Филон Александрийский

244

Филон Александрийский, Philon, до 10 г. До н. Э.-после 40 г. Н. Э., греческий философ. Происходил из богатой и влиятельной еврейской семьи (его брат был поверенным в делах и банкиром иудейского царя Ирода Агриппы, а племянник стал римским прокуратором Иудеи). Зимой 39/40 г. Ф. Приехал в Рим во главе посольства александрийских евреев, чтобы просить императора Калигулу о защите. В Риме, согласно легенде, Ф. Повстречался с апостолом Петром. Ф. Был эллинизированным евреем, уже не знавшим еврейского языка, и в гораздо большей степени воспитанным на греческой философии (Платоне, Аристотеле, Посидонии и неопифагорейцах), чем на иудаизме. Ф. Нигде не упоминает об основных понятиях еврейской религии (например, об избранности еврейского народа Богом).

Ему чужды и еврейские законы, о которых говорят раввины. Ф. Хотел указать евреям и язычникам путь к познанию истинного Бога и праведной жизни. Он оставил множество произведений, названия которых цитируются обычно в латинском варианте (оригинальная греческая форма опускается). Сочинения Ф. Можно разделить на. 1) философские. 2) историко-апологетические. 3) комментарии и толкования. 4) систематико-теологические. Философские сочинения Ф., подлинность которых порой оспаривается, сохранились лишь частично (Quod omnis probus liber sit - Каждый праведник свободен. De aeternitate mundi — О вечности мира) или в переводах (Alexander sive de eo quod rationem habeant bruta animalia — Александр, или О том, что неразумные звери обладают разумом.

De providentia -О провидении). Среди историко-апологетических сочинений Ф. Важными источниками изучения истории александрийских евреев и Римской Империи в правление Калигулы являются. Против Флакка (Contra Flaccum), произведение (его начало не сохранилось), в котором Флакк, бывший префект Египта, размышляет в изгнании о своем трудном положении, усматривая в нем наказание за преследование александрийских евреев. А также Посольство к Гаю (Legatio ad Gaium), представляющее собой часть более крупного произведения О добродетели (De virtutibus), описывающего преследования евреев (мы находим здесь и описание неудачного посольства Ф. К Калигуле). Апологетический характер имели сочинения. О жизни Моисея (De vita Mosis) в 2 книгах, представляющее Моисея идеальным правителем, законодателем, священником и пророком и общая апология евреев, от которой сохранилась только часть первой книги (под греческим названием Apologia hyper Iudaion — В защиту евреев), в которой содержатся сообщения о ессеях.

Возможно, частью общей апологии евреев было также сохранившееся сочинение О созерцательной жизни (De vita contemplativa), где описывается жизнь еврейской секты терапевтов в египетской пустыне. Для комментариев Ф. Аллегорического комментария к Книге Бытия (начинающемся от Быт. 2,1), основного произведения Ф., сохранившегося с некоторыми пробелами, а также краткого комментария к Пятикнижию (возможно, неоконченного) в форме вопросов и ответов, от которого сохранился (в армянском переводе) только комментарий к книгам Бытия и Исхода. Как и в систематико-теологических сочинениях, таких как О сотворении мира (De opificio mundi), перечне библейских патриархов (сохранились отрывки об Аврааме и Иосифе) и трудах о законах Моисея, отправной точкой для Ф.

Всегда была греческая Септуагинта, текст которой, включая акценты и знаки препинания, он считал боговдохновенным. Ф. Пытался также доказать, что содержание Пятикнижия можно примирить с философией и разумом. Для этой цели он воспользовался аллегорическим толкованием, издавна применявшимся стоиками к поэмам Гомера, и привнесенное в иудаизм Аристобулом (например, Ф. Представил патриархов как типы стоических идеалов добродетели). Однако Ф. Не был сторонником исключительно аллегорической интерпретации библейских текстов. Он полагал, что законы Моисея и ритуальные предписания сохраняют обязательную силу. По мнению Ф., человек должен стремиться к познанию сущности Бога и воссоединению с ним. Этого можно достигнуть только через экстаз, который является актом божественной милости, заслужить которую можно молитвами и чистотой жизни и помыслов человека.

Ф. Был создателем градуальной александрийской метафизики (Бог-Логос-материальный мир). Логос (понятие, соединяющее в себе элементы стоицизма, еврейского учения о мудрости и египетской мифологии) был соединяющим звеном между Трансцендентным (Богом) и материальным миром. Взгляды Ф., по-видимому, не оказали влияния на еврейскую мысль. Зато они столкнулись с интересом со стороны христиан, которые признавали Ф. Почти Отцом Церкви. К трудам Ф. Обращались Климент Александрийский, Ориген, Амбросий (которого называли латинским Филоном) и Августин. Применение аллегорической интерпретации Библии и соединение библейского откровения с философским анализом открыло дорогу дальнейшему развитию христианской теологии и философии.

Несмотря на малую оригинальность, Ф. Сыграл большую роль в истории древней мысли как посредник между эллинистической философией, с одной стороны, и христианством и неоплатонизмом — с другой..

Значения в других словарях
Филоксен

Филоксен, Philoksenos, из Киферы, 435/434-80/379 гг. До н. Э., греческий поэт, один из создателей нового дифирамба. Ученик поэта Меланиппида с Мелоса. Некоторое время находился при дворе Дионисия Старшего в Сиракузах. Известнейшим произведением Ф. Был Циклоп (Kyklops. Фр.), которого пародирует Аристофан в Плутосе. Ф. Был новатором в области музыки. Он ввел в дифирамб сольную партию в сопровождении лиры.. ..

Филон

Филон, Philon, из Лариссы, ок. 159-ок. 80 гг. До н. Э., греческий философ. Со 109/108 гг. До н. Э. Руководитель Академии в Афинах, которую он оставил в 88 г. До н. Э. И уехал в Рим, где его лекции слушали Лутаций Катулл и Цицерон. В это время лучший ученик Ф. Антиох Аскалонский взбунтовался против науки своего наставника, что привело к конфликтам в Академии. Сам Ф. Исповедовал скептицизм Аркесилая и Карнеада, пытаясь однако избегать их крайностей. Согласно Ф., задачей философа является деятельно..

Филон Византийский

Филон Византийский, Philon, III или II вв. До н. Э., греческий писатель, механик. Сведения о его жизни отсутствуют. Он написал Механику (Mechanike syntaksis) в 9 книгах, из которой полностью сохранился только раздел О метательных машинах (Belopoliika), а в отрывках разделы о военной и осадной технике (Paraskenastika и Poliorketika). В арабском переводе и латинском пересказе до нас дошла Пневматика. В утраченных книгах Механики рассказывалось об общих принципах механики, в основном под практическ..

Филосторгий

Филосторгий, Philostorgios, греческий историк. Родился В Бориссе в Каппадокии, на двадцатом году жизни прибыл в Константинополь, где познакомился с арианином Евномием, горячим сторонником которого был до самой смерти. Написал Историю Церкви (Ekklesiastike Historia) в 12 книгах, охватывавшую 300-425 гг. Н. Э., из которой сохранилось несколько фрагментов. Согласно Фотию, это была тенденциозная история, отличавшаяся живописностью и риторичностью.. ..

Дополнительный поиск Филон Александрийский Филон Александрийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филон Александрийский" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филон Александрийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа