Тертуллиан
Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertuilianus) (около 160, Карфаген, — после 220, там же), христианский богослов и писатель. Получил юридическое и риторическое образование, выступал в Риме как судебный оратор. Приняв христианство, около 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью. По-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов». Мышление Т. Отмечено тягой к парадоксам. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то Т. Всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»). «Сын божий распят. Нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться.
И умер сын божий. Это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес. Это несомненно, ибо невозможно». В полемике против абстрактного теоретического разума Т. Подчёркивает права «естественного» практического рассудка, выступая как единомышленник киников (См. Киники) и особенно римского Стоицизма. Он развёртывает программу возвращения к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр человеческой души. Это означает для Т. Утверждение эмпиризма как в мистико-психологическом, так и в сенсуалистико-реалистическом аспектах. Т. Требует доверия к спонтанным самопроявлениям души (необдуманным выкрикам, не доходящим до сознания стереотипным формулам речи и т.
П.). Он стремится заглянуть в поисках истины в человеческое Бессознательное (отсюда интерес к его наследию у таких деятелей современного Психоанализа, как К. Г. Юнг). Одновременно эмпиризм Т. Приводит его к материалистическим тенденциям. Все сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т. — тоска по эсхатологическому концу истории. Римскому государственному порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное бойкотирование политики. Соч. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 70, 76, Vindobonae, 1890—1957. В рус. Пер. — Творения, ч. 1, К., 1910. Лит. Попов К. Тертуллиан..., К., 1880. Штернов Н., Тертуллиан, пресвитер карфагенский, Курск, 1889.
Преображенский П. Ф., Тертуллиан и Рим, М., 1926. Nisters В., Tertullian. Seine Persönlichkeit und sein Schicksal, Münster, 1950. С. С. Аверинцев..
Дополнительный поиск Тертуллиан
На нашем сайте Вы найдете значение "Тертуллиан" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тертуллиан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 10 символа