Вавилонское царство

290

В. Царство служит предметом "Сказания о Вавилонском царстве", народно-литературного произведения, сохранившегося в рукописях XVI-XVII вв. Сюжет сказания — история чудесного падения Вавилонского государства, которое потом населили лютые звери и огромный змей, лежащий вокруг целого города. Византийский император Лев (вероятно, Лев VI Философ) посылает послов в Вавилон за знамением. Послы возвращаются с царским венцом царя Навуходоносора и с греческой грамотой, по которой верховная власть, по Божьему повелению, должна перейти к византийским императорам. Это первоначальный остов византийской легенды, к которой с течением времени приделано русское окончание. Византийский царь Василий посылает князю Владимиру Киевскому "сердоликову крабицу со всем виссоном царским" и шапку мономахову, "иже взято от Вавилона".

Таким образом, "Сказание о Вавилонском царстве" совсем сходно со "Сказанием о новгородском белом клобуке" (см. Белый клобук) и доказывает, как укоренено было в России мнение, считавшее Византию источником светской и духовной власти. Вместе с тем оно знаменует сознание всемирного могущества русского царя и главы русской церкви. По мнению А. Н. Веселовского (ср. Его статью в "Славянском сборнике", т. II и "Archiv für slav. Phil.", т. II), сказание перешло в древнюю Русь путем южнославянских переводов, а в свою очередь Византия унаследовала его из ирано-семитской народной словесности. Этот же ученый замечает (приложение к XLV т. "Записок Императорской Академии Наук"), что мотивы вавилонской повести были включены в житие св.

Кирика и Улиты. Сюжет, сходный с окончанием русской редакции повести о В. Царстве, представляет "Сказание о великих князех Владимерских", где говорится о том, что император Константин Мономах прислал Владимиру, князю русскому, венец царский и "крабицу сердоличну". Какое сказание древнее — нельзя сказать с полной достоверностью. Может быть, сперва перешло в Россию византийское сказание о передаче императорской власти византийскому царю и получило тотчас же русскую окраску, так что все сказанное об императоре Льве было повторено с переменой имен. Навуходоносора на Василия и Льва на Владимира. Затем, с течением времени первая часть совсем была отброшена, а осталось только распространенное русское окончание, развившееся таким образом в самостоятельное "Сказание о князех Владимерских".

А может быть, наоборот, исторические традиции о принятии христианства из Византии стали со временем принимать, вместо религиозной, политическую окраску и таким образом могло появиться "Сказание о Владимирских князьях" совсем самостоятельно на русской почве. Потом же, когда из Византии было принесено в Россию "Сказание о Вавилонском царстве", русская повесть естественно к ней примкнула и с ней слилась. К последнему мнению склоняется А. Н. Пыпин в своем "очерке литературной истории старинных повестей и сказок русских". И. Н. Жданов, в новейшем своем исследовании "Повести о Вавилоне" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1891 г., август и сл.) приводит две народные сказки о путешествии в Вавилон Феодора Бормы и Бормы Ярыжки за царским венцом и скипетром.

Обе они служат отражением повести о посольстве в Вавилон императора Льва с присоединением других сюжетов мифологического содержания, например мифа о Полифеме или Лихе Одноглазом, сказок о благодарных животных и т. П. Старорусские сказания о Вавилоне Жданов разделяет на три отдела. "Притча о Вавилоне граде", или "Повесть города Вавилона", "Послание от Льва в Вавилон" и "О женитьбе Навуходоносора". Все эти рассказы совершенно перемешаны в русской литературе и известны только по поздним спискам, что, конечно, делает трудным их изучение.И. Лось..

Значения в других словарях
Вавилонское пленение

Так называется тот период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа не был случайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом и Месопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великой борьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политической жизни древнего мира. Через нее ..

Вавилонское столпотворение

Библия рассказывает о построении послепотопными людьми башни в Вавилоне, которая, по предположению строителей, должна была достигнуть неба (Быт., XI, 1—9). По библейскому рассказу и позднейшим иудейским преданиям, виновником предприятия был Нимрод. Основав сильное государство, он возгордился первым успехом и задумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией, определившей потомкам Хама (к которым принадлежал Нимрод) быть рабами других. И вот, с этой целью, в знак своего могущества и в каче..

Вавинза

Жители Увинза (см. Это слово).. ..

Вавира

Жители Увира (см. Это слово).. ..

Дополнительный поиск Вавилонское царство Вавилонское царство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вавилонское царство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вавилонское царство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 19 символа