В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Катулл Гай Валерий

49

Катулл, Гай Валерий; Catullus, Gaius Valerius, ок.84-ок. 54 гг. до н. э., римский поэт. Происходил из семьи состоятельных веронцев. Учился в Риме. Никогда не проявлял политических амбиций. В 57 г. в свите пропретора Гая Меммия прибыл в Вифинию, где посетил могилу своего брата. Вернулся в Рим уже в 56 г. В Риме примкнул к группировке молодых поэтов, прозванных неотериками, многие из которых, как и он сам, были уроженцами Южной Италии. Именно тогда он влюбился в Клодию, сестру знаменитого трибуна Публия Клодия. Эта любовь принесла ему много разочарований и оказала глубокое влияние на все его творчество, где Клодия выступает под именем Лесбии. Произведения К. сохранились в средневековых рукописях в виден сборника про заглавием Книга Катулла из Вероны (Catulli Veronensis liber), быть может, составленного самим автором. Этот сборник состоит из трех частей: средняя содержит 18 более крупных произведений (61-68), тогда как первая, метрически чрезвычайно разнообразная (1-60), и последняя (89-116) включают в себя короткие стихотворения, причем, начиная с 65 песни все произведения написаны исключительно элегическим дистихом. В коротких стихотворениях основная тема - это любовь К. к Лесбии, его счастье, а потом ревность, разочарование и горечь. Величие поэта проявляется прежде всего в огромной силе его чувства, которую мы находим также в элегии о могиле брата (и в двух других упоминаниях о его смерти) и в других произведениях, посвященных как друзьям, так и врагам. К. ожесточенно нападал на своих соперников, удостоившихся внимания Лесбии, но порой и на других, неизвестных нам людей. Высмеивал Цезаря и его сторонников, часто довольно метко, полемизировал с представителями традиционных поэтических направлений. Хотя К. представляется прежде всего поэтом пылких страстей, как в любви, так и ненависти, его произведения являются плодами тщательной художественной отделки. Их бросающаяся в глаза простота и естественность - лучшее свидетельство совершенного владения К. поэтическим мастерством. В крупных произведениях К. за формальный образец принимаются чаще всего нам неизвестные сочинения александрийских поэтов, они так же демонстрируют широкую эрудицию, однако несут и нигде ранее не встречавшийся оттенок чувствительности. В свадебной песне, посвященной Манлию Торквату и Винии Аврункулее (61) К. удалось передать свои теплые чувства к молодой паре; велико очарование и другой песни на ту же тему (62), где состязаются между собой хоры девушек и юношей. Неистово-грозовой атмосферой насыщена поэма о юноше по имени Аттис (63), написанная трудным и малоупотребительным размером (так называемым галламбахом). Она рассказывает о трагедии молодого грека, почитателя богини Кибелы, который в приступе оргиастического безумия лишает себя мужского достоинства. Вероятно, на образцы александрийской поэзии ориентирована поэма Свадьба Пелея и Фетиды, эпиллион в 408 гекзаметрах. Контраст с картинами свадебного веселья составляет здесь развернутое (более половины всей поэмы) повествование об Ариадне, брошенной Тесеем на острове Наксос. Отрывок 67 представляет собой оригинальную версию типичного для эллинистической поэзии сетования влюбленного у закрытых дверей возлюбленной. К. разговаривает с дверью, и этот диалог раскрывает довольно свободный образ жизни хозяйки дома, некоей веронской дамы. Это поистине «жалоба двери» а не «жалоба влюбленного». Во всем творчестве К. мы находим следы влияния его великих предшественников, как поэтов эллинистической эпохи (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит), так и более ранних (Архилох, Сапфо, Еврипид, Аристофан). Среди стихотворений, посвященных Лесбии, обращает на себя внимание великолепная парафраза песни Сапфо (51), а среди крупных произведений - довольно верный перевод элегии Каллимаха Локон Береники. В любом случае, К. является новатором, а его непреходящей заслугой представляется введение в элегию субъективного элемента, где миф становится средством выражения самых глубоких переживаний поэта. Его творчество открыло дорогу позднейшим римским поэтам, особенно Проперцию и Тибуллу, а также Горацию.


Значения в других словарях
Катон (Старший)

Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор; Marcus Porcius Cato Censorius, 234-149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Благодаря изобилию источников, К. принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в Тускуле, происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи. С ...

Катоновы двустишия

Катоновы двустишия, Disticha или Dicta Catonis, сборник моралистических сентенций в стихотворной форме в 4 книгах, основная часть произведения была, вероятно, создана в III в. н. э., все вместе известно самое позднее с конца IV в. Некоторые рукописи используют название Наставления Марка Катона своему сыну (Dicta Marci Catonis ad filium suum), издание Эразма Роттердамского сделало распространенным ...

Катулл-мимограф

Катулл, Catullus, I в. н. э., римский мимограф, автор утраченных сценических мимов. Среди них был один под названием Привидение (Phasma), который Ювенал назвал «крикливым», а также Laureolus, в котором злодея с этим именем распинали на сцене. О К. упоминают Иосиф Флавий, Светоний, Тертуллиан. ...

Дополнительный поиск Катулл Гай Валерий

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Катулл Гай Валерий" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Катулл Гай Валерий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 34 символа