Баадер

274

(Франц-Ксаверий) — немецкий философ. Род. 27 марта 1765 г. В Мюнхене, с 1781 г. Посвятил себя изучению медицины (в Ингольштадте и Вене), потом изучал под руководством Вернера во Фрейберге, а с 1792 г. В Англии и Шотландии, естественные и технические науки и рано обратился также к занятиям философией. На возвратном пути из предпринятой в 1822 г. Поездки в Россию, Б. Остановился в Берлине, где прожил восемь месяцев, вращаясь в кругу Гегеля, Шлейермахера, Гербарта, Фарнгагена и друтих знаменитостей того времени. В 1826 году при открытии Мюнхенского университета получил кафедру философии и богословия. По поводу кельнских смут, Б. Весьма резко высказался против абсолютной власти пап в церковных делах, почему в 1838 г. При министерстве Абеля ему запрещено было читать философию религии.

Б. Ум. В Мюнхене 23 мая 1841 г. Литературная деятельность Б. Первоначально ограничивалась естественно-научной и технической областями. Сюда относятся сочинения. "Vom Wärmestoff" (Вена, 1786), "Versuch einer Theone der Sprengarbeit" (Фрейберг, 1802), "Anleitung zum Gebrauche der schvefelsauren Soda oder des Glaubersalzes zur Glaserzeugung" (Вена, 1815 г.) и др. Как философ Б. Впервые выступил в своем сочинении "Beiträge zur dynamischen Philosophie" (Берлин, 1809 г.). Полное собрание его философских сочинений издано Францом Гофманом (16 т., Лейпциг, 1850—60 гг.). Философия Б., хотя, с одной стороны, во многих пунктах сходится с учениями Фихте, Шеллинга, Гегеля, а с другой перерабатывает идеи Якова Бема и других теософов, представляет, однако, собой своеобразную философскую систему.

Основными философскими принципами, к которым все сводится, Б. Считает волю, в то же время существующую как первоначальное сознание, дух и личность, и ее атрибуты. Вечную идею и вечную природу. Идея обусловливает форму, природа есть источник материи. Воля же определяет отношение между идеей (формой) и природой (материей). Теософический характер мышления Б. Проявляется прежде всего в том, что он пытается провести параллель между вечным бытием Бога и преходящим существованием грешного и нуждающегося в искуплении смертного. В этом мистическом смысле Б. Высказывается за возможность полного отождествления знания и веры, как единственно истинную форму познавания Божества. Важное значение Б. Заключается в том, что он бросил на черствую почву католической схоластики семена благотворной мысли, хотя, конечно, отвергнутые католицизмом, как противные догматам.

Более выдающийся из учеников Б., Франц Гофман (см. Это сл.) из Вюрцбурга, сделал попытку привести в систему идеи своего учителя, высказанные большей частью в отрывочной форме. Сюда относятся, между прочим, его сочинения. "Vorhalle zur speculativen Lehre B. S" (Ашаффенб., 1837 г.), "Ueber das Verhältuiss B. S zu Hege) und Schelling" (Вюрцб., 1850), "Grundzügo dei Societätsphüosophie B.-s." (Вюрцбург, 1837) в "Die Weltalter. Lichtstrahlen aus Franz von B.-s" Werken" (Эрланген, 1868 г.).Старший брат, Климент-Алоиз Б. — известен как издатель журн. "Das gelehrte Bayern". Род. 8 апр. 1762 г., ум. 23 марта 1838 г. Третий брат, Иосиф Б. — инженер, род. В Мюнхене 30 сентября 1763 г., ум. Там же 20 ноября 1835 г. В 1798 состоял директором машинностроит.

И горнозаводского дела и главного управления горными заводами и соляными копями в Баварии, оказал большие услуги распространением железнодорожной сети в Баварии. Из его сочинений следует отметить. "Beschreibung eines neuerfundenen Gebläses", так назыв. "Baadersche Gebläse" (Байр., 1794), "Theorie des Saug— und Hebepumpen" (Байр., 1797, 2 изд. Гоф, 1820), "Neue Vorschläge und Erfindungen zur Verbesserung des Wasser-Künste bei dem Bergbau and Salinenwesen" (Байр., 1800. 2 изд. Гоф, 1820) "Ueber ein neues System der fortschaffenden Mechanik" (Мюнхен, 1817), и "Huskisson und die Eisenbahnen" (Мюнхен, 1830)..

Значения в других словарях
Баадер

(Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен, — 23.5.1841, там же), немецкий философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского Романтизма. С 1826 профессор Мюнхенского университета. Развил характерные для романтизма представления о мире и обществе как расчленённой органической целостности. Критикуя дуализм И. Канта, стремился преодолеть идущий от Декарта раскол между знанием и верой путём обоснования концепции интуитивного познания вещей. Восходящие к Я. Бёме и немецкой мистической т..

Ба-калагари

Или Ба-лала (Bekalahari) — одно из западных бечуанских (см. Это сл.) племен, влачащее жалкое существование в бесплодных местах пустыни Калагари. Оно составляет среди бечуанов нечто вроде касты париев.. ..

Бааде

(Кнут Андреессен Baade, 1808—1879) — норвежский живописец-маринист, учился сперва в Копенгагенской академии, потом у И.-X. Даля в Дрездене. Жил преимущественно в Мюнхене, где и умер. Был членом Стокгольмской академии художеств и шведским придворным живописцем. Писал по большей части виды величественных морских берегов Норвегии при лунном освещении. Одна из лучших его картин, изображающая фантастический сюжет, взятый из норвежских легенд, находится в Мюнхенской новой пинакотеке.. ..

Баайва

Также Бааню, левый приток р. Большой, на юге Камчатки, до 75 верст длиной. При ее верховьях находятся горячие ключи.. ..

Баальбек

(Бальбек) — также Баалат, как показывает само название (город Баала-Ваала), — средоточие культа Ваала, сирийского бога солнца (почему греки и называли город Б. Гелиополисом), лежал посредине страны, составляющей западное подножие Антиливана, и известной у греков под названием Келесирии, т. Е. Сирийской впадины. В настоящее время Баальбек представляет небольшое, расположенное на невысоком горном отроге, тянущемся через долину Эль-Бекаа, местечко, принадлежащее к Сирийскому вилайету, но состоящее ..

Дополнительный поиск Баадер Баадер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Баадер" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баадер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа