Фаворский
IФаво́рский Алексей Евграфович [20.2(3.3).1860, Павлово, ныне Горьковской области, – 8.8.1945, Ленинград], советский химик-органик, академик АН СССР (1929. Член-корреспондент 1922), Герой Социалистического Труда (1945). В 1882 окончил Петербургский университет, где работал у Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. С 1896 профессор Петербургского (Ленинградского) университета, работал также в Ленинградском химико-технологическом институте и в АН СССР, где был первым директором (1934–38) созданного по его инициативе института органической химии. Основные труды в области химии ненасыщенных органических соединений. Первые работы Ф. Положили начало теоретическим исследованиям в области изомерных превращений органических соединений, привели к синтезу новых углеводородов с тройной связью, а также к открытию способа получения виниловых эфиров.
Изомерные превращения органических соединений Ф. Рассматривал в свете представлений о взаимном влиянии атомов и радикалов, входящих в состав молекулы, конкретизируя и развивая соответствующие идеи Бутлерова и В. В. Марковникова. В 1900–05, изучая конденсацию ацетиленовых углеводородов с кетонами под влиянием едкого кали, Ф. Открыл новый метод синтеза третичных ацетиленовых спиртов (см. Фаворского реакция). Ф. Создал одну из школ сов. Химиков-органиков. Работы Ф. И его учеников в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Государственная премия СССР (1941). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч. Сб. Избр. Трудов, М. – Л., 1940. Лит. Фаворская Т.
А., Алексей Евграфович Фаворский, Л., 1968. А. Е. Фаворский.IIФаво́рский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, – 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903–05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907–1913). Член общества «Четыре искусства» (1924–28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему. Книга – это единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений.
Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, «определённое отношение. Предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. Периода 1910 – середины 1930-х гг. Характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. В 1963). «Фамарь» А. Глобы (изд. В 1923). «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. В 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь» (изд. В 1925). Иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд.
В 1929). Романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. В 1932). Символичность скульптурно завершенных форм в «Новой жизни» Данте (изд. В 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. Чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. В 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. В 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. В 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. В 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. В 1961) Пушкина. Все – Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф.
Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945–47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре (См. Линогравюра), выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942–44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. Создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938–61, и др.). В области монументального искусства Ф. Добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились).
Работам Ф. В театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. Оказало большое влияние на сов. Искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920–30), Полиграфического института (1930–34), института изобразительных искусств (1934–1938), института прикладного и декоративного искусства (1942–48) в Москве. Среди учеников – А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков. Соч. Рассказы художника-гравера, М., 1976. О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966. Лит. Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964. Книга о Владимире Фаворском, М., 1967. Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике.
Советское искусствознание, 74, М., 1975. Его ж е, то же, в сборнике. Советское искусствознание, 75, М., 1976. V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967. Е. С. Левитин. В. А. Фаворский..
Дополнительный поиск Фаворский
На нашем сайте Вы найдете значение "Фаворский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаворский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа