Гераклит

228

Гераклит, Herakleitos, из Эфеса, VI/V вв. До н. Э., греческий философ. Происходил из известного рода, в котором передавалась по наследству должность жреца культа героя Андрокла, основателя Эфеса. Г. Отказался от этой должности в пользу брата. Он был сторонником аристократии и презирал народ. — Г. Написал ок. 490 прозаических философских произведений, цитируемых позднее под заглавием О природе (Peri physeos). Сохранилось ок. 130 подлинных фрагментов. Своему сочинению Г. Намеренно придал форму сборника афоризмов, которые еще в древности понимались различно. Эта форма произведения принесла Г. Прозвище «Темный» (skoteinos). Работам Г. Противопоставлялись труды Демокрита, написанные просто и ясно. Возможно, что Г. Специально писал туманно, ибо хотел сделать свои работы «недоступными для толпы».

Произведение Г. Знали и ценили в Афинах V в. До н. Э. (его читали Еврипид и Сократ). В IV в. До н. Э. Скифин с Теоса переложил сочинение Г. В трохеические тетраметры. Г. Знал своих предшественников, но отверг спекуляции ионийских натурфилософов (Анаксимандр, Анаксимен, Фалес), как и взгляды Ксенофана и Пифагора и методы ионийских логографов, собиравших сведения о разных народах. Еще древние не могли причислить Г. Ни к одной философской школе. Г. Порвал с методами познания мира своего времени и провозгласил, что истина познается проникновением в самого себя, поскольку человеческая душа есть часть космоса. Из разрозненных мелких фрагментов Г. Невозможно сложить единую и свободную от противоречий философскую систему. Довольно часто исследователи приходят к совершенно различным выводам.

Однако, как представляется, можно утверждать, что, по мнению Г., миром управляет Логос — всеобщий разумный закон. Познание этого мирового закона является обязанностью каждого человека, который не имеет варварской души. Остается под вопросом, являлась ли, по Гераклиту, целью человека жизнь в соответствии в этим мировым законом (что напоминает одну из главных заповедей стоической этики, следовательно, возможна стоическая интерпретация мысли Г.). Отрицая статическое представление о мире, Г. Создал теорию всеобщей изменяемости (вариабилизм). Он образно говорил, что нельзя дважды войти в ту же реку. Позднее мысль Г. Была передана афоризмом panta rhei (все течет). Основой всех вещей и явлений являются борющиеся между собой, но в то же время тождественные противоположности (день-ночь, молодость-старость, жизнь-смерть, явь и сон — в основе своей они одно и тоже).

Мир представляется нашему сознанию как совокупность напряжений (символами которых являются лук и лира), но за ними стоит еще одно высшее единство («скрытые связи сильнее явных»). Мир явлений не был сотворен ни богами, ни людьми. Мир есть результат длительного действия реализующей себя созидательной силы, соединяющей борющиеся друг с другом противоположности («борьба — начало всех вещей»). Эта находящаяся в постоянном движении сила и есть главный принцип мира. Г. Называл ее «огнем», но думал не о том огне, что горит (как предполагали Аристотель и Теофраст, а также многие ученые нового времени), но об огне-символе движения и перемен. По этой причине причисление Г. К ионийским натурфилософам было неправомерным.

Дело усложняет тот факт, что Г. Упоминал, возможно, основываясь на трудах Анаксимена, о механизме кругооборота элементов, которые выходят из огня и в него возвращаются (огонь-воздух-вода-земля). Говорил он также о пути вверх и пути вниз, тождественном ему, описывая тем самым процесс изменения. Г., вероятно, не предполагал, как стоики, мирового пожара (ekpyrosis), поскольку в этом случае остановилась бы созидающая борьба противоположностей, но он говорил о «возгорании», то есть превращении всех вещей в огонь, связанном с циклическим обновлением мира и с повторяемостью истории. Божественная сущность обозначена им как полнота противоположностей, которые могут изменяться. Г. Был убежден, что нашел абсолютную истину, и поэтому презирал не только глупцов, но также ученых и философов (Гесиода, Пифагора, Ксенофана и Гекатея Милетского), которые знали многие истины о природе и человеке, но не проникли в основной закон мира.

Порицание со стороны Г. Получили также Гомер и Архилох. Г. Не основал философской школы, но его учеником слыл Кратил, у которого Платон почерпнул концепцию вариабилизма для мира явлений. По-видимому, в оппозиции к Г. Развивал свою философскую систему Парменид. Релятивизм Г. Унаследовали софисты. Стоики (Зенон, Хрисипп и др.) ссылались на Г. Как на своего предшественника. Они считали, что он предвосхитил два стоических догмата. О праогне как начале и конце мира и о космическом разуме. Поэтому современным исследователям приходится различать дословные цитаты из произведения Г. И парафрастические интерпретации стоиков. Г. Интересовались скептики (особенно Айнесидем в I в. До н. Э.). Г. Снова стал актуален в I в. Н. Э. Для киников, произведением которых являются 9 псевдогераклитовых писем (не представляется подлинной переписка Г.

С персидским царем Дарием). Взглядами Г. Интересовались и христианские писатели. Климент Александрийский и Ипполит Римский передали близко к тексту содержание некоторых отрывков из Г. Апологет Юстин называл Г. Христианином, поскольку он жил в согласии с Разумом. В XIX в. Высоко оценили Г. Романтики (часто, однако, плохо его понимая) и Ф. Ницше. Некоторые высказывания Г. Были подхвачены материалистическими диалектиками..

Значения в других словарях
Георгий Флорентийский

См. Григорий Турский.. ..

Гермагор из Темны

Гермагор из Темны, Hermagoras, II в. До н. Э., греческий оратор. Автор произведения Искусство красноречия (Technai rhetorikai) в 6 книгах, которое — хотя, вероятно, и не было оригинальным — стало благодаря ясности изложения основой риторической науки в республиканском Риме и оказало большое влияние на различные учебники риторики. Большое значение имела и его точная и развернутая классификация, так называемый staseis (лат. Status — спорные пункты), различных судебных дел. С учением Г. Связывала с..

Германик

Германик, Юлий Цезарь. Germanicus, Iulius Caesar, 15 г. До н. Э.-19 г. Н. Э. Римский оратор и поэт. Сын Друза и Антонии, по велению августа был в 4 г. Н. Э. Усыновлен Тиберием. С 5 г. Н. Э. Муж Агриппины Старшей, отец Калигулы и Агриппины Младшей. Очень одаренный и прекрасно образованный, блистательный оратор, военачальник, покоритель народов Востока и рейнских племен. За победы над германцами в 15 и 16 гг. Н. Э. Получил прозвище Германик, завоевав любовь римских легионов. В 17 г., будучи послан..

Дополнительный поиск Гераклит Гераклит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гераклит" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гераклит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа