Управление

228

IУправле́ние элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. Как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определённой организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У.

У. С необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определённые требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма У. – стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов. Это воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок – основной регулятор капиталистической экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений.

Под влиянием современного производства и научно-технической революции в капиталистических странах широко распространены государствено-монополистическое программирование, регулирование экономики, общественных отношений и духовной жизни, которые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить её. Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы У., постепенно формируются специфические общественные институты – субъекты У., т. Е. Система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество. Сознательные факторы У. В ходе истории претерпели глубокие изменения – от У. Посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций (См.

Традиция), обычаев (См. Обычай) в первобытном обществе до У. Обществом на научной основе в условиях социализма. Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономических отношений, характера социально-политического строя. В классовом обществе сознательное У. Приобретает классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или группы классов). В буржуазного обществе У. Основано на частной капиталистической собственности, а главной целью буржуазии, управляющей обществом посредством государства и др. Организаций, является упрочение собственного господства. В социалистическом обществе У. Основано на общественной собственности, а его целью является развитие и совершенствование производства, всех общественных отношений, культуры для всё более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся.

Управляют обществом, непосредственно или через представительские органы, сами трудящиеся. В условиях социализма У. Приобретает научный характер. «Только социализм, – писал В. И. Ленин, – даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 36, с. 381). Социализм – общество, создаваемое планомерно усилиями народных масс под руководством Коммунистической партии и социалистического государства на основе научного познания и практического использования объективных закономерностей. Управлять обществом научно – это значит познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие.

Своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели. Обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия. Проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учёте объективных возможностей, соотношения социальных сил. Т. О., научное У. Обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на её звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т.п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистического общества и достижения поставленных целей – решения задач коммунистического строительства.

Научное У. Предполагает активный процесс познания общественных закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объём и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объём и значение стихийных регуляторов сокращаются. При современном уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются некоторые стихийные силы природы, оказывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности сельского хозяйства. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колхозном рынке, бракосочетания, вкусы и потребности людей и т.п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистический характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена.

Это создаёт возможность учёта и влияния на них. В. И. Ленин придавал огромное значение вопросам научного У., рассматривая его организацию как одну из основных задач социалистического и коммунистического строительства. Коммунистическая партия, В. И. Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали основные принципы социалистического У. Системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-политических и идеологических проблем. Единство хозяйств, и политического руководства. Демократический централизм – сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы масс. Партийность. Принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях.

Принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов У. Территориально-отраслевой принцип, согласно которому необходимо сочетать административно-территориальный подход с отраслевым, и др. Партия, В. И. Ленин разработали вопрос о субъекте У социалистическим обществом как системе государственных и негосударственных организаций и учреждений, руководимых Коммунистической партией. Основные требования к работе аппарата У. Компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон, систематичность, организованность и др. Пути подготовки и совершенствования кадров У. Принципы У. Находят конкретное выражение в государственном У., У.

Экономикой, техническими системами (см. Разделы. У. Государственное, У. Производством, У. В технике). У. Предполагает осуществление субъектом У. Ряда последовательных операций. Подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей её средой. Информация позволяет субъекту У. Иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения. В результате научного У.

Обществом сов. Страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистической партии в СССР построен развитой социализм, который характеризуется высокой степенью зрелости всех сфер общественной жизни, их тесным разносторонним взаимодействием и взаимовлиянием. Именно развитой социализм требует и позволяет обеспечить гармоничское развитие всех сфер общественной жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономические, социально-политические и идеологические проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких научно-технических и экономических преобразований, сочетать экономический рост с решением широких социальных задач – повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к социальной однородности, дальнейшим подъёмом культуры.

Всё это выводит вопросы У. За рамки компетенции только специфических органов У., руководителей и специалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех партийных, советских, хозяйственных организаций, всех коллективов трудящихся. В развитом социалистическом обществе значительно возросли возможности У. В связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. Значительное развитие получила наука и технические средства У., в особенности электронно-вычислительная техника, создаются управления автоматизированные системы (См. Управления автоматизированная система) (АСУ) (например, АСУ отраслью, предприятием, технологическим процессом).

КПСС, отмечая успехи в совершенствовании У., в то же время постоянно подчёркивает необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств У. Задача научного У. Обществом состоит в том, чтобы полнее использовать преимущества и возможности социалистического общества, обеспечить его эффективное функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму. Лит. Маркс К., Капитал, т. 1 – 3, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 – 25. Энгельс Ф., Об авторитете, там же, т. 18. Его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20. Его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21. Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 36. Его же, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т.

37. Е гож е, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39. Его же, О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК, там же, т. 44. Его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45. Его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976. Ленинизм и управление социальными процессами при социализме, М., 1973. Афанасьев В. Г., Научное управление обществом, 2 изд., М., 1973. Его же, Социальная информация и управление обществом, М., 1975. Петров Г. И., Основы советского социального управления, Л., 1974. В. Г. Афанасьев. Управление государственное, одна из форм деятельности государства (См. Государство), обеспечивающая реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы.

Важнейшая часть социального управления. В государственном У. Участвуют в той или иной мере все органы государства, осуществляющие его внутренние и внешние функции, обеспечивающие защиту экономических, политических и социальных интересов господств, классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав), установление иерархии и соподчинённости определяются конституциями, законами и др. Правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность), а также совершают властные действия, необходимые для поддержания общественного порядка и государственной дисциплины (распорядительная деятельность).

Имеются государственные органы, основное назначение которых состоит в повседневном осуществлении государственного У. В общегосударственном масштабе или в определённом регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и др. Сферах. Деятельность таких чисто управленческих органов по своему содержанию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, которая в целом также может рассматриваться как государственное У. В социалистических государствах система органов государственного У. В широком смысле слова возглавляется представительными органами государственого власти (например, Советы депутатов трудящихся в СССР). Представительские органы формируют исполнительно-распорядительные органы государственной власти, которые подотчётны и подконтрольны им.

Повседневную работу по государственнному У. В различных сферах осуществляют исполнительно-распорядительные органы, объединяющие. Органы общей управленческой компетенции (Советы Министров и исполкомы местных Советов. Органы отраслевого и функционального управления (министерства (См. Министерство), Государственные комитеты Советов Министров, центральные ведомства при Совете Министров СССР). Администрации производственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Органы государственного У. Можно также классифицировать по территориальному признаку. Центральные органы и местные, а для федеративных государств – органы федерации и республиканские органы. В СССР в условиях развитого социалистического общества роль государственного У.

Возрастает, что связано с усложнением общественной жизни, потребностями научно-технического прогресса. Проводится работа по совершенствованию структуры государственного аппарата, упразднению лишних его звеньев, повышению ответственности каждого работника. В сфере государственного У. Созданы научно-технические советы. Серьёзное значение имеет и правовая регламентация (закрепленная в правовых актах) вопросов государственного У., в частности правильное определение функций каждого органа государственного У., разделение компетенции между ними. Одним из важнейших направлений совершенствования государственного У. Является последовательное расширение участия в нём населения. В современных буржуазных государствах основной тенденцией государственного У.

Является расширение полномочий исполнительной власти (См. Исполнительная власть), присвоение ею прерогатив представительских органов (парламентов) и прежде всего его законодательных функций как в форме делегированного законодательства (См. Делегированное законодательство), так и на конституционной основе. Характерная черта современного буржуазного государства – наличие огромного государственного аппарата и постоянный его рост. Это связано прежде всего с расширением сферы деятельности буржуазных государств, особенно в области экономического и социального регулирования. Расширились и «традиционные» формы буржуазного государственного У. (полиция, армия и т.д.), что также привело к созданию новых управленческих органов и подразделений, к увеличению численного состава органов, существовавших ранее.

Рост государственного аппарата повлек за собой и дальнейшую бюрократизацию системы государственного У. (строгая иерархия органов У., особые привилегии чиновничества, сложная система комплектования и т.д.). Характерна тенденция к освобождению органов государственного У. От контроля выборных органов и суда, к созданию особых административный трибуналов, не входящих в общую систему правосудия (см., например, Административная юстиция). В условиях государственно-монополистического капитализма наблюдается стремление предоставить чрезвычайные (дискреционные) полномочия узкой группе лиц государственного аппарата (например, правительству) или даже одному-двум высшим должностным лицам (главе правительства, президенту).

Лит. Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968. Лунев А. Е., Теоретические проблемы государственного управления, М. 1974. А. Е. Лунев. Управление производством, конкретно-исторический способ упорядочивающего воздействия на процесс общественного труда в соответствии с объективными законами развития производства. Один из основных видов социального У. У. Производством в досоциалистических общественно-экономических формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У. Осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов.

С возникновением классового общества У. Приобретает двойственный характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой – У. Становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельческих и феодальных способов производства У. В основном сводилось к надзору за процессом труда, к физическому или административному (внеэкономическому) принуждению. В условиях капитализма выделяются три основных этапа развития У. Производством. В период становления капитализма капиталистической мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистического производства выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного производства функция У. Отделяется от капитала-собственности.

У. Осуществляют наёмные управляющие. Период государственно-монополистического капитализма характеризуется формированием института профессиональных организаторов производства – менеджеров, внедрением в процесс У. Современных технических средств, попытками государственного вмешательства в капиталистическую экономику. Элементы научного У. Капиталистическим производством возникают и развиваются на стадии крупного машинного производства и в эпоху государствено-монополистического капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У. Капиталистическими предприятиями, особенно его организационно-технических аспектов, считал необходимым «. Перенять все действительно ценное из европейской и американской науки» (Полн.

Собр. Соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистических странах (США, Японии, Франции, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт использования электронно-вычислительной техники в У., совершенствования структур У. Отдельными фирмами, компаниями, конгломератами (У. По проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу «внедрение нововведений и др.), использования новейших методов организационно-технического У. (системы «планирование – проектирование – разработка бюджета», исследование операций, системный анализ и т.п.). Однако сфера научного У. При капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отдельные предприятия, компании, конгломераты. Государственно-монополистическое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и интеграционные процессы в капиталистической экономике не меняют сущности «.

Анархически построенного капиталистического общества...», основной силой развития которого выступает «. Стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный» (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171). У. Общественным производством при социализме – сознательное регулирование процесса социалистического общественного производства в целях обеспечения оптимальной взаимосвязи между всеми частями народного хозяйства, бесперебойного его функционирования и развития. При этом роль единого экономического центра У. Выполняют центральные хозяйственные органы. Объектом У. В системе социалистического общественного производства является народное хозяйство, которое представляет собой систему хозяйственных объектов.

Отраслей производства, территориальных комплексов, всесоюзных (республиканских) промышленных и производственных объединений (См. Производственное объединение), предприятий. Цели У. В соответствии с его уровнями подразделяются на народно-хозяйственные, отраслевые, территориальных, отдельных объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономической политике Коммунистической партии и социалистического государства. Организация процессов У. Характеризуется определённой последовательностью управляющего воздействия. Целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством, координацией, стимулированием, учётом, контролем. При народно-хозяйственном подходе к У.

Эти различные управленческие функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органическое единство планирования и оперативного У. Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов – от Госплана до планового отдела предприятия, представляет собой специфический вид управленческой деятельности. Оперативное У. Отраслями осуществляется центральными хозяйственными органами министерств и ведомств, отдельными производственными объединениями (предприятиями) – производственными отделами, диспетчерской службой предприятия и др. (их задачи – организация конкретного процесса производства, его регулирование, поддержание необходимого ритма и т.п.).

В У. Народным хозяйством сочетаются отраслевой и территориальные принципы. Главные задачи отраслевого У. Определение потребности и обеспечение народного хозяйства продукцией отрасли, проведение единой технической политики, организация внедрения достижений научно-технического прогресса, изучение и распространение передового опыта, изучение качественных показателей работы хозяйственных объектов. Основная задача территориального У. – обеспечить комплексное развитие того или иного экономического района путём единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования. Методы У. Общественным производством классифицируются по содержанию (экономические, организационнно-технические, социологические, демографические и пр.), по направленности воздействия (на какие интересы участников общественного производства они направлены – материальное и моральное стимулирование), по организационной форме (по форме выработки управляющего воздействия – индивидуальная, коллегиальная, коллективная.

По типу – акт или норма, разовое или повторяющееся воздействие и др.). В состав кадров У. Входят хозяйственные руководители всех рангов, а также функциональные руководители, специалисты и вспомогательный персонал (операторы, секретари, учётчики и др.). По способу выработки и реализации решений хозяйственные руководители подразделяются на 3 группы. 1) не принимающие решений и участвующие вместе с непосредственными исполнителями в их реализации (мастера, бригадиры комплексных бригад и др.). 2) принимающие решения, сами организующие их реализацию и осуществляющие контроль за исполнением (начальники участков, небольших цехов и др.). 3) осуществляющие реализацию принимаемых ими решений и контроль за их выполнением через специальный управленческий аппарат (руководители крупных цехов, предприятий, объединений, отраслей народного хозяйства).

Функциональные руководители осуществляют лишь часть управленческих функций на порученном объекте или участке производства (главный инженер несёт ответственность за техническую службу, главный бухгалтер – за учёт и т.д.). Технические средства У. Подразделяются. На средства формирования, передачи и анализа информации, оборудование рабочих мест и служебных помещений. Современная система органов У. В соответствии с демократическим характером У. При социализме функцию руководства общественным производством осуществляют как государственные, так и негосударственные органы. Руководящая роль в У. Народным хозяйством принадлежит Коммунистической партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистичесой экономики.

В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верховным Советом и Советом Минитсров СССР – высшим органом У. Совет Министров СССР объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы. Органы Совета Министров СССР подразделяются на органы преимущественно отраслевого и органы межотраслевого назначения (Государственные комитеты, некоторые министерства, главные управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства. Осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Государственный плановый комитет, Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, Комитет народного контроля СССР).

Ведающие отдельными сторонами общественного производства (Государственный комитет по труду и заработной плате СССР, Госстандарт СССР и др.). Ведающие соответствующими отраслями народного хозяйства (например, материально-техническим снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР). В общем плане отраслевые органы У. Народным хозяйством подразделяются на органы, ведающие общественным производством (промышленностью, сельское хозяйством, строительством, транспортом) и сферой обращения (торговлей). Структура промышленности обусловливает необходимость отраслевого У., которое наиболее полно отвечает требованиям научно-технического прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производственно-технических, организационных, экономических и имущественных связей как внутри отрасли, так и межотраслевых.

При этом в системе социалистического народного хозяйства обеспечивается достаточная хозяйственная самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и территориального У. Проявляется. В функционировании союзно-республиканских министерств (министерства лёгкой, пищевой и др. Отраслей промышленности в союзных республиках находятся в двойном подчинении – союзного министерства и Совета Министров союзной республики, что позволяет сочетать единую техническую политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономического района). В расширении прав союзных республик по руководству подчинённой им промышленностью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения. В создании плановых комиссий Госплана СССР в крупных экономических районах.

Непосредственное У. Отраслями промышленности осуществляют соответствующие отраслевые министерства. Функции У. Распределяются между внутренними структурными подразделениями аппарата министерства. Коллегией, научно-техническим советом, функциональными управлениями (отделами), специальными подразделениями, а также главными отраслевыми управлениями. Постановлением ЦК КПСС и Совета Минитсров СССР от 2 марта 1973 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и республиканским промышленным объединениям в качестве среднего звена У. Отраслью, а в ряде случаев и к двузвенной системе путём прямого подчинения министерству производственных объединений и крупных предприятий.

В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений министерства. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами министерства и аппаратом всесоюзных и республиканских промышленных объединений. Часть управленческих полномочий главков передаётся производственным объединениям и предприятиям. Специфика организации У. Др. Отраслями народного хозяйства определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе расширенного общественного воспроизводства. У. Сельским хозяйством осуществляют несколько министерств и ведомств. Общее руководство сельское хозяйством возложено на союзно-республиканское министерство сельского хозяйства СССР. Оно отвечает за состояние с.-х.

Производства в совхозах и колхозах. У. Совхозами осуществляется централизованно системой государственных органов. Министерство сельского хозяйства СССР – министерства сельского хозяйства союзных республик – тресты и объединения или районные управления сельского хозяйства – совхозы. Роль государства при У. Колхозами сводится к установлению планов поставок, координации планов производства и контролю за использованием неделимых фондов. Кроме того, государство использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колхозного производства. Регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др. У. Строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Государственных комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) – межотраслевой союзно-республиканских орган, проводит единую техническую политику в области строительства, координирует работу ведущих проектных организаций, развитие строительной индустрии.

При Госстрое СССР организован Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре, который проводит единую градостроительную политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т.п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и посёлков. У. Транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегосударственное У. Железнодорожным, морским и воздушным транспортом осуществляется министерствами путей сообщения, морского флота и гражданской авиации СССР, У. Автомобильным транспортом и речным флотом – соответствующими министерствами союзных республик. У. Торговлей организуется в соответствии со спецификой различных её видов (государственной, кооперативной и колхозно-рыночной).

У. Государственной торговлей осуществляется союзно-республиканским министерством торговли СССР и республиканским министерствами торговли. Совершенствование У. Народным хозяйством. Усложнение хозяйственных связей, вызванное ростом концентрации, углублением специализации и кооперирования производства, привело к значительному увеличению объёма управленческого труда. Программа совершенствования У., разработанная Коммунистической партией, предусматривает. 1) повышение научного уровня планирования, организацию долгосрочного прогнозирования, разработку генеральных программ развития социалистической экономики, ориентацию У. На конечные народно-хозяйственные результаты. 2) улучшение организационной структуры и методов У.

Народным хозяйством, сокращение расходов на содержание аппарата У. 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегосударственных программ, сочетание отраслевого и территориального развития, перспективных и текущих проблем, обеспечение сбалансированности экономики. 4) более полное использование экономических рычагов и стимулов У. На всех уровнях народного хозяйства. Улучшение методов комплексного решения крупных общегосударственных, межотраслевых и территориальных проблем, создание системы У. Группами однородных отраслей. Повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения. 5) широкое применение в планировании, учёте и анализе хозяйственной деятельности, во всех процессах У. Экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники и средств связи.

Разработку и внедрение автоматизированных систем У. 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров У. С учётом требований научно-технической революции. 7) дальнейшее развитие принципов демократического централизма, предполагающее как развитие централизма, так и демократических начал в У., широкое привлечение трудящихся к У. Лит. Каменицер С. Е., Основы управления промышленным производством, М., 1971. Гвишиани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972. Функции и структура органов управления, их совершенствование, под ред. Г. Х. Попова, М., 1973. Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью, под ред. Д. М. Гвишиани и С. Е. Каменицера, М., 1974. Управление социалистическим производством.

Вопросы теории и практики, М., 1974. Бронников Ю. Н., Управление социалистической экономикой, 2 изд., М., 1975. Chandler A. D., Strategy and structure, Toronto, 1966. Drucker P. F., Management. Talks, responsibilities, practices, N. Y., 1974. Ю. Н. Бронников. Управление в технике. Объектами У. В технике являются технические процессы – технологические (например, добыча полезных ископаемых, переработка сырья и материалов, обработка изделий и заготовок), энергетические (выработка, преобразование, передача и распределение энергии), транспортные (перемещение грузов и пассажиров), информационные (сбор, обработка, передача и хранение информации). Технические процессы расчленяются на операции – рабочие, непосредственно необходимые для выполнения процесса (снятие стружки при резании, перемещение экипажа, генерирование электрического напряжения и т.д.), и управленческие, обеспечивающие координацию выполнения рабочих операций, поддержание заданного режима работы оборудования и выполнение заданной программы.

Совокупность управленческих операций составляет процесс У. Процессы У. Имеют двойственный характер. С одной стороны, они зависят от конкретных, специфических для данного объекта условий и физических и химических законов. С другой – в процессах У. Разнообразными техническими объектами обнаруживаются общие закономерности. Изучение этих закономерностей привело к формированию общей теории У. И кибернетики технической (См. Кибернетика техническая) и к осуществлению на её основе унификации и агрегатирования технических средств У. Одна из важнейших тенденций научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) – освобождение человека от выполнения большинства (или всех) технических операций. Замена человеческого труда работой механизмов и машин при выполнении рабочих операций – Механизация производства – создала предпосылки для освобождения человека от выполнения управленческих операций – для автоматизации производства (См.

Автоматизация производства). В технике раньше, чем в др. Областях, сформировалась общая теория автоматического управления (См. Автоматическое управление). Режим работы технического объекта определяется алгоритмом функционирования – совокупностью правил, предписаний, вырабатываемых в результате изучения технологии и экономики данного процесса (см. Алгоритмизация процессов). Теория автоматического У. Считает алгоритмы функционирования заданными и показывает, как на их основе построить алгоритмы управления, определяющие управляющие воздействия (См. Управляющее воздействие) на объект с учётом динамических свойств системы У., физических и технических ограничений. В соответствии с принципом необходимого разнообразия Эшби управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая.

Для динамических технических объектов, описываемых разностными и дифференциальными уравнениями, этот принцип выражается в виде количественных условий управляемости и наблюдаемости. А) число управляющих органов должно быть не меньше числа управляемых величин. Б) должны выполняться дополнительн.

Значения в других словарях
Упорядоченные и частично упорядоченные множества

(математичексие) множества, в которых каким-либо способом установлен порядок следования их элементов или, соответственно, частичный порядок. Понятия порядка и частичного порядка следования элементов определяются следующим образом. Говорят, что для пары элементов х, у множества М установлен порядок, если указано, который из этих элементов следует за другим (если у следует за х или, что то же самое, х предшествует у, то пишут х π у, у a и b’ > b. Любое множество комплексных чисел становится тогда..

Управа благочиния

общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782. У. Б. Приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей. Полицейские функции осуществляла через частных приставов и квартальных надзирателей. У. Б. Рассматривала также мелкие уголовные и гражданские дела (при сумме иска до 20 руб.). Возглавлялась в Петербурге и Москве обер-полицмейстером, в губернских городах – полицмей..

Управление (синтаксич.)

Управление, разновидность синтаксического отношения между членами предложения, при котором лексико-грамматические свойства одного из них (управляющего) определяют выбор грамматической формы другого (управляемого), например переходный глагол требует дополнения в винительном падеже без предлога («вижу друга»). В структуре предложения У. Распространяется на именное дополнение и противопоставляется отношениям согласования. ..

Управление (социальн.)

Управление, элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. Как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда,..

Управление

УПРАВЛЕНИЕ - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.. ..

Управление

УПРАВЛЕНИЕ, функция> организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.. ..

Управление

(грамм.) — Под явлениями У. В школьном синтаксисе разумеются такие сочетания слов, где одно слово является дополнением другого. Так, напр., если какой-либо глагол встречается обыкновенно с винит. Падежом, то мы говорим, что этот глагол управляет винит. Падежом (или требует вин. П.). К таким управляющим частям речи обыкновенно относят глаголы, существительные (напр. "любовь к отечеству") и прилагательные (напр. "подобный чему-либо"). Однако дополнение является при управляющих словах не всегда, и ..

Управление

Главное управление бастующих армейцев. Жарг. Арм. Шутл. Гауптвахта (расшифровка жаргонного слова «губа», обозначающего гауптвахту). БСРЖ, 613.. ..

Управление

-я, ср.. ..

Управление

Управлениесм. Руководство(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Управление

Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение или субстантивированное слово) ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания. Различаются виды управления:. ..

Управление

См. Господство.... ..

Управление

Элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.. ..

Управление

1. Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Управлять (1*1,2).2) Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.3) а) Административное учреждение или отдел учреждения, организации, руководящие какой-л. Отраслью хозяйственной, научной, военной деятельности.б) разг. Работники такого учреждения или отдела.4) Система приборов, приспособлений, посредством которых управляют действием чего-л. (машины, механизма, какого-л. Устройства).5) То ..

Управление

УПРАВЛЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Управление

-я, ср. 1. Ок. Управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления, местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к-рых управляется ход машины, механизма. Рычаги управления. 4. Крупное подразделение какого-н. Учреждения, крупное административное учреждение. Статистическое у. Центральное разведывательное у. (ЦРУ) (координирующий центр гражданской и военной разведки США). 5. В грамматике. Подчинительная связь, при к-рой грамматически главенст..

Управление

Управления, ср. 1. Только ед., чем. Действие по лаг. Управлять в 1 и 2 знач. Управление государством. Управление делами. Управление судном, самолетом. Управление войсками. 2. Только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР. Конституция СССР. Органы управления. Разрешить вопрос в порядке управления (т. Е. Не в ..

Управление

Чем и чего.1. Чем (регулирование хода, движения, работы чего-л.). Управление автомобилем. Управление имением [Арина Власьевна] предоставила Василию Ивановичу. (Тургенев). В боевой рубке находится целый ряд приборов и приспособлений для управления кораблем (Новиков-Прибой).2. Чего (административный орган какого-л. Учреждения, предприятия и т. Д.). Управление железной дороги. В район приезжали представители из областного управления сельского хозяйства и заготовок (Тендряков).. ..

Управление

УПРАВЛЕНИЕ. ..

Управление

1) в гражданской защите - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления [органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороной] на объекты управления - подчинённые органы управления и силы РСЧС и ГО, а также потенциальные (в случае угрозы ЧС) или реальные (в случае возникновения ЧС) источники чрезвычайных ситуаций, объекты экономики и элементы окружающей среды, пострадавшие от источников чрезвычайных ситу..

Управление

Упорядочивающее воздействие одной системы на другую, направленное на поддержание и улучшение функционирования объекта управления. ..

Управление

1. Руководство, направление чей-либо деятельности. 2. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.. ..

Управление

Control. Guidance. Ruling. Administration. Direction Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупнос..

Управление

Сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты.. ..

Управление

- сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты.. ..

Управление

Функция организованной системы (общества), обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности и реализацию программы по достижению цели деятельности. Структура управления может быть реализована в виде одного из вариантов - анархического, авторитарного и иерархического. Анархическая структура предполагает независимое существование и борьбу за выживание всех звеньев системы, которые на эту борьбу затрачивают основные усилия. Авторитарная структура предполагает жесткую структур..

Управление

Понятие, широко используемое как в целом в гуманитарных науках, так и конкретно в праве, причем в различных значениях:. ..

Управление

- сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов, на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты.. ..

Управление

В кибернетике — целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием. Аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.. ..

Управление

В кибернетике - целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием. Аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.. ..

Управление

- процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.. ..

Управление

Функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программ.. ..

Управление

В технике - целенаправленное изменение состояния или параметров машины, системы, процесса в соответствии с требуемым алгоритмом функционирования (АФ). Такое изменение состояния технич. Объекта достигается в результате воздействий, оказываемых на объект либо непосредственно человеком (ручное У.), либо автоматич. Управляющим устройством по программе, составленной на основе АФ (автоматическое, автоматизированное У.). Освобождение человека от выполнения управленч. Операций и полная или частичная пер..

Управление

— элемент, функция организованной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программ и целей, воздействие на систему, общество, коллектив предприятия, фирмы с целью их упорядочения, совершенствования и развития.. ..

Управление

- функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.. ..

Управление

Функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. В биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. Системах. Наиболее общими функциями У. Считаются. Поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.Интерес к проблемам У. Возник еще в период ..

Дополнительный поиск Управление Управление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Управление" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Управление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 10 символа