Corpus juris civilis

192

Обычное теперь название юстиниановой кодификации римского права (институции, дигесты, кодекс, новеллы). Не противореча рим. Пониманию слов (выражение corpus juris встречается в кодексе), оно не применялось, однако, римлянами в этом смысле и входит в употребление только в средние века. Но и в это время мы не встречаем рукописей, а позднее — печатных изданий, соединявших в одно целое все части юстиниановых сборников. В первый раз под этим именем юстинианова кодификация появляется в издании Дионисия Готофреда (см.), начатого в 1583 г. Раньше отдельные части кодификации переписывались и издавались отдельно в том виде, в каком употреблялись в школьном преподавании и изучении. По юстинианову порядку преподавания изучались не все части его законодательства.

После институций изучали 1-23, 26, 28 и 30 книги, а на четвертом году преподавания — 24, 25, 27, 29, 31 и 36 книги дигест. Кодекс вовсе не был предметом преподавания. Сообразно с этим определились деление и состав рукописей дигест (см.) и кодекса (см.), которые послужили основой изучения римского права в средние века. Соединению в одно целое препятствовало и неудобство употребления объемистой кодификации в школах, особенно при всеобщем обычае глиссирования рукописей. Первоначальные цельные рукописи и печатные издания юстиниановых сборников распадаются, поэтому, на 5 томов (volumina), содержавших. 1-й — digestum vetus, 2-й — infortiatum, 3-й — novum, 4-й — 1-9 книги кодекса, 5-й — 10-12 книги кодекса, известную глоссаторам рукопись новелл (см.), так назыв.

Authenticum, и институции. Готофред в своем издании уничтожил это деление, соединил части дигест и кодекса в одно целое и дал все части кодификации в том виде, в каком мы их имеем теперь и согласно с их истинным соотношением между собой. Три первых составных части С. Juris — институции, дигесты и кодекс — в действительности связаны между собой тесной связью. Представляя собой краткое систематическое обозрение всего римского права, институции (см.) являются отличным введением в изучение обширных и сложных по составу, и притом не систематичных, дигест и кодекса. Последние также представляют неразрывное целое, будучи. Первые — кодификацией права юристов, второй — императорских конституций. Новеллы являются естественным дополнением к этим трем частям.

Неудивительно, что расположение Готофреда удержалось до сих пор, как и данное им название. Текст Готофредова издания С. Juris основан на работах его предшественников. Августина, Куяция (см.), Галоандера (см.) и др., ревностно занимавшихся критикой ранних средневековых рукописей и изданий, и для своего времени был очень хорош (см. Рецепция римского права и Филологическая школа права). Теперь, после новых работ по исправлению текста, предпринятых представителями исторической школы права, он устарел. Труды Блума, Генеля, Геймбаха, Витте, Винера, Шрадера и др. Внесли ряд поправок в чтение С. И послужили основанием для наиболее употребительного до последнего времени издания братьев Кригель (Kriegel), в котором редакция кодекса принадлежит Германну, а новелл — Озенбрюггену (длинный ряд стереотипных изданий).

Новейшая филологическая критика, главным образом, в лице Моммсена, издавшего дигесты, Крюгера, издавшего кодекс и институции, и Шелля, издавшего новеллы, внесла новые и существенные улучшения в текст. Они все приняты в новейшем издании Weidmann'a (Берл. 1880-91). См. Кодификация, Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы. Ср. Krüger, "Geschichte der Quellen und Litteratur des Röm. Rechts" (§§ 52-53, Лпц., 1888). Stintzing, "Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft" (1880, I, гл. VI). Dernburg, "Pandecten" (I, § 6).В. Н..

Значения в других словарях
Corpus delicti

См. Преступление.. ..

Corpus juris canonici

Общее название сборников норм, руководивших деятельностью церкви в духовной и светской юрисдикции и определявших ее строй в средние века. Данное в противоположность римскому С. Juris civilis, оно употреблялось с довольно давнего времени, но окончательно утвердилось только в XVI веке, в применении к цельному изданию всех источников канонического права, сделанному в первый раз в 1499-1502 гг. В Париже Chappuis и Vital'ем. С. Juris canonici, по своему составу и содержанию, представляет последовател..

Credo

Символ веры. Третий нумер католической мессы, написанный на текст, начинающийся со слова С. У некоторых авторов месс С. Получило особенно большое развитие, напр. У Баха (месса H-moll), Бетховена (Missa solemnis).H. С.. ..

Credo quia absurdum est

(лат. "я верю, потому что это противно разуму") — девиз некоторых отцов церкви, напр. Тертуллиана, поддерживавшийся и Августином и проистекающий из презрения к человеческому, конечному разуму в сравнении с разумом божественным. Это утверждение не только признает, что противное ограниченному разуму человека, т. Е. Недоступное ему, может быть доступно разуму самому по себе, но предполагает, что мыслимое для последнего должно. ..

Дополнительный поиск Corpus juris civilis Corpus juris civilis

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Corpus juris civilis" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Corpus juris civilis, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "C". Общая длина 20 символа