставились с середины 1730-х гг. Пантомимные Б. Классицистского направления насаждали балетм.

Хильфердинг, Анджолини. Б., близкие стилю сентиментализма, ставил на рубеже 18 и 19 вв. И. И. Вальберх («Новый Вертер» А. Н. Титова, 1799. «Павел и Виргиния», 1810). Национальная тематика и фольклор использовались в танцевальных интермедиях и дивертисментах (особенно в период Отечественной войны 1812). Достижения Б. Как во Франции, так и в России подготовили возникновение романтического Б., черты которого проявились уже в 1820-х гг. В спектаклях Ш. Дидло («Зефир и Флора» К. Кавоса, 1818. «Кавказский пленник, или Тень невесты» К. Кавоса, 1823) и его последователя А. П. Глушковского («Руслан и Людмила, или Ниспровержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца, 1812). Романтический Б., окончательно сформировавшийся во Франции в 1830-х гг., стал одной из вершин развития хореографического искусства 19 в.

В романтических образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке. В Б. Балетм. Ф. Тальони, поставленных для танцовщицы М. Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, 1832. «Дева Дуная» А. Адана, 1836), возник новый стиль танца (развилась прыжковая техника, появился женский танец на пальцах). Лучшее произведение этого направления — Б. «Жизель» Адана, поставленный Ж. Перро (1841). Видной танцовщицей романтического Б. Была Ф. Эльслер. Балеты Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, 1844. «Корсар» Адана, 1858), близкие искусству поэтов-романтиков, связанному с национально-освободительными идеями, воздействовали пафосом, эмоциональной силой. Одним из ответвлений романтического Б. Были лирические танцевальные драмы датского балетм.

А. Бурнонвиля («Неаполь» Х. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, Х. К. Люмбье, 1842. «Свадебный поезд в Хардангере» Паулли, 1853). Во 2-й половине 19 в. С кризисом романтизма балетное искусство в Европе стало терять глубокое человеческое содержание, сближалось с феерией, ревю. Эти черты проявились в творчестве А. Сен-Леона («Пакеретта» П. Бенуа и Ч. Пуньи, 1851. «Конёк-Горбунок» Пуньи, 1864). Хотя русский театр отдал дань этой моде, здесь распад формы романтического спектакля не привёл к вырождению Б. Ранние балеты М. И. Петипа сохраняли отчасти сюжетную цельность, характерную для предыдущего периода. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балетного спектакля, где сценарная фабула излагалась в пантомимных сценах, а основная идея произведений рождала обобщённые образы больших танцевальных ансамблей.

Танец достиг высокой выразительности и технического совершенства в балетах Петипа, находившего основу в музыке. Поэтому значительным явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр. Танцевальные ансамбли «Спящей красавицы» П. И. Чайковского (1890), «Раймонды» А. К. Глазунова (1898), поставленные Петипа, «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа, обобщали мысли, чувства подобно симфонической музыке. В 20 в. На путь реформ встал М. М. Фокин. Он ввёл Б. В круг идей и образов, характерных для искусства этого времени, в частности для эстетических принципов «Мира искусства». Его Б. «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Карнавал» на музыку Р.

Шумана (1910), «Жар-Птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1910 и 1911) стилистически и тематически были близки художникам «Мира искусства», с которыми сотрудничал М. М. Фокин, перекликались с современной поэзией, исканиями театральной режиссуры. В одноактных балетах Фокина, драматургически завершенных и цельных, на смену каноническим танцевальным композициям (па-де-де (См. Па-де-дё), Гран па и др.) пришла новая хореография. Динамическая танцвальная пантомима, танец, проникнутый мимической выразительностью. В начале 20 в. Попытку реформировать Б. Предпринял также А. А. Горский, стремившийся к реалистической мотивировке действия («Дочь Гудулы» А. Ю. Симона, 1902. «Саламбо» А. Ф. Арендса, 1910). Борьба академического и нового направлений отразилась на исполнительском искусстве.

К академическим формам тяготели М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, Е. В. Гельцер. В экспериментах Фокина участвовали Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, который проявил себя и как балетмейстер, введя в Б. Мотивы экспрессионизма («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, 1912. «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913). Выдающаяся русская балерина А. П. Павлова выразила идеи своего времени в классических формах Б. На рубеже 19 и 20 вв. Русский Б. Определился как один из наиболее развитых видов национальной культуры. К этому времени Б. Как самостоятельный и творчески развивающийся вид искусства существовал только в России. Поэтому достижения русских мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Под прямым воздействием русского Б.

Возродился балетный театр в Зап. Европе и Америке. Б. Получил распространение и в странах, ранее его не знавших. Та невиданная популярность, которую приобрело в 20 в. Танцевальное искусство, имеет основой прежде всего достижения русского Б. В 1-й четверти 20 в., в особенности после организации «Русских сезонов» за границей (см. С. П. Дягилев), которые начиная с 1909 проводились в Париже и Лондоне, интерес к Б. Ещё более возрос. Возникали различные школы «свободного» танца (иначе «танца модерн», ритмопластического танца), родоначальником которого явилось искусство А. Дункан. Всё большее внимание уделялось и народым танцам. К середине 20 в. В результате всех этих влияний, по-разному сочетавшихся с особенностями национальных традиций, почти в каждой стране сформировалась своя национальная школа Б.

Во Франции до 1929 работала созданная на основе труппы «Русских сезонов» труппа «Русский балет С. П. Дягилева» (балетм. Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская), где фокинские традиции получили дальнейшее развитие, видоизменяясь под влиянием современной французской живописи (П. Пикассо, Ф. Леже и др.) и музыки. В 20—30-е гг. Активизировалась деятельность балетной труппы парижского театра «Гранд-Опера» (балетм. С. Лифарь и др.). С конца 1940-х гг. Создаются новые коллективы, возглавляемые Р. Пти, М. Бежаром, Ж. Шарра, активно стремившимися приобщить Б. К темам и образам современности. Балетное искусство Англии восприняло принципы русского Б., сохраняя традиции английского театра пантомимы. Это нашло выражение в ранних постановках балетм.

Н. Де Валуа («Иов» Р. Воан-Уильямса, 1931), в трагических пантомимных спектаклях Р. Хелпмена («Гамлет» на музыку П. И. Чайковского, 1942), а также в пародийных, фарсовых представлениях, нередко связанных с английской юмористической литературой, сатирической живописью («Фасад» У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931. «Карьера мота» Г. Гордона, балетм. Н. Де Валуа, 1935). В США балетм. Дж. Баланчин создаёт бессюжетные Б., где получили развитие принципы, некогда провозглашенные М. И. Петипа. Танцевальные движения здесь воспринимаются как зрительная аналогия музыке. Широко используется «свободный» танец (М. Грэхем. Д. Хамфри и др.). В постановках балетм. А. Тюдора («Огненный столп» на музыку А. Шёнберга, 1942), А. Де Милль он сочетается с классическим. Особую группу составляют Б.

Бытового и фольклорного характера («Родео» А. Копленда, балетм. А. Де Милль, 1942). В 1930-х гг. Возрождается датский Б., хранивший на протяжении почти столетия традиции Бурнонвиля. Началось возрождение Б. В Италии, Австрии, Швеции. После 2-й мировой войны распространился Б. В Югославии, Голландии, ФРГ. Получил развитие Б. В Польше, Венгрии, балетные театры организованы в Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии. Появился Б. В странах, ранее не имевших балетного искусства (Турция, ОАР, Япония, Австралия и др.). В Испании началось возрождение и распространение испанского классического танца (танцовщики Архентина, Антонио). В странах Лат. Америки балетмейстеры пользуются сочетаниями национального и «свободного» танца (Мексика), «свободного» и классического танца (Чили, Куба).

В странах Азии (Индия, Индонезия, Цейлон, КНДР и др.) возрождаются национальные традиции народного и сценического танца, на основе которого создаются и современные спектакли. Танцевальный фольклор изучается также в странах Африки, где в 50—60-е гг. Созданы коллективы, выступающие с народными танцами. Советский Б. Начал складываться сразу после Октябрьской революции. Вбирая в себя достижения прошлого — традиции академического Б. И фокинского направления, советский балетный театр преобразовал и обогатил их. Многонациональный советский Б. Однороден по своим художественно-эстетическим принципам, его искусство доступно массам, он утверждает принципы социалистического гуманизма. Общим для всех мастеров Б. Является реалистический метод.

Но единство идейных и методологических принципов не исключает разнообразия форм. Советский Б. Прошёл несколько этапов развития. 1920-е гг. Были отмечены напряжёнными поисками нового, революционного и современного содержания и соответствующих ему новых форм. Балетм. Ф. В. Лопухов утвердил танцевальную аллегорию, танцевальный плакат («Красный вихрь» В. М. Дешевова, 1924), танцевальную симфонию («Величие мироздания» на музыку Л. Бетховена, 1923), формы народного театра, действенного, сатирически окрашенного («Пульчинелла» И. Ф. Стравинского, 1926). К. Я. Голейзовский стремился передать ощущение современности в эмоциональном действии, используя музыку А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. С. Прокофьева. Тема духовной свободы раскрыта в его постановке «Иосиф Прекрасный» С.

Н. Василенко (1925). Одновременно тщательно сохранялись и лучшие Б. Прошлого. Эти два основных направления — сохранение традиций и новаторство — объединились к концу десятилетия. В Б. «Ледяная дева» на музыку Э. Грига (балетм. Ф. В. Лопухов, 1927) были созданы большие танцевальные ансамбли, построенные на классическом танце с элементами акробатики. В «Красном маке» Р. М. Глиэра (балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927) выявились поиски психологические правды в обрисовке характера героини, а массовый танец «Яблочко» предвосхитил появление героических плясок, которые стали одним из завоеваний последующего десятилетия. В Б. Балетм. В. И. Вайнонена («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, 1932) и В. М. Чабукиани («Сердце гор» А. М. Баланчивадзе, 1938. «Лауренсия» А.

А. Крейна, 1939) эта тенденция проявилась наиболее отчётливо. На рубеже 20—30-х гг. Возник также новый тип «героического» артиста балета, энергично, действенно воспринимающего жизнь. М. Т. Семенова, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани. С середины 30-х до середины 50-х гг. Главенствующим жанром советского Б. Была многоактная танцевальная драма, черпавшая сюжеты из классической литературы. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии — сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Балетмейстеры, наиболее успешно работавшие в этом направлении. Р. В. Захаров («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934), Л. М. Лавровский («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1940), В.

П. Бурмейстер («Лола» С. Н. Василенко, 1943). Тенденции драматического балета получили яркое выражение в искусстве Г. С. Улановой. Одновременно с ней прославились К. М. Сергеев, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепешинская, А. М. Мессерер, М. М. Габович. В 30-х гг. Начали возникать балетные театры во многих республиках, даже в тех, народы которых в прошлом не только не знали Б., но подчас не имели и танцев. Известность получили Б. На Украине «Лилея» К. Ф. Данькевича, «Лесная песня» М. А. Скорульского (балетм. С. Н. Сергеев, 1946. В. И. Вронский, 1958). В Белоруссии «Соловей» М. Е. Крошнера (балетм. А. Н. Ермолаев, 1939). В Узбекистане «Семург» Б. В. Бровцына (балетм. И. Юсупов, 1964). В Казахстане «Камбар и Назым» В. В. Великанова (балетм. М. Ф. Моисеев, 1938, Д. Абиров, 1959). В Грузии многочисленные постановки В.

М. Чабукиани («Сиыатлэ» Г. В. Киладзе, 1947. «Горда» Д. А. Торадзе, 1949. «Отелло» А. Д. Мачавариани, 1957). В Азербайджане «Девичья башня» А. Бадалбейли (балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский, 1940), «Семь красавиц» К. Караева (балетм. П. А. Гусев, 1952). В Литве «Эгле — королева ужей» Э. К. Бальсиса (балетм. В. Гривицкас, 1960). В Молдавии «Сломанный меч» Э. Л. Лазарева (балетм. Н. В. Данилова, 1960). В Латвии «Сакта, свободы» А. П. Скултэ (балетм. Е. Я. Чанга, 1950). В Киргизии «Чолпон» М. Р. Раухвергера (балетм. Л. М. Крамаревский, 1944. Н. С. Тугелов, 1958). В Таджикистане «Лейла и Меджнун» С. А. Баласаняна (балетм. Г. Валамат-заде, 1947). В Армении «Мармар» Э. С. Оганесяна (балетм. И. И. Арбатов, З. М. Мурадян, 1957). В Туркмении «Алдар-косе» К. А. Корчмарёва (балетм. Н. С. Холфин, 1942. К. Джапаров, 1952). В Эстонии «Калевипоэг» Э.

А. Каппа (балетм. Х. Ю. Тохвельман, 1948. И. А. Урбель, 1953). В Башкирии «Журавлиная песня» Л. Б. Степанова (балетм. Н. А. Анисимова, 1944). В Бурятии «Красавица Ангара» Л. К. Книппера (балетм. М. С. Заславский, 1959). В Татарии «Шурале» Ф. З. Яруллина (балетм. Л. В. Якобсон, 1945) и др. Многие мастера Б. Нац. Республик удостоены звания нар. Арт. СССР. Среди ведущих деятелей балета союзных республик — Г. Алмас-заде, Б. Бейшеналиева, Л. Векилова, В. Э. Вилцинь, П. П. Вирский, В. И. Вронский, Л. Захидова, Г. Измайлова, В. Ф. Калиновская, З. А. Насретдинова, Г. К. Сабаляускайте, Л. П. Сахьянова, М. Тургунбаева, В. М. Чабукиани. В середине 50-х гг. Наступил новый этап развития советского Б. Спектакли, созданные в 50—60-е гг., свидетельствуют об усилившемся интересе их создателей к внутреннему миру человека во всей его сложности, в его связях со временем.

Современные балетмейстеры возродили традиции симфонизированного танца 19 в., обратились к опыту М. М. Фокина, развили достижения советских хореографов-экспериментаторов 20-х гг. И своих непосредственных предшественников, постановщиков хореография, драм. Продолжается естественный процесс дальнейшего роста и развития советского Б., сопровождающийся активными творческими поисками. Советские балетмейстеры возродили жанры, много лет отсутствовавшие на сцене. Л. В. Якобсон поставил публицистические балеты-плакаты («Клоп» Ф. Отказова и Г. И. Фиртича, 1962. «Двенадцать» Б. И. Тищенко, 1964), И. Д. Вольский — балетную симфонию («Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961). Балеты Ю. Н. Григоровича — психологические драмы, где каждый образ доведён до обобщения («Каменный цветок» С.

С. Прокофьева, 1957. «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961. «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1968). Спектакли о современности поставили О. М. Виноградов («Асель» В. А. Власова, 1967), Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василев («Героическая поэма» Н. Н. Каретникова, 1964). Выдающиеся танцовщики театров Москвы и Ленинграда, выдвинувшиеся в 40— 50-е гг. А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева. В 60-е гг. В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Р. Макарова, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа и др. В советское время происходит интенсивное развитие балетного театра, он становится театром подлинно народным. До Октябрьской революции в России было два оперно-балетных театра, которые давали в среднем по 40—50 балетных спектаклей в год (т. Е. В общей сложности 100), спектакли посещали немногим более 33 тыс.

Человек в год. В СССР насчитывается (1970) 40 оперно-балетных театров. Кроме того, Б. Ставятся в музыкальных театрах (например, в Тарту), в музыкально-драматических (Сыктывкар, Якутск и др.), в ряде театров оперетты (Москва, Ленинград, Киев, Одесса и др.). Количество представлений, которые они дают, исчисляется тысячами, количество зрителей — миллионами. Все балетные труппы этих театров включают от 40—50 до 200—225 чел. (труппа Большого театра). Наряду с профессиональными коллективами существуют и самодеятельные. Они организованы при заводах, клубах, дворцах культуры, в учебных заведениях, воинских частях. Самодеятельность располагает сетью кружков и студий, выступающих с концертами, а также т. Н. Народными театрами (См.

Народный театр), которые ставят балетные спектакли. Только в одной Российской федерации около 20 народных театров имеют свой балетный репертуар. До революции в России было две балетные школы. В СССР (1970) существует 16 государственных училищ, а также многочисленные студии при театрах, домах культуры, профессиональные и самодеятельные. Учебная подготовка педагогов танца и балетмейстеров ведётся в вузах. Государственном институте театральных искусств им. А. Луначарского в Москве, Консерватории им. Н. Римского-Корсакова в Ленинграде, Институте культуры в Москве и др. Советский Б. Отличает его идейность. Он является орудием нравственного воспитания. Неизмеримо расширилась тематика Б. В спектаклях показан герой, борющийся за свободу, создан образ восставшего народа.

Спектакли, поставленные советскими хореографами, проникнуты гуманизмом. Они утверждают конечную победу справедливости, провозглашают достоинство и свободу человеческой личности. Мастера советского Б. Правдиво отражают явления действительности, обобщая их, выявляя в них типическое и выражая в единстве музыкальных и хореографических образов. Немалое значение для развития мирового балетного искусства имело расширение в 50—60-е гг. Культурных связей. Советские балетные коллективы гастролируют во всех странах мира, советские хореографы и педагоги ставят за рубежом спектакли, создают школы, артисты из многих стран стажируются в советских театрах и училищах. Лит. Худеков С. Н., История танцев, т. 1—4, СПБ, 1913—17. Левин-сон А.

Я., Старый и новый балет, П., 1917. Ballet annuaf, L.—N. Y., 1946—64. Kockno В., Le ballet en France du quinzieme siecle a nos jours, P., 1949. Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949. Clarke М., The Sadler's Wells ballet, N. Y.—L., 1955. Rebling Е., Ballett gestern und heute, B., 1957. Regna F., Histoire du ballet, P., 1964. Beaumont C. W., Complete book of ballets, N. Y., 1941. Классики хореографии, ред. Б. И. Чесноков, Л.—М., 1937. Новерр Ж.-Ж., Письма о танце и о балетах, Л.—М., 1965. Слонимский Ю. И., Мастера балета..., [Л.], 1937. Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1—2, Л., 1938—39. Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.—М., 1958. Её же. Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.—М., 1963.

Слонимский Ю. И., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.—М., 1958. Его же, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956. Фокин М. М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма, Л.— М., 1962. Слонимский Ю. И., Советский балет..., М.—Л., 1950. Рославлева Н. П., Английский балет, М., 1959. Е. Я. Суриц. Сцена из балета «Алдар Косе» К. А. Корчмарёва. Театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. Н. С. Холфин. Ашхабад. 1942. Сцена из балета «Сакта свободы» А. П. Скулте. Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Я. Чанга. Рига. 1950. Сцена из балета «Лесная песня» М. А. Скорульского. Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Балетм. С. Н. Сергеев. Киев. 1946. Сцена из балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Д. Бельский.

Ленинград. 1961. Сцена из спектакля Большого театра СССР «Спартак» А. И. Хачатуряна. Балетм. Ю. Н. Григорович. 1968. Сцена из спектакля Большого театра СССР «Красный мак» Р. М. Глиэра. Балетм. Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров. 1927. Сцена из спектакля Большого театра СССР «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Балетм. Л. М. Лавровский. 1940. Танцовщицы с острова Бали. Сцена из балета «Пан Твардовский» Л. Ружицкого. Балетм. С. Мищик. Варшава. 1957. Сцена из балета «Огненный столп» на муз. А. Шёнберга. Балетм. А. Тюдор. Нью-Йорк. 1942. Сцена из балета «Наутеос» Ж. Леле. Балетм. С. Лифарь. Париж. 1954. Сцена из балета «Ундина» X. Хенце. Балетм. Ф. Аштон. Лондон. 1958. А. П. Павлова в партии Жизели. «Жизель» А. Адана. Сцена из балета «Сильфиды» («Шопениана») на муз. Ф. Шопена. Балетм. М. М. Фокин. Париж. 1909. Сцена из балета «Спящая красавица» П.

И. Чайковского. Балетм. М. И. Петипа. Петербург. 1890. Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Балетм. М. И. Петипа и Л. И. Иванов. Петербург. 1895. «Па-де-катр» в исполнении К. Гризи, М. Тальони, Л. Гран, Ф. Черрито. Балетм. Ж. Перро. Эскиз декорации к балету «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца. Балетм. Ш. Дидло. Петербург. 1824. Сцена из балета «Адель де Понтье» И. Штарцера. Балегм. Ж. Ж. Новер. Вена. 1774. Сцена из балета «Триумф любви». Балетм. П. Бошан. 1681..

Значения в других словарях
Балей

город в Читинской области РСФСР. Расположен у подножия Борщовочного хребта, на р. Унда (бассейн Амура), в 55 км к Ю. От ж.-д. Ст. Приисковая (на Сибирской магистрали). 28 тыс. Жит. (1967). Крупный центр золотодобывающей промышленности (шахты, открытый карьер, обогатительные фабрики). Медицинское и педагогическое училища. Возник на месте приискового посёлка Новотроицк. Стал городом в 1938.. ..

Балерина

(итал. Ballerina, от позднелат. Ballo — танцую) танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й половине 19 в., после триумфальных выступлений итальянских танцовщиц-виртуозок. В дореволюционной России звание Б. Присуждалось ведущим танцовщицам императорской балетной труппы (звание было связано с получением определённого оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей). В настоящее время Б. Принято называть всех артисток балета. Лит. Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ. ..

Балетмейстер

(нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. Ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает на сцене художественные образы и идею спектакля. ..

Балетоман

(от Балет и греч. Mania — безумие, неистовство) любитель и постоянный посетитель балета. Во 2-й половине 19 в. В России было много Б. Среди них представители русской интеллигенции, выступавшие иногда как теоретики и историки балетного искусства (К. Скальковский, А. Плещеев, С. Худеков, В. Светлев и др.). В Зап. Европе этот термин получил распространение значительно позднее, чем в России. Лит. Плещеев А., Что вспомнилось. Актеры и писатели, т. 3, СПБ, 1914. Haskell A. L., Ballettomania, 17 ed., L..

Балет

БАЛЕТ (франц. Ballet - от итал. Balletto), вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 в., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 в. Высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло..

Балет

(от ballare — танцевать) — так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Б. Принадлежит к разряду пластических искусств, основные элементы которого. Танцы, пластика и мимика. Б. Есть своего рода драма, за отсутствием живого слова выраженная в грациозных или выразительных движениях, игре лица, красивых жестах, наконец, в танцах. Начало Б. Теряется в глубокой древно..

Балет

Вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый "классический" (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец. Сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства. Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию. На протяжени..

Балет

Термин, относящийся к балету. ..

Балет

Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами. Тед Шон Россия. Сотни миль полей и по вечерам балет. Алан Хакни Балет — это опера для глухих. Эмиль Кроткий Балет. Искусство, своей популярностью в немалой степени обязанное тому, что женатые мужчины могут видеть здесь множество женщин, которые в течение целого вечера не произносят ни слова. Робин Гудфеллоу Тот, кто сказал «глуп как тенор», как видно, не знал танцоров. Ежи Вальдорф Очень многие балеты были бы изумительны, ес..

Балет

Термин, относящийся к балету. ..

Балет

(от греч. Ballizein - плясать). Театральные представления, сопровождаемые музыкой, в которых действующие лица выражают различные страсти не посредством слов, а исключительно помощью мимических движений и танцев.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)театральное представление, в котором все действие состоит из танцев и различн. Движений (пантомима) при совершенном безмолвий действующих лиц, но под непрерывный аккомпанемент музыки.(Источник. "По..

Балет

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Балет

М. Зрелище, составленное из плясок и немого действия. Балетный, к такому представлению относящийся. Балетчик м. Балетчица ж. Балетный плясун. Балетмейстер м. Сочинитель, составитель балетов. Содержатель общества балетных плясунов. Начальник над ними.. ..

Балет

М.1) Вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии.2) а) Театральное представление, действие которого сопровождается музыкой, передается через танец и пантомиму.б) Музыкальное произведение, написанное для такого представления.в) разг. Труппа артистов, участвующих в таком представлении.. ..

Балет

-а, м. 1. Искусство сценического танца. Классический б. 2. Театральное представление - танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. Б. На льду (на коньках). 3. Артисты, участвующие в таком представлении. II прил. Балетный, -ая, ое.. ..

Балет

Балета, м. (фр. Ballet). 1. Театральное представление на определенный сюжет из танцев и пантомим под музыку. Пойти на балет. || Музыкальное произведение, предназначенное для такого представления. Оркестр исполнил вальс из популярного балета. 2. Только ед. Искусство театрального танца. Русский балет. Классический балет.. ..

Балет

В XVIII в., когда Россия после петровских реформ стала приобщаться к культурным достижениям Европы, в русский язык попало из французского слово балет, а во французский оно пришло из итальянского, где с помощью уменьшительного суффикса образовалось из слова ballo – "бал", "танец". Так этимология помогает нам выявлять родство между словами, подчас неожиданное. Бал и балет слова-родственники.. ..

Балет

Бале́т непосредственно из франц. Ballet или через нем. Ballett, которые происходят из ит. Balletto от ballo "бал". См. Доза. Клюге-Гётце 36.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Балет

(франц. Ballet, от итал. Balletto, от позднелат. Ballo - танцую) - вид сценич. Иск-ва. Спектакль, содержание к-рого воплощается в муз.-хореографич. Образах. На основе общего драматургич. Плана (сценария) Б. Соединяет музыку, хореографию (танец и пантомима) и изобразительное иск-во (декорация, костюмы, освещение и др.). Разные эпохи рождали разл. Творч. Содружества композитора и хореографа, свои виды взаимодействия музыки и хореографии. Иногда музыка в Б. Является лишь аккомпанементом, в др. Случ..

Балет

Раскроем томик Пушкина. Театр уж полон. Ложи блещут. Партер и кресла - все кипит. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина. Она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола. То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет. Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Чт..

Балет

Первый балетный спектакль в Москве — «Балет об Орфее и Евридике» поставлен в 1673 (или 1675) шведом Н. Лимом. В 1773 при московском Воспитательном доме было открыто балетное отделение. Наряду с выступавшими в Москве с середины XVIII в. Иностранными антрепризами к концу века получили развитие балетные труппы из крепостных в подмосковных усадьбах, в частности графов Шереметевых (Кусково, Останкино), где известность получила танцовщица Т.В. Гранатова. В 1776 была основана антреприза П.В. Урусова и ..

Балет

С середины 30 х гг. XVIII в. В Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище). Одним из организаторов и первым её руководителем был Ж. Б. Ланде. Сначала танцы преподавались по канонам, сложившимся во Франции и Италии. Иностранные танцовщики выступали, ставили балетные спектакли и преподавали. Русский балетный театр формировался как пр..

Балет

Классический впервые появился в Японии в 1912 г., когда туда приехал итальянский балетмейстер Джованни Роси, который в течение трех лет преподавал танец в театре "Тэйкоку гэкидзё". В 1922 г. В Японии гастролировала русская балерина Анна Павлова. С этого времени в стране возник огромный интерес к классической хореографии и началась профессиональная подготовка собственных танцовщиц и танцовщиков. С 1960-го по 1964 г. В Токио функционировала Балетная школа им. Чайковского, в которой преподавали сов..

Дополнительный поиск Балет Балет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Балет" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Балет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа