Софисты

393

Софисты, V–IV вв. До н. Э. — Изначально софистом называли каждого, кто отличался выдающимися познаниями или редкими умениями (например, солона, Пифагора, семь мудрецов и натурфилософов). С середины V в. До н. Э. Так стали называть себя странствующие учителя мудрости. Однако насмешки староаттической комедии, а прежде всего диалоги Платона (Протагор, Горгий, Гиппий, Эвтидем) придали этому первоначально высокому определению уничижительное значение. Платон упрекал софистов в том, что они ищут не истины, а собственной славы и богатства (запрашивая высокие гонорары за индивидуальные или групповые занятия). Кроме этого, он критиковал их самовосхваление, болтливость и стремление победить противника любой ценой (не всегда при помощи корректных аргументов).

Большая часть сочинений софистов утрачена. Сохранились только некоторые произведения Горгия, отрывки из Протагора, Двойные речи неизвестного автора и пара других фрагментов. Софисты были соединительным звеном между досократической натурфилософией и сократистами, занимавшимися этическими проблемами, но не составляли единой группы и часто расходились во взглядах. Сами они полагали, что занимают среднее положение между философами и политиками (Продик) или философами и риторами (Алкимад). Черты, общие для большинства софистов. 1) Тенденция обучать житейской мудрости и добродетели. Правда, они различались методами софистического воспитания (например, Протагор считал, что ученики Гиппия напрасно изучают арифметику, астрономию, геометрию и музыку), но все они учили риторике (искусству доказательства) и эристике (искусству ведения спора).

Целью софистов было формирование политических лидеров, умеющих убедительно выступать перед толпой. Даже Горгий, который утверждал, что он не учит житейской мудрости, стремился к той же цели. Софисты сами писали учебники по риторике (например, Горгий). 2) Энциклопедическая эрудиция. Протагор, Горгий, Продики прежде всего Гиппий рассказывали в своих трудах о различных областях знания. 3) Лингвистические интересы. Занимаясь этимологией, лексикографиейи синтаксисом, они заложили основы античного языкознания. Синонимика Продика оказала влияние на сократико-платоническое и аристотелевское искусство дефиниций. Занимались они также эстетикой и поэтикой. 4) Критика онтологии элеатов (Зенон Элейский, Парменид). Протагор и Горгий отрицали онтологию и эпистемологию элеатов, считавших, что существует единое вечное и неизменное бытие, познаваемое только разумом.

Софисты провозгласили сенсуализм и релятивизм, отрицая существование объективной истины. Некоторые из них (например, Ксениад из Коринфа) вообще отвергали возможность познания. Зато диалектика элеатов, а особенно их парадоксальные доводы против движения, оказала значительное влияние на эристику софистов. 5) Убежденность в противоречии между природой (physis) и условностями (nomos). Сочинения ионийских логографов и Геродота объяснили грекам, что в разных государствах господствуют разные, часто противоречащие друг другу обычаи и законы, которые не могут происходить от богов и должны быть делом людей. Этим человеческим законам софисты противопоставляли законы природы. Человеческий закон стали считать либо выдумкой слабых людей, сдерживающей развитие выдающихся личностей (Калликл в Горгии Платона), либо созданием сильных личностей для подчинения слабых (Антифон).

Некоторые считали, что государство - результат договора, который гарантирует его участникам личную безопасность. Закон природы воспринимался как право сильнейшего, но некоторые софисты (Гиппий, Антифон, Алкимад) провозглашали, что все люди (даже рабы) равны от природы. Софисты также начали размышлять над происхождением религии и дали два риционалистических ответа (теории Продика и Крития). Они создали концепцию развития общества от примитивных, почти животных, форм ко все более совершенным (следы этих взглядов - у Крития, Продика, Протагора), отбросив старое представление о золотом веке человечества (выступающий у Гесиода). Значение софистов не ограничивается их собственными достижениями, а основано на том, что они впервые поставили определенные вопросы, ответы на которые ищут по сей день.

Влияние софистов было огромным. Они в значительной степени повлияли на литературу. Староаттическая комедия показывает, как обсуждались их тезисы (Тучи Аристофана). Сократисты хотели одолеть софистику, но именно поэтому оказались в кругу поднятой ею проблематики. Аристотель в своих этических, политических и риторических воззрениях гораздо в большей степени зависит от софистов, чем он сам признает. Отзвуки софистики очевидны у Фукидида и в некоторых медицинских сочинениях из Гиппократова корпуса, а также у скептиков. Еврипида считали софистическим поэтом, поскольку он вкладывал в уста своих героев софистические изречения. 2. Во времена Римской Империи, особенно начиная со II в. Н. Э., понятие софистики приобрело новое значение (хотя софисты этой эпохи имели достаточно оснований полагать, что придерживаются традиций Горгия).

Софистами часто называли риторов и учителей риторики, которая служила в основном для составления образцовых речей все более литературного характера. Этот период в истории греческой литературы называют второй софистикой. Этот термин появился впервые в Жизнеописаниях софистов Филострата (II), который и сам был софистом, представителем второй софистики. Другие ее представители - это прежде всего Дион Прусский, Герод Аттик, Элий Аристид, Максим Тирский, Лукиан. Поскольку риторика господствовала в школе, особенно в высшей, софистика играла чрезвычайно важную роль в культурной жизни. В IV в. Н. Э. Софисты оказались на стороне язычников против победившего христианства. К наиболее выдающимся представителям поздней софистики принадлежат Либаний и Фемистий..

Значения в других словарях
Соран

Соран, Soranos, из Эфеса, II в. Н. Э. Один из наиболее выдающихся врачей римской Империи. Учился в Александрии, практиковал и преподавал в Риме при императорах Траяне и Адриане, занимался в особенности акушерством и гинекологией. Главное произведение С., Гинекея в 4 книгах, рассказывает об обязанностях акушерки, об уходе за новорожденными, о женских болезнях. Сверх этого С. Был автором трактатов по хирургии О повязках (Peri epidesmon), сохранившегося с иллюстрациями, и О симптомах переломов (Per..

Сотад Маронейский

Сотад Маронейский, Sotades, ум. В 279 до н. Э., греческий поэт. В своих произведениях нападал на египетского царя Птолемея II Филадельфа, за что по его приказу был утоплен. Был создателем кинедологии, то есть разновидности мимической поэзии (см. Мим) непристойного содержания. От творчества С. До наших дней дошло 11 стихов и несколько названий. Среди сохранившихся фрагментов находится отрывок из произведения, посвященного женитьбе Филадельфа на его сестре Арсиное и 6 стихов Илиады, спародированно..

Софокл

Софокл, Sophokles, 496–406 гг. До н. Э., греческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон. Сын Софилла, владельца мастерской, где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических состязаниях. После битвы под Саламином руководил хором юношей, исполнявшим пеан в честь этой победы. В 443/442 г. Был одним из казначеев Афинского Морского Союза. Дважды был стратегом (вместе с Периклом во время войны с Самосом в 441–439 гг. И в 428 г. До н..

Софрон

Софрон, Sofron, 496 , вероятно, из Сиракуз, ок. 470 – ок. 400 гг. До н. Э., греческий мимограф. Его мимы были нисаны ритмизованной прозой на дорийском диалекте. Тематически они делились на и . Из каждой группы нам известно по пять названий и к тому же 174 фрагментов, большей частью перефразированных. Двумя самыми большими отрывками мы обязаны папирусам. Содержание мимов составляли события из повседневной жизни женщин и мужчин, представленные в раздельности, как раздельно существовали и оба пола..

Дополнительный поиск Софисты Софисты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Софисты" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Софисты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа