Далай-лама

225

- титул главы ламаитской церкви, теократического правителя Тибета. Впервые титул Д.-л. Появился в 16 в., но фактическое соединение духовной и светской власти произошло в 17 в. Наиболее видными Д.-л. Были:1) Далай-лама V, Агван-Ловсан-Джямцо (1617-1682) - проводил политику лавирования между Монголией и Китаем, стремившимися подчинить Тибет своему влиянию. Ведя борьбу с светскими князьями, Д.-л. V обратился за помощью к монголам. В 1643 монгольский Гуши-хан под предлогом защиты угнетённой "жёлтой" религии завоевал Тибет и формально вручил власть над страной Д.-л. V. Однако, противодействуя монголам, манчжурский император Шунчжи решил подчинить Тибет Китаю. В 1652 в Бэйпине Шунчжи торжественно подтвердил титул Д.-л.

И санкционировал светскую власть Д.-л. В Тибете, в знак чего выдал ему императорскую грамоту и золотую печать.Д.-л. V, учитывая выгодность союза с поднимавшейся манчжурской династией, охотно принял покровительство Китая.После смерти Д.-л. V престол стал игрушкой в руках различных клик тибетских князей и ламства, представлявших то монгольские, то китайские интересы. Высшая духовная и светская власть Д.-л. В Тибете была окончательно признана в 1751, одновременно с официальным установлением китайского сюзеренитета над Тибетом.2) Далай-лама XIII, Тубдан-Джямцо (1876- 1933) - наиболее известный из Д.-л. Его внешнеполитическая деятельность в конце 19 и первом десятилетии 20 в. Была направлена главным образом на противодействие притязаниям Великобритании, которая наиболее активно стремилась подчинить Тибет своему влиянию.В 1890 Англия окончательно захватила вассальное государство Тибета - Сикким (см.

Англо-китайское соглашение 1890) и затем, в целях дальнейшего проникновения в Тибет, пыталась установить непосредственные дипломатические отношения с правительством Лхассы. Вице-король Индии лорд Керзон обратился с соответствующим письмом к Д.-л. XIII, но последний возвратил письмо без ответа.В противовес натиску Англии Д.-л. XIII искал сближения с Россией. В 1900 он направил к царю одного из высших тибетских лам, забайкальского бурята Агван Доржиева, который был принят Николаем II в Ливадии. В 1901 Доржиев вновь прибыл в Россию во главе буддийской миссии. В том же году учёный-ориенталист забайкальский бурят Цыбиков в качестве паломника совершил путешествие в Тибет, около года жил в Лхассе и был принят Д.-л.

XIII.В связи с этими визитами в Европе стали распространяться слухи о существовании тайного русско-китайского договора относительно совместного протектората над Тибетом. Одна английская газета в Китае даже опубликовала текст этого "договора".Не добившись дополнительных уступок от Тибета дипломатическим путём, Англия в 1904 предприняла военную экспедицию в Лхассу (см. Лхасский договор 1904 ). Обстановка благоприятствовала Великобритании, ибо Россия была занята войной с Японией.Перед вступлением английских войск в Лхассу Д.-л. XIII бежал в Ургу (Внешняя Монголия). Под давлением Англии китайское правительство хотело лишить Д.-л. XIII его светской власти в Тибете. Послушный приказу, полученному из Бэйпина, глава ламаитской церкви в Монголии Богдо-ге-ген (см.) не встретил Д.-л.

XIII и даже не пожелал предоставить ему резиденцию в каком-либо из ургинских монастырей.Д.-л. XIII установил связь с Россией через русского консула в Урге. Здесь же от имени Русского географического общества Д.-л. XIII приветствовал прибывший из Петербурга русский исследователь Центральной Азии Козлов.Стремясь добиться присоединения России к англо-французской Антанте, Англия пошла на некоторые уступки царю, что привело к подписанию англорусского соглашения 1907 (см.) о Тибете, Иране и Афганистане. Фактическим результатом этого соглашения было также и то, что Англия более не препятствовала восстановлению светской власти тибетского первосвященника. Китайское правительство, уступая давлению России и обеспокоенное перспективой утраты своего влияния в Тибете , поспешило изменить своё отношение к Д.-л.

XIII. Из Урги он уехал в китайский монастырь Утай, откуда несколько раз ездил в Бэйпин и был принят императором. Между Россией и Китаем была достигнута договорённость, согласно которой в 1908 Д.-л. XIII вернулся в Лхассу.Однако в 1910 китайское правительство, убедившись, что Тибет уходит из-под его влияния, послало против него военную экспедицию, которая учинила полный разгром страны. Д.-л. XIII снова бежал из Лхассы, на этот раз к англичанам, в г. Дарджилин в Сиккиме.Во время китайской революции 1911-12 в Тибете развернулось широкое национальное движение, использовав которое Д.-л. XIII вновь вернулся в Лхассу. Китайские власти были свергнуты, и Д.-л. XIII объявил независимость Тибета. В ответ Китай захватил северо-восточную и восточную части Тибета, из которых были образованы китайские провинции Цинхай и Сикан.С этого времени Д.-л.

XIII сделался проводником английской политики. В 1920 "по приглашению правительства Лхассы" в Тибет прибыл первый английский посол Белл. В 1926 в Тибете было создано министерство иностранных дел. Тибетская армия была реорганизована, вооружена и обмундирована англичанами. Д.-л. XIII дал согласие Англии на постройку в Тибете аэродромов и по её требованию в конце 20-х-начале 30-х годов неоднократно начинал военные действия против Китая. Д.-л. XIII стал всё более опираться на армию и окружил себя военными деятелями проанглийской ориентации. Это вызвало недовольство ламства, которое образовало антианглийскую (первоначально - прокитайскую) партию во главе с Панчен-ламой. В 1924 Д.-л. XIII отлучил от церкви Панчен-ламу и изгнал его из Тибета.

В дальнейшем Панчен-лама сделался агентом Японии, и внутренняя борьба в Тибете в значительной степени была отражением англо-японского соперничества в Центральной Азии.Смерть Д.-л. XIII вызвала подозрения, что он был отравлен прояпонскими ламами.После смерти Д.-л. XIII Тибетом управляло регентство. Затем, в 1940, Д.-л. XIV был провозглашён Даньцзин-Джямцо (р. 1935), выбор которого одобрило китайское правительство в Чунцине. Д.-л. XIV был коронован в 1940 в присутствии представителей Англии и Китая. До его совершеннолетия во главе управления Тибетом осталось регентство..

Значения в других словарях
Далай-лама

[от монг. Далай — море (мудрости) и Лама] , титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. Происхождение института Д.-л. Относится к началу 15 в., когда в Тибете завершился процесс становления Ламаизма и возникла своеобразная феодально-теократическая форма правления. Одним из догматов ламаизма стал принцип «перевоплощения» души, согласно которому Д.-л. Не умирает, а «перевоплощается» в ребёнка, родившегося в момент кончины первосвященника. Согласно этому догмату, Д.-л. Избирался по установи..

Далай-лама

Высшее духовное лицо сев. Буддистов, с светскою властью. Лама, слово тибетское, значит "верховный" (старший). Далай по-монгольски "великий". Этот термин появился в буддийской иерархии сравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы (XV ст.), было 8 учеников, которых считают перерожденцами (хубильганами). От одного из них, Кен-дюн-Чжукба, основателя монастыря Чжамхлюмбу, и пошли Д., в некотором роде живые божества, утвердившиеся в Тибете, в Хлассе. Китайцы из политических расчето..

Далай-лама

-ы, м.. ..

Далай-лама

(тибет.). Буддийский первосвященник, который живет в Тибете и, кроме духовной власти, имеет и светскую.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[монг. - букв. Лама, обладающий безграничной, как море, властью] - в Тибете. Титул главы ламаистской церкви, почитаемого в качестве живого бога.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)буддийский первосвященник. По верованию буддистов, Д.-Л. Никогда не умирает. Душа его только переселяетс..

Далай-лама

Первосвященник. ..

Далай-лама

М.Титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете.. ..

Далай-лама

{{дала́й-ла́ма}} -ы. М. [от монг. Далай - море (мудрости) и лама] Титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. Лицо, носящее этот титул.. ..

Далай-лама

-ы, м. В Тибете. Титул ламаистского первосвященника, а также лицо, имеющее этот титул.. ..

Далай-лама

Далай-ламы, м. (монгольско-тибетск. Dalai-blama, букв. Море-лама, лама с властью, безграничной как море). Верховный глава ламаистской церкви, живущий в Тибете, совмещающий церковную и светскую власть.. ..

Дайренская Конференция 1921-22

Представителей Дальневосточной республики (ДВР) и Японии - происходила с перерывами с 26. VIII 1921 по 16. IV 1922 по вопросу о взаимоотношениях обеих сторон и в частности об эвакуации японских войск с Северного Сахалина, из Приморья и Николаевска-на-Амуре. Объявив о созыве Вашингтонской конференции (см.), США предприняли решительную атаку против политики Японии на Дальнем Востоке, поставив в повестку дня Вашингтонской конференции сибирский вопрос. Они демонстративно подчёркивали своё намерение ..

Даладье, Эдуард

(р. 1884) - французский политический деятель. В 1919 при поддержке Эррио Д. Был избран в парламент от радикал-социалистской партии. В 1922 Д. В качестве секретаря Эррио совершил с ним поездку в СССР. В 1924, после победы левого блока на всеобщих выборах, вошёл в кабинет Эррио. До 1929 был восемь раз министром в различных кабинетах.В 1929 Д. Было предложено сформировать кабинет. В феврале 1929 Д. Выступил в Страсбурге с речью, в которой требовал франко-германского соглашения и примирения. Летом 1..

Даллес, Джон Фостер

(р. 1888) - американский дипломат, специалист по международному праву, видный деятель республиканской партии, доктор права, глава адвокатской фирмы Сюлливан и Кромвель в Нью-Йорке.В 1907 Д. Участвовал в качестве секретаря американской делегации на 2-й Гаагской конференции. В 1917, незадолго до вступления США в первую мировую войну, Д. Был послан государственным секретарём Лансингом в Панаму с заданием убедить панамское правительство вступить в войну. Д. Участвовал на Парижской мирной конференции..

Дальневосточной Республики

Внешняя политика. - Создание ДВР было вызвано необходимостью противодействовать империалистической агрессии Японии. "...обстоятельства, -говорил В. И. Ленин на VIII Всероссийском съезде Советов, - принудили к созданию буферного государства - в виде Дальне-Восточной республики. Вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без нее, потому что нам она по понятным условиям сейчас непосильна".Декларация ..

Далай-лама

— титул главы ламаистского духовенства, являвшегося до присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. Также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1 391 г. Рассматривается в ламаизме как высшее лицо среди «перерожденцев», земное воплощение живого бога. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наделенная высокими полномочиями комиссия из высших лам отыскивает среди младенцев, родившихся в течение года после смерти Д.-Л. Того, в ком воплотилась..

Далай-лама

С 16 в. Титул тибетских первосвященников (от монг. Далай - море (мудрости) и лама ). Возникновение института Д.-л. Связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной Цзонкаба (1357-1419). Первые далай-ламы (до 3-го Д.-л. Они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391-1474), основавший в 1447 монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475-1542). Последний был объявлен в конце жизни "перевоплощением" Гэдюн-тру..

Далай-лама

..

Дополнительный поиск Далай-лама Далай-лама

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Далай-лама" в словаре Дипломатический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Далай-лама, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа