Ориген

259

Ориген, Origenes, ок. 185-ок 254 гг. Н. Э., греческий философ и теолог. Прекрасный знаток Библии и греческой философии. Родился в Александрии, учился в катехистической школе под руководством Климента Александрийского, слушал лекции неоплатоника Аммония Сакка. После смерти отца и конфискации имущества содержал себя и свою семью читая лекции. В 202 г. Был назначен руководителем школы в Александрии. В этой должности он оставался до 215 г. Много путешествовал, посетил Рим, Аравию, Грецию. В Антиохии его слушала Юлия Маммея, мать будущего императора Александра Севера. В 231 г. Получил сан из рук епископов Кесарии и Иерусалима. Епископ Александрийский на признал этого посвящения, а синод, созванный в Александрии приговорил О. К изгнанию.

О. Осел в Кесарии Палестинской, где основал свою школу катехизы и посвятил себя литературной и проповеднической деятельности. Во время гонений при Деции был заключен в тюрьму. Умер под пыткой. — Теологические воззрения О. Были официально осуждены в Риме в 399 г., затем Константинопольским Синодом в 543 г. V Всемирный Собор (Константинопольский II) в 553 г. Признал О. Еретиком. О. Был плодовитым писателем, он написал около 6000 книг. Сохранилось лишь небольшое их число, преимущественно в латинских переводах Иеронима или в свободном переложении Руфина из Аквилеи. На греческом языке нам известна антология сочинений О., изданная Василием Великим и Григорием Богословом под названием Филокалия (Благодать) и выдержки и отрывки в Катенах.

Литературное наследие О. Включает догматические, аскетические, апологетические сочинения, толкования и комментарии к Библии и теологические письма. Догматические труды это. О началах (Peri archon. После 220 г., в 4 кн.) представляет собой первое систематическое изложение христианской догматики. От оригинала сохранились отдельные фрагменты в Филокалии, а полностью до нас дошел латинский перевод Руфина, очищенный, однако, от противоречащих взглядов. Вокруг этого сочинения развернулись теологические споры, а содержащиеся в нем взгляды, отличные от официальной доктрины Церкви, стали причиной объявления О. Еретиком. Другие догматические сочинения сохранились в отрывках. О воскресении (Peri anastaseos. 218 г.) и Узоры (Stromateis) — в этом произведении автор пытался примирить христианские догматы с философскими взглядами Платона, Аристотеля и Нумения.

Аскетические труды. О молитве (Peri euches. Ок. 233 г.) содержит рассуждения на тему молитвы вообще и комментарий к Отче наш в частности. Призвание к мученичеству (Eis martyrion protremptikos. 235 г.) было написано во времена преследования христиан при императоре Максимине Траке. Самым громким успехом в древности пользовалось апологетическое произведение О. Против Кельса (Kata Kelsu. 245-248 гг., в 8 кн. Сохранилось полностью). Это полемика с написанной в 178 г. Книгой Кельса Слово истины. О. Отбивает, предложение за предложением, выпады Кельса против христианства, выдвигая в качестве главных доводов то, что Церковь еще жива после стольких преследований, и тот факт, что христианство распространилось во всем мире. Это сочинение, свидетельствующее об огромной эрудиции автора, является самой основательной и самой развернутой древней апологией христианства.

Эпохальное значение имел анализ текста Ветхого Завета, носивший название Шестикнижие (Heksapla. После 212 г. Сохр. Фр.). Издание включало шесть приведенных параллельно текстов Священного писания. Древнееврейский оригинал, еврейский текст в греческой транскрипции, Септуагинту и переводы Аквила (II в. Н. Э.), Симмаха (III в. Н. Э), Феодосиона (II в. Н. Э.). О. Сопоставил еврейский текст с текстом Септуагинты, выявил добавления и опущения и в некоторых местах исправил неверный перевод. Этот труд О. Сократил до Четверокнижия (Tetrapla), а Псалмам посвятил Девятикнижие (Enneapla). Ветхий и Новый Завет О. Комментировал в троякой форме. 1. Краткие заметки (схолии) с языковыми и историческими пояснениями к наиболее трудным словам и оборотам (сохранились фрагменты).

2. Проповеди (гомилии), в которых рассматривались вопросы, связанные с отдельными частями Священного Писания и вытекающие из них моральные заповеди. 3. Комментарии (tomoi) научного характера, включающие языковые и предметные пояснения, теологические и философские примечания. От более чем 600 гомилий сохранились довольно большие отрывки в Филокалии и Катенах, а также в латинских переводах Иеронима и Руфина (всего 173). От 291 комментария сохранилось 16. Из 100 теологических писем О. До нас дошло только 2. К Юлию Африканскому по поводу Книги Даниила и к Григорию Чудотворцу, в котором автор призываетиспользовать богатства греческой культуры. Форму письма имело также не сохранившееся сочинение (в 2 кн.), адресованное епископу Римскому Фабиану, где О.

Защищается от обвинений в инакомыслии. В 1941 г. На Тирском папирусе был найден отчет о дискуссии О. С Гераклидом на тему единства Бога, бессмертия души и воскресения из мертвых. О. Имел в своем распоряжении штат стенографов и копировальщиков, записывавших его мысли. Он работал очень быстро, что отразилось на форме его сочинений. На его стиле лежит отпечаток необработанного устного выступления. О. Не заботился о литературных и стилистических украшениях, форма его писаний небрежна, стиль тяжелый и растянутый, перегруженный повторениями. О. Не сыграл значительной роли в истории литературы. Область его заслуг ограничивается комментированием текстов и теологией. Огромное значение имело комментированное издание текста Септуагинты, а комментарии к Библии стали образцом для будущих толкователей Священного Писания.

Как теолог О. Впервые изложил христианскую догматику на чрезвычайно высоком научном уровне. Он оказал большое влияние на последующие поколения. Все позднейшие системы греческой патристики основывались на сочинениях О., а все то, что христианская философия почерпнула из неоплатонизма, было только вариациями его взглядов..

Значения в других словарях
Оптат

Оптат, Optatus, из Милевы в Нумидии, ум. Ок. 400 г. Н. Э., латинский христианский писатель. Епископ Милевы в Нумидии. Его произведение Против донатиста Пармениана (Contra Parmenianum Donatistam) в 6 книгах содержит чрезвычайно ценный исторический материал о донатизме. Августин в своей полемике с донатистами использовал именно это произведение.. ..

Орибазий

Орибазий, Oreibasios, из Пергама, IV в. Н. Э., греческий врач. Личный лекарь императора Юлиана Отступника. В 361-363 гг. Собрал выдержки из произведений известнейших врачей и включил их в обширный труд Собрание медицинских знаний (Iatrikai synagogai) в 70 книгах, составленных по предметному принципу (кн. I-VI — о диете и реабилитации. VII-IX — о кровопускании. IX-X — о лечении и лекарственных средствах. Далее шло изложение физиологии и патологии). Сохранилось 25 книг (I-X, XIV-XVI, XXI-XXII, XXI..

Оринтий

Оринтий, Orientius, V в. Н. Э., латинский христианский поэт. Происходил из Испании, его отождествляли с Орентом, епископом Оша во Франции. Был послом Теодориха к Аэцию в 439 г. Написал элегическим дистихом морализаторскую поэму Напоминание (Commonitorium) в 2 книгах. Основной мыслью поэмы является побуждение к борьбе с грехом и забота о совершенствовании христианства. Произведение начинается обращением к Христу, заменившим прежние обращения к Музам.. ..

Орозий

Орозий, Orosius, ум. До 423 г н. Э., латинский христианский писатель. Убегая из родной Испании в Африку под натиском вандалов, молодой священник О. В 414 г. Н. Э. Прибыл к Августину. В 415 г. Через Египет он попал в Палестину, где в Иерусалиме выступил против Пелагия. В 416 г. Возвратился в Африку и там умер. — Сохранились два полемических сочинения О. В трактате Предостережение от заблуждений присциллиан и последователей Оригена (Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum) О. И..

Дополнительный поиск Ориген Ориген

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ориген" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ориген, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа