Феноменология

126

(греч., буквально – учение о Феноменах) вначале одна из философских дисциплин, позднее – идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа – рефлексии (См. Рефлексия) сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классической философии ф. – введение в систему логики и метафизики, то в современной буржуазной философии Ф. Выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Содержание и цель Ф.

Различным образом истолковывались в истории философии. И. Г. Ламберт (впервые предложивший термин «Ф.») видит в Ф. Учение о явлениях как основе и предпосылке опытного познания, учение о заблуждениях чувственного опыта. К этой позиции близка точка зрения И. Канта в докритический период. Он усматривает в Ф. Пропедевтическую, вводную дисциплину, предохраняющую метафизику от ограниченности и несовершенства чувственого знания. В критический период идея о возможности критической науки, подвергающей анализу ценность и границы чувственности, перерастает у Канта в критику чистого разума. Противопоставляя мир явлений и «вещей в себе» (См. Вещь в себе), Кант утверждал, что рассудок не может выйти за пределы мира явлений как объектов опытного знания.

Эта линия философии Канта в последующем привела к Феноменализму, линия же, связанная с анализом априорных форм созерцания и категориального синтеза, нашла своё развитие в Ф. Новый этап в развитии Ф. Связан с философией Г. Гегеля (См. Гегель), для которого Ф. – это учение о становлении науки, учение об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию. Ф., по Гегелю, выявляет различные ступени развития духа, даёт «. Подробную историю образования самого сознания до уровня науки» («Феноменология духа», в кн. Соч., М., 1959, т. 4, с. 44). Одна из ведущих линий в буржуазной философии конца 19 в. Связана с истолкованием описания явлений как единственной функции научного познания, с отказом от введения в науку ненаблюдаемых сущностей.

В этом же русле находятся представления о Ф. Как описательной психологии, которая противопоставляется объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа, А. Мейнонга были предложены методологические средства для описания и классификации психических феноменов [трактовка сознания как потока переживаний, как интенциональности, т. Е. Направленности на другое (см. Интенция), идея о коррелятивности, соотносительности предмета и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутренних переживаний]. Возникновение в начале 20 в. Ф. Как определённого идеалистического направления западной философии связано с именем Э. Гуссерля (См. Гуссерль). Ф. Возникает в противовес, с одной стороны, психологизму в теории познания (Т.

Липпс, Х. Зигварт), для которого познание тождественно чувств, опыту индивида, а с другой стороны – «историцизму» В. Дильтея (См. Дильтей), трактовавшего философию как описание исторических типов мировоззрения. Исходным пунктом Ф. Было рассмотрение внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. Гуссерль рассматривает Ф. Как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Ф. Основывается на истолковании феномена не как явления чего-то иного (например, сущности), а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию.

Поэтому Ф. Мыслится у Гуссерля как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредственной достоверностью. Гуссерль настаивает на самоочевидности переживания истины, на самодостоверности созерцания феноменов, в которых он выделяет различные слои. Языковые оболочки. Многообразные психические переживания. Предмет, мыслимый в сознании. Смысл – инвариантную структуру и содержание языковых выражений. Ф. Обращается к последним двум слоям, образующим интенциональную структуру сознания. Интенциональность – изначальная характеристика сознания – понимается как слитность последнего с его предметным содержанием. Предметное бытие рассматривается Гуссерлем не как нечто извне данное человеку, а как то, что уже включено в структуру чистого сознания в качестве некоторых изначальных устремлений к предмету – интенций.

Предметное бытие, согласно Ф., имманентно, внутренне присуще сознанию. Оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. По Гуссерлю, предметное бытие и сознание коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. Как двуединство, включающее в себя познавательные акты – ноэзис и предметное содержание – ноэмы, которые по существу совпадают с идеальными значениями. Ф. Понимается Гуссерлем как наука об усмотрении сущности, как философская «археология», ищущая априорные структуры сознания. Задача Ф. – в раскрытии смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами и оценками. Обращение Ф. «к самим предметам» связано с её отказом от натуралистической установки, противопоставляющей сознание и бытие.

Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию, науке и прежней философии, привела к трактовке знания как отражения реальности, данной в чувственых восприятиях, к господству позитивистско-натуралистической философии и кризису европ. Наук. Критика натуралистического позитивизма, данная Гуссерлем, в определённой мере была созвучна марксистской критике натуралистического фетишизма и метафизического созерцательного материализма, где сознание «. Берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе» (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 34). Однако у Гуссерля эта критика проникнута неприязнью к любым формам материализма и историческому пониманию сознания.

Отвергая исторический подход к сознанию, Гуссерль неправомерно видит в нём выражение релятивизма и скептицизма. Ф., по Гуссерлю, имеет дело с организацией сознания как такового, с априорными, надысторическими структурами чистого сознания, которые составляют условия возможности эмпирического и теоретического знания. Предмет Ф. – царство чистых истин, априорных смыслов – как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. Определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Идеальные сущности, по Гуссерлю, не существуют как мир платоновских идей по ту сторону языковых выражений и психических переживаний, а только «значат». Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции, который включает в себя. 1) эйдетическую редукцию, т. Е. Отказ от любых утверждений об объективном существовании бытия, о пространственно-временной его организации, воздержание от любых суждений о реальном бытии и сознании (эпохе), и 2) трансцендентальную редукцию, т. Е. Исключение всех антропологических, психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущностей. На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологическим сознанием и наполняющего его смыслом.

По Гуссерлю, сущность (Эйдос) – инвариантная структура многообразных языковых суждений и переживаний, тождественность идеального значения, относящаяся не только к значениям актуально мыслимых объектов, но и к классу возможных объектов, к потенциально мыслимым значениям. Способ непосредств, усмотрения типического единства, объективно-идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой понимание Ф. Как науки о чистых возможностях, интенционально предначертанных в структуре чистого сознания. Выявление предельных априорных структур чистого сознания, области чистых смыслов и объективно-идеальных законов, коренящихся в них, рассматривается Гуссерлем как способ обоснования науки. Трактовка Ф.

У Гуссерля претерпела ряд изменений. На первом этапе («Логические исследования», т. 1–2, 1900–01) критика психологизма привела к определению Ф. Как наукоучения, как строгой науки об универсальных, априорных структурах научного знания. Анализ этих структур приводит его к идее трансцендентальной Ф. («Идеи чистой феноменологии и феноменологическая философия», т. 1, 1913. Т. 2–3, опубл. 1950–1952) и к сближению с кантианством. Интерпретация истины как самоочевидности влечёт за собой интерес Гуссерля к картезианской (декартовской) точке зрения («Картезианские медитации» и «Парижские доклады», 1931) и построение варианта учения о чистом «Я» – «эгологии». Если в работах этого периода Гуссерль видит задачу Ф. В анализе структур чистого сознания, то в последний период своего творчества он во многом отказывается от первоначальных сугубо логических представлений о существе интенционального сознания и переходит на позицию, согласно которой теоретическое сознание укоренено в «жизненном мире», в некоем универсальном поле дорефлексивных структур, которые оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практической деятельности («Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», опубл.

1954). Именно эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной Ф. (см. Экзистенциализм), где с помощью метода Ф. Выявляются априорные структуры человеческого существования – такие, как страх, забота (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс, М. Мерло-Понти). Феноменологическая школа, пытавшаяся применить методы Ф. В этике (М. Шелер), эстетике (Р. Ингарден), праве (Х. Конрад-Мартиус), психиатрии (Л. Бинсвангер), социологии (М. Натансон, А. Шютц, А. Фиркандт), педагогике (Т. Литт), идейно распалась в середине 20 в. Её представители сохранили лишь приверженность к некоторым средствам феноменологического анализа сознания. К. Маркс считал Ф. Духа Гегеля истоком и тайной спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в гегелевской Ф. – проведение принципа деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существенные недостатки – сведение деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека – к самосознанию (см.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Современную форму Ф. – феноменологическую философию Гуссерля – можно рассматривать как исток и тайну современного Иррационализма – одной из основных тенденций в буржуазной философии 20 в. Выявляя несостоятельность основных принципов и положений Ф. – её субъективизм, разрыв с методологией естественных наук, схоластичность, марксисты отмечают и рациональные моменты феноменологической философии – острую критику Сциентизма и позитивизма, осознание кризиса западноевропейской культуры, разработку сложных проблем анализа сознания. Марксистская оценка Ф. Не имеет ничего общего ни с нигилистическим отрицанием познавательной значимости проблем, поставленных Ф., ни с некритической ассимиляцией идей Ф., которую отстаивают некоторые ревизионисты (например, Р.

Гароди). Лит. Шпет Г., Явление и смысл, М., 1914. Я к овенко Б. В., философия Э. Гуссерля, в кн. Новые идеи в философии, сб. 3, СПБ, 1913. Блонский П. П., Современная философия, ч. 2, М., 1922. Юренец В,, Эдмунд Гуссерль, «Под знаменем марксизма», 1922, № 11–12. Давыдов Ю. Н., Борьба вокруг «Феноменологии духа» в современной буржуазной философии, «Вопросы философии», 1959, № 2. Какабадзе З. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966. Гайденко П. П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике. Современный экзистенциализм, М., 1966. Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968. Философия марксизма и экзистенциализм.

Сб. Ст., М., 1971. Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. XII. Ойзерман Т. И., К критике феноменологической концепции философии, «Вопросы философии», 1975, № 12. Merleau-Ponty М., Les sciences de l'homme et la phenomenologie, P., [1958]. Spiegelberg Н., The phenomenological movement. A historical introduction, v. 1–2, The Hague, 1960. Schutz A., Collected papers, [v.] 1–3, The Hague, 1962. Essays in phenomenology, ed. М. Natanson, The Hague, 1966. Farber M., The aims of phenomenology, N. Y., [1966]. Его же. The foundation of phenomenology, 3 ed., Albany, 1968. Landgrebe L., Phanomenologie und Geschichte, Gutersloh, [1967]. А. П. Огурцов..

Значения в других словарях
Феноменализм

философский принцип, согласно которому объектом познания признаются лишь явления (Феномены) как единственная доступная человеку реальность. Крайний Ф., которому присуща тенденция к Солипсизму, рассматривает мир как совокупность «идей» или «комплексов ощущений» (Дж. Беркли, Махизм). Умеренный Ф. Исходит из признания стоящей за миром явлений реальности («идея», сущность, «вещь в себе»), недоступной познанию как она есть «на самом деле», «до конца». Характерен для идеалистической традиции скептици..

Феноменологическая школа права

направление буржуазной правовой мысли 20 в., опирающееся на феноменологию (См. Феноменология). Основные представители – А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио и др. Ф. Ш. П. Претендовала на преодоление неокантианского идеализма, господствовавшего в буржуазной науке права в начале 20 в. С позиции этой школы право имеет свою онтологическую основу – независимое от законодателя бытие. Идеальная основа – «эйдос» права – не реальные общественные отношения, социально-экономический и политический с..

Фенопласты

пластические массы на основе феноло-альдегидных смол (См. Феноло-альдегидные смолы). Главные компонентом Ф., кроме смолы (новолачного или резольного типа), выполняющей роль связующего, служит наполнитель, по виду которого обычно определяют композицию. Так, порошкообразные наполнители входят в состав пресс-порошков (См. Пресс-порошки), волокнистые – Волокнитов, стекловолокнитов, асбоволокнитов. Листовые – слоистых пластиков (См. Слоистые пластики), например, различной природы ткани используют дл..

Фенотип

IФеноти́п [от Фен (биол.) и Тип], особенности строения и жизнедеятельности организма, обусловленные взаимодействием его Генотипа с условиями среды. В широком смысле термин «Ф.», предложенный дат. Биологом В. Иогансеном в 1909, обозначает всю совокупность проявлений генотипа (общий облик организма), а в узком – отдельные признаки (фены), контролируемые определёнными Генами. Понятие Ф. Распространяется на любые признаки организма, начиная от первичных продуктов действия генов – молекул РНК и полип..

Феноменология

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч. - букв. - учение о феноменах),..1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии. Как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (И. Г. Ламберт, И. Кант), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания ("Феноменология духа" Гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано, А. Мейнонг)2)] Идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. 20 в. Сформулировал Э. Гуссерль. ..

Феноменология

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греческое, буквально - учение о феноменах), 1) философская дисциплина>, по-разному трактуемая в истории философии. Как наука>, выполняющая функцию критики чувственного познания (И.Г. Ламберт, И. Кант). Как учение о становлении философии, историческое исследование форм сознания ("Феноменология духа" Г.В.Ф. Гегеля). Как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано>, А. Мейнонг). 2) философское направление, принципы которого в начале 20 в. Сформулировал Э. Гуссерль..

Феноменология

Учение о феноменах, явлениях ("φαινόμενον" по-греч. Значит все являющееся нашим чувствам, явление). Как установившийся философский термин Ф. Получает значение со времен Канта, понимавшего под этим термином ту часть метафизики природы, которая определяет движение или покой лишь в отношении к способу представлений, или модальности, стало быть, как явлений внешних чувств ("Met. Auf. D. Naturw.", Vorw. XXI). У Гегеля термин этот получает более специальное значение "учения об образовании науки вообще..

Феноменология

Наука о явлениях.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)учение о явлениях, преимущественно философское.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Феноменология

Ж.Учение о пути развития человеческого сознания, понимаемого как саморазвитие духа (в философии Гегеля).. ..

Феноменология

ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Phainomena - явления и logos - учение] В идеалистической философии Гегеля. Учение о становлении науки, об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию.. ..

Феноменология

Феноменологии, мн. Нет, ж. (от греч. Phainomenon - явление и logos - учение) (филос.). В философии Гегеля - учение о развитии сознания, духа.. ..

Феноменология

Словообразование. Происходит от греч. Phainomenon - являющееся + logos - учение. Категория. Методологическая позиция. Специфика. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология, с одной стороны, и гештальтпсихология, с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафикс..

Феноменология

(от греч. Phainоmenon -являющееся и ...логия), описание и классификация предметов к.-л. Отрасли науч. Знания. ..

Феноменология

(см. Феномен) — учение о феноменах, описание и классификация предметов какой-либо отрасли научного знания.. ..

Феноменология

— учение о феноменах — философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии. Как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания, как учение о становлении философии, исторических форм сознания, как часть психологии, описывающая психические феномены. Кроме того, так называют идеалистическое философское направление, принципы которого в начале XX в. Сформулировал Э. Гуссерль. Задача Ф. - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, ф. Явилась одни..

Феноменология

Течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. Использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины - середины 20 в. Такие философские произведения, как 'Формализм в этике и материальная этика ценности' Шелера (1913- 1916), 'Бытие и время' Хайдеггера, 'Бытие и ничто' Сартра, 'Феноменология воспри..

Феноменология

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - влиятельное течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. Использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины - середины 20 в. Такие философские произведения, как "Формализм в этике и материальная этика ценности" Шелера (1913/1916), "Бытие и время" Хайдегге-ра (1927), "Бытие и н..

Феноменология

— течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. Использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины — середины 20 в. Такие философские произведения, как "Формализм в этике и материальная этика ценности" Шелера (1913— 1916), "Бытие и время" Хайдеггера, "Бытие и ничто" Сартра, "Феноменология восп..

Феноменология

Философское направление, занимающееся обнаружением изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания. Интенциональности (направленности на предмет). Основные принципы феноменологии изложены Э.Гуссерлем в начале XX века.. ..

Дополнительный поиск Феноменология Феноменология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феноменология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феноменология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа