Философская антропология

122

в широком смысле – учение о природе (сущности) человека (см. Человек). В узком – течение в зап.-европейской, преимущественно нем., философии 1-й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (См. Философия жизни) (В. Дильтей), феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля и др. И стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д. Начало Ф. А. Связано с появлением работ М. Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Х. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых – специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в «дистанции» его по отношению к окружающей среде.

Принципом существования человека Шелер считает внежизненный «дух», тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как «эксцентричность», постоянный выход его из непосредственности существования, при этом «эксцентрическое» положение человека определяет не какой-либо один высший «слой» его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней. А. Гелен, развивая ряд идей Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологической «недостаточности» человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализированным органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности).

В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифическими раздражениями требует их «разгрузки», достигаемой путём их символической переработки, которая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением. Человек, по Гелену, это «культивируемое» существо. Близка идеям Гелена концепция «культурной антропологии» Э. Ротхаккера. Человек рассматривается представителями этого направления Ф. А. Как существо, определяемое культурой, как «создатель и создание культуры» (М. Ландман). Если Шелер и его ученики (Х. Хенгстенберг, Ф. И.

Фон Ринтелен) сохраняют в истолковании человека понятия традиционной идеалистической метафизики (дух, вечность), то др. Представители Ф. А., в значительной мере под влиянием феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпосылочному, по существу позитивистскому, описанию специфики человека. В целом для развития Ф. А. После 2-й мировой войны 1939–45 характерно сложное взаимодействие её с Экзистенциализмом, Прагматизмом, глубинной психологией (См. Глубинная психология), Структурализмом. Имеются также попытки эклектического сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.), ревизионистской интерпретации марксизма в духе антропологизма. Лит. Корнеев П. В., Современная философская антропология, [М.], 1967.

Буржуазная философия XX века, М., 1974..

Значения в других словарях
Философова

(урожденная Дягилева) Анна Павловна [5(17).8.1837, Петербург, – 17(30).3.1912, там же], деятельница женского движения в России. Из богатой дворянской семьи. Получила домашнее образование. Вместе с Н. В. Стасовой (См. Стасова) и М. В. Трубниковой (См. Трубникова) организовала женский кружок, по инициативе которого в 1870 в Петербурге были созданы первые общеобразовательные женские курсы, а в 1878 – высшие женские Бестужевские курсы (см. Высшие женские курсы). С 1859 возглавляла ряд благотворитель..

Философова Анна Павловна

Философова (урожденная Дягилева) Анна Павловна [5(17).8.1837, Петербург, √ 17(30).3.1912, там же], деятельница женского движения в России. Из богатой дворянской семьи. Получила домашнее образование. Вместе с Н. В. Стасовой. ..

Философские журналы

Как специфическая форма научной литературы возникли в конце 17 в. Научные журналы [«Journal des Savans» (P., 1665–1792). «Philosophical Transactions» (L., с 1665). «Acta eruditorum» (Lipsiae, 1682–1731)] печатали наряду с естественнонаучными статьями философские статьи, сообщали о новостях философской жизни, рецензировали книги по философии. В 18 в. Возникли собственно Ф. Ж. – первоначально в Германии. «Acta philosophorum» (Halle, 1715–26). «Philosophisches Journal einer Gesellschaft deutscher ..

Философские конгрессы

международные. 1-й международный Ф. К. (август 1900, Париж), организованный по инициативе франц. Философов-идеалистов – Э. Бутру (президент конгресса), А. Бергсона, Л. Кутюра, Э. Леруа и др., был приурочен к Всемирной выставке. Работа конгресса проходила по 4 секциям – логики и истории науки (преобладали доклады позитивистского направления), общей философии и метафизики, этики, истории философии [доклады П. Таннери (Франция) «Принципы естествознания у Аристотеля», Ж. Льона (Франция) «Инструктив..

Философская Антропология

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - в широком смысле - учение о природе (сущности) человека. В узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (А. Гелен), "культурантропологии" (Э. Ротхаккер и др.), экзистенциализма, структурализма и др. Имеются также попытки ..

Философская Антропология

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ>, в широком смысле - учение о природе (сущности) человека. В узком - течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей философии жизни (В. Дильтей>) и феноменологии Э. Гуссерля. В дальнейшем получили распространение идеи прагматизма, "культурантропологии" (Э. Ротхаккер, Германия, и др.), экзистенциализма, структурализма и др.. ..

Философская Антропология

В широком смысле - учение о природе (сущности) человека. В узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (А. Гелен), "культурантропологии" (Э. Ротхаккер и др.), экзистенциализма, структурализма и др. Имеются также попытки эклектичного сочетания антр..

Философская Антропология

(нем. Philosophische Anthropologie). В современ. Философии термин "Ф. А.". Употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл свое учение о человеке сам автор). В более узком значении так называют одно из течений г. О. Нем. Философии XX в., зачинателями которого были Макс Шелер (Scheler, 1874-1928) и Гельмут Плеснер (Plessner, 1892-1985). Наиболее известными сторонниками э..

Философская Антропология

1) - специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. Через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она выступала лишь фрагментом философской системы) по принципу спецификации собственного 'объекта' и 'тематизма' его рассмотрения (человек в философской рефлексии. Учение о 'человеке, его сущности и природе') в ряду. 'учение о природе', 'учение о социуме'..

Философская Антропология

— 1) — специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. Через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она выступала лишь фрагментом философской системы) по принципу спецификации собственного "объекта" и "тематизма" его рассмотрения (человек в философской рефлексии. Учение о "человеке, его сущности и природе") в ряду. "учение о природе", "учение о социум..

Дополнительный поиск Философская антропология Философская антропология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философская антропология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философская антропология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 24 символа