Бердяев

168

IБердя́ев Аркадий Васильевич (около 1820 — г. Смерти неизвестен), русский общественный деятель. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский университет (1843), с 1844 служил в министерстве внутренних дел. В мае 1845 арестован по доносу «за сочинение бумаг», выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридические, философские и публицистические статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии. Наиболее интересны 3 варианта конституционно-монархических проектов. Лит. Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958.IIБердя́ев Николай Александрович (6.3.1874, Киев, — 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к Экзистенциализму.

Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении. Подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов. «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюционные сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Был организатором и председателем «Вольной академии духовной культуры» (1918—22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925—40), руководил издательством «YMCA — Press» («Христианского союза молодёжи»). В молодости принадлежал к т. Н. Легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с Неокантианством, развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству (См.

Богоискательство). Борьба и взаимодействие двух принципов. Экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традиции — славянофилы, Достоевский. Отправным пунктом всегда остаётся принцип Дуализма Канта.) Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Б. Выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии «творчества» и «жалости» (морали творчества, или культа «гениальности», и христианской морали искупления). Б., в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её примат над бытием (и богом) и, следовательно, — как бы неподвластность человека божественной воле.

Говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. Принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии (См. Эсхатология). Для Б. Характерно полное отталкивание от мира (царства «обыденности», зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Б. С убеждением в обречённости всякого творческого акта. По существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. Отождествляет с отчуждением. С главной темой — проблемой личности, связано внимание Б. К философии истории (см. «Смысл истории», 1923, «Новое средневековье», 1924, «Судьба человека в современном мире», 1934, «Русская идея», 1946, и др.). Б. Не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь — это обнажение противоположностей — добра и зла — и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в «метаисторию» («царство божие»).

В современности Б. Находит признаки «варваризации» европейской культуры, начало её сумерек («Конец Европы», М., 1915), связанных с наступлением «массовой культуры». Б. — один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, согласно Б., результатом «торжества буржуазного духа» («Смысл творчества», М., 1916). Б. Призывает к «спасению» через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), — к «персоналистической революции» вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Б., однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага.

В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением — сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата. Яростный идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота вообще), Б. В полемической книге «Философия неравенства» (1918, изд. 1923) опускается до оправдания жестокостей «органического» исторического процесса (нарушением которого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и права «сильной личности». В дальнейшем оправдание исторической действительности как разумной и необходимой считает преступным. Оставаясь идеологом «аристократии духа», стремится освободить своё понимание аристократизма от всяких сословно-иерархических характеристик («О рабстве и свободе человека», 1939, «Самопознание», 1949).

Б. Оказал влияние на развитие французского экзистенциализма и Персонализма. Получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Лит. Ленин В. И., О «Вехах», Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 19. Его же, [Письмо] Г. В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 46, с. 135. Луппол И., Новое средневековье, «Под знаменем марксизма», 1926, № 12. Балакина И. Ф., Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 в., в сборнике. Современный экзистенциализм, М., 1966. Lowrie D., Rebellious prophet. A life of N. Berdyaev, N. Y., 1960. Wernham J., Two Russian thinkers. An essay in Berdyaev and Shestov, Toronto, 1968. P. А. Гальцева..

Значения в других словарях
Бердыш

(польск, berdysz) холодное оружие, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженный на длинное древко. Длина лезвия 40—100 см, древка свыше 2 м. В России Б. В 15—17 вв. Служили, наряду с саблями и ружьями, вооружением пехоты (стрельцов). Б. Носился на ремне за плечами. Близким к Б. Видом оружия была Алебарда, у которой древко заканчивалось копьем. Бердыш.. ..

Бердь

река, главным образом в Новосибирской области РСФСР, правый приток Оби. Впадает в Новосибирское водохранилище, подпор от которого распространяется на 40 км (до г. Искитим). Длина 363 км, площадь бассейна 8650 км2. Берёт начало на западных склонах Салаирского кряжа. Протекает в широкой долине. Русло извилистое. Питание снеговое и дождевое. Средний годовой расход воды 45,8 м3/сек (г. Искитим). Замерзает в начале ноября, вскрывается в середине апреля. Сплавная. В нижнем течении реки — г. Бердск.. ..

Бердяев Аркадий Васильевич

Бердяев Аркадий Васильевич (около 1820 ‒ г. Смерти неизвестен), русский общественный деятель. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский университет (1843), с 1844 служил в министерстве внутренних дел. В мае 1845 арестован по доносу «за сочинение бумаг», выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридические, философские и публицистические статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии. Наиболее интересны 3 варианта констит..

Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович (6.3.1874, Киев, ‒ 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. ..

Бердяев

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). На рубеже 1900-х гг. Находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, затем перешёл к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, м..

Бердяев

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 - 1948), религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал> "Путь" (Париж>, 1925 - 40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода>, дух, личность>, творчество> противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство>. Смы..

Бердяев

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-) - философ и публицист, сын генерал-лейтенанта. Первоначально примыкал к марксизму, соединяя его впрочем с некоторыми течениями неокантианства. В дальнейшем пережил характерную для известных философско-публицистических кругов того времени эволюцию «от марксизма к идеализму», а затем к религиозно-мистической философии и феодально-теократическим общественным идеалам. В 1922 вместе с Ильиным, Франком, Степуном и другими выслан за границу. В религиозно-мистическ..

Бердяев

Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, "от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников "Проблем идеализма" и сборника "Вехи". В 1922 г. Выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовоавший себя "органом русской религиозной мысли".. ..

Бердяев

БЕРДИЕВ БЕРДЯЕВБердяем в Новгородской губернии именовали трусливого человека. (Ф). Фамилия произола от тюрксеого имени Берди, но первоначально оно было только составной частью сложных имен Алаберди, Кдайберди, Бекберди и др. Имя же произошло от слова в занчении 'он дал'. А он никто иной как Бог, Аллах. Бердяевы. Дворяне с 1598 года, земли под Смоленском и Переяславлем (ОГДР, V, с. 59. Веселовский 1974, с.36). Фамилия от тюркск. Прозвища берди 'подаренный' (Баскаков, 1979, с. 177). (СТ). ..

Бердяев

1.Аркадий Васильевич (р. Ок.1820 - г. Смерти не установлен) - автор конституц. Проекта. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский ун-т (1843), с 1844 служил в мин-ве внутр. Дел. В мае 1845 арестован по доносу "за сочинение бумаг", выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридич., филос. И публицистич. Статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии. Наибольший интерес представляют конституц.-монархич. Проекты, 3 варианта ..

Бердяев

Николай Александрович (1874- 1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках 'Проблемы идеализма' (1902), 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918-1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После кратко..

Бердяев

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918-1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После..

Бердяев

Николай Александрович (1874-1948), рус. Религ. Мыслитель. Происходил из старинной аристократич. Семьи, воспитывался в кадетском корпусе. Во время учебы в Киевском ун-те испытал влияние кантианства и марксизма, участвовал в революц. Движении. Был сослан в Вологду (1901), где и написал свою первую работу. После ссылки нек-рое время изучал философию в Германии. Духовные поиски привели Б. К христианству. Его филос. Обоснованию Б. И посвятил все свое творчество. Богословом в строгом смысле слова Б. С..

Дополнительный поиск Бердяев Бердяев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бердяев" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бердяев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа