Богоявление

157

(επιφάνεια, τα' έπιφάνια, τα' θεοφάνια) — великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня. Так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13—17. Марк 1, 9—11. Лук. 3, 21—22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества. Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и вместе откровение всех лиц Св.

Троицы, как и гласит тропарь Крещения. "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..". Церковное празднование Богоявления как праздника великого продолжается двенадцать дней, 2—14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. В праздновании Б. Есть большое сходство с празднованием Рождества. В навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или Сочельник. В навечерие Б. И в самый день Б. Бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни). В навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности.

Водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская, или Крещенская, вода издревле считалась великою святынею (агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.С праздником Б. В различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа. К этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы.

В смысле воспоминания о Крещении Б. Праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг. Восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его. "Τα φωτα, ήμέρα των φώτων, φωτα τοΰ Χριστοΰ". Потому что этими словами обозначалось Крещение. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение. Поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св. Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания — указывало собственно на Чудо.

Далее. 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что до конца IV века не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание. О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иероним выразительно говорит, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа.

Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о праздновании Б. На Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. Вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник — Dies epiphaniorum, Dies apparationis или apparationum — и праздновали 6-го янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. Е. На откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы.

Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название — праздник царей (festum regum) или праздник трех царей (f. Trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.П. В..

Значения в других словарях
Богоявление

— См. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Богоявление

БОГОЯВЛЕНИЕ (греческое epiphaneia), одно из названий христианского праздника Крещения. Название связано с тем, что во время> крещения Иисуса Христа произошло явление всех лиц святой Троицы.. ..

Богохуление

(βλασφημια, blasphemia) — непочтение к Богу, выражаемое дерзкими словами или какими-нибудь поступками. Оно как особенно тяжкое преступление, по Закону Моисееву, подлежало для природного еврея и для чужеземца смертной казни, которая совершалась через побиение камнями (Левит. 24, 10—16, 23).Богохуление — термин уголовного права, служащий для обозначения преступного деяния, заключающегося в посягательстве на Божество и религиозные верования. Состав и наказуемость этого преступного деяния в разные в..

Богочеловек

(Θεάνδρωπος) — слово не библейское, но очень древнее. Кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения во Христе Божества и человечества. Вопрос о взаимном отношении во Христе Божества и человечества с особенною ревностью был обсуждаем в Церкви в V и VI вв. После победы над несторианством было ясно определено единство лица, а после опровержения монофизитства (см. Несторианство и Монофизитство) установилось в точности учение о целости естеств — Божеского и Человеческого в лиц..

Богоявленка

Сел. На р. Непрядве Богородицкого у. Тульской губ., под 8° 2' (П.) и 53° 33'. От села Малевки 6 вер. Высота местности 120 саж. От станции Товарково 18 вер., от уездного города — 30 верст. В Богоявленке 770 жит. Здесь лежит богатый пламенный каменный уголь, который принадлежит отложениям малевко-мураевнинского яруса (см. Малевка). Ниже идут чисто девонские образования, и в них уже каменного угля нет.Н. Кдрц.. ..

Богоявленск посад

— посад Херсонской губ. И уезда, на лев. Бер. Буга, вер. В 10 к Ю. От Николаева, под 56° 52' с. Ш. И 49° 41' в. Д. Число жителей — 7584 д. Об. П., 1500 дворов.. ..

Богоявление

(греч. Epiphaneia), в Римско-католической церкви именуемое также "днем светов", "праздником трех царей" и "двенадцатым днем", один из великих христианских праздников (6 января), посвященный явлению родившегося Христа "народам". Канун Богоявления называется "двенадцатой ночью". Долгое время Рождество Христово праздновалось 6 января, но в 4 в. Оно было перенесено на 25 декабря. Начиная с этого времени устанавливается праздник Богоявления - в воспоминание о явлении Христа язычникам в лице трех волх..

Богоявление

Крещение господне. ..

Богоявление

(Б прописное), Богоявления, ср. (церк.). Один из христианских праздников - то же, что Крещение.. ..

Богоявление

— одно из названий двойного христианского праздника, относящегося к числу двунадесятых и установленного в воспоминание о двух одновременно произошедших событиях. Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и явлении при Иордане всех трех лиц Св. Троицы — Бога-Отца в гласе («Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»), Иисуса Христа и Св. Духа в виде голубя (Мф III, 13-17, Мк I, 9-11, Лк III, 21-22). Отмечается 6(19) января. До V века под общим названием «Богоявление» отмечались совмес..

Богоявление

См. Крещение.. ..

Богоявление

См. Крещение Господне.. ..

Дополнительный поиск Богоявление Богоявление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Богоявление" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богоявление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа