Вал

198

(Arbre, Welle, Shaft). — Этим именем обозначают в технике стержень, служащий для сообщения общего вращательного движения насаженным на нем колесам, шкивам, эксцентрикам и другим машинным частям. В старину, когда дерево было главным материалом для сооружения машин, вал устраивался из цельного прямого бревна, иногда очень толстого, в окованные железом концы которого забивались короткие железные цилиндры, так называемые цапфы, вертлюги, или шипы (pivot, tourillon, Zapfen, journal). Этими цапфами вал опирался на подшипники (paliers, Zapfenlager, bearings), полукруглые, открытые вырезки в кусках твердого дерева или металла. Таким образом вполне определялось положение оси вращения вала, а работа трения сравнительно тонких цапф об их подкладки получалась умеренная.

И в наше время подобные В. Можно видеть на деревенских мельницах и самодельных агрономических машинах. С развитием машиностроения, вместо открытых вырезок для поддержания цапф вала стали делать подшипники с замкнутыми цилиндрическими отверстиями, плотно охватывающими цапфы, чтобы эти последние удерживались на месте при всяком направлении и напряжении сил, действующих на вал. Дерево заменили сначала чугуном, а потом железом и сталью. Чугунным валам стали придавать трубчатое или крестообразное сечение, чтобы уменьшить их вес, сохраняя то же сопротивление излому. Когда стали распространяться фабрики с механическими двигателями, В. Получили огромное распространение для передачи движения исполнительным механизмам.

С этой целью вдоль здания, во всех этажах, устраивают длинные цилиндрические железные передаточные валы со шкивами (poulies, Riemenscheiben, pulleys), получающими движение от центрального двигателя и передающими его исполнительным механизмам с помощью бесконечных ремней (courroies, Riemen, belts). В настоящее время устройство таких передач столь тщательно выработано машиностроителями, что размеры вала и его главных принадлежностей можно вычислить по определенным формулам, когда дана величина передаваемой работы, в лошадиных силах, и число оборотов в минуту. Положим, сначала, что вал подвергается только одному скручивающему усилию, а боковые натяжения от ремней не производят заметного изгиба, потому что шкивы расположены у самых подшипников.

В таком случае, диаметр вала d найдется по формулам. Где k и k' суть постоянные величины, зависящие от материала вала, N — число передаваемых лошадиных сил, а n число оборотов в минуту. Первая формула выводится на основании соображений об изломе вала от действия скручивающих сил, а вторая основана на том, что угол скручивания не был больше заданной величины. Но практическое значение они получают только тогда, когда величины коэффициентов k и k' определены по измерению существующих, хорошо действующих передаточных валов. На основании данных учения о сопротивлении материалов можно вычислить диаметр вала, ломающегося при данных усилиях. Чтобы он не сломался, надо увеличить этот диаметр в большее или меньшее число раз, смотря по условиям, в которых он будет работать.

Численное значение коэффициентов зависит еще и от принимаемых единиц меры. Так, принимая дюйм за единицу длины, профессор Тиме дает в своих "Основах машиностроения" следующую формулу, основанную на измерениях английских и русских образцов. Для валов, делающих от 80 до 120 оборотов в минуту. Положив, например, n = 100 оборотов в 1 минуту, получим:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| N (лошадиные силы)  | 1 | 10  | 25  | 50  | 100 | 200  ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| d (дюймы) | 1,5  | 2,5  | 3,25 | 4,0  | 4,75 | 5,5 |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- По знаменитому американскому конструктору Селлерсу, диаметр вала в дюймах выражается формулой.

Другие американские конструкторы берут в этой формуле коэффициент от 4,68 до 6,8, смотря по тому, подвержена ли система большим или меньшим толчкам от быстрого изменения сопротивления в исполнительных механизмах. В миллиметрах, диаметр вала, почти тождественный с вычисленным по вышеприведенным формулам, получится по формулам. Взятым из классической книги Reuleaux, "Der Constructeur". Коэффициент 120 выведен в предположении, что вал скручивается во время работы не более как на 0,25 градуса на каждый метр длины. Для чугуна. А для стали. Обыкновенно вычисляют диаметр проектируемого вала по той и по другой формуле (1) и (2) и берут большую из двух полученных цифр. Когда боковые сгибающие усилия, действующие на вал, особенно значительны, надо их тоже принять во внимание.

Вычисления и наблюдения Ранкина (Rankine) показали, что в таком случае для фабричных передаточных В. Диаметр получается больше на 0,26 или даже на 0,34, чем вычисленный по вышеприведенным формулам. Железные валы изготовляются обыкновенно кусками, длиной от 20 до 30 футов, и сращиваются между собой посредством муфт (manchons, Mufen, sleeves). Это чугунные трубки длиной в 4 диаметра вала, плотно надевающиеся на концы обоих валов и укрепляемые железным клином, для которого вырезывается продольный желобок, частью в массе муфты, а частью в самих валах. Толщина стенок муфты делается в 5 см + ⅓ диаметра вала. Подшипники, поддерживающие вал, устанавливаются обыкновенно на расстоянии от 8 до 9,5 футов один от другого, во всяком случае, не далее как на 50 диаметров самого вала, который обтачивается, как цилиндр одинакового диаметра, по всей длине, без более тонких шеек в местах опоры.

Только для одного из подшипников всего составного вала образуют шейку посредством навинченных или наваренных колец, чтобы устранить возможность его продольного перемещения и не препятствовать удлинению от повышения температуры. Подшипники прикрепляют или к потолку здания на чугунных подвесках (chaises pendantes, Hängelager, hangers), или к стенам (consoles, Wandlagerstüle, brackets). Для уменьшения трения подшипники снабжаются вкладышами (coussinets, Schalen, brasses) из чугуна, твердой, бронзы или из особого мягкого и легкоплавкого сплава, называемого бабиком (Babbit-metal), состоящего из 80 частей олова, 18 частей сурьмы и 2 частей меди (пропорции часто меняются), и смазываются с помощью непрерывно действующих масленок (graisseurs, Oelbehalters, oilers).

Пока подшипник хорошо смазан и так пригнан, что цапфа прикасается к вкладышам по всей своей поверхности, стирание ничтожно и состав вкладышей почти не имеет влияния на величину трения. Но при недостатке масла подшипник начинает нагреваться, трущиеся поверхности заедают друг друга и нагревание может дойти до накаливания и вспышки остатков масла. Чугунные вкладыши всего чувствительнее к недостатку смазки, а бабиковые выдерживают его лучше всех. Установить все подшипники длинного вала в одну линию не легко, поэтому теперь весьма распространен шаровой подшипник Селлерса (Ballaud sockethanger), очень облегчающий эту установку. Вкладыши в нем делаются из чугуна, длиной в 3 диаметра вала. Средняя их часть обточена снаружи в форме шара и может немного поворачиваться во все стороны между концами двух толстых винтов, выточенных как выгнутые шаровые поверхности того же радиуса.

Винты эти позволяют точно устанавливать вкладыши на надлежащую высоту, и тогда они сами поворачиваются в надлежащем направлении. От этого прикосновение трущихся поверхностей и распределение по ним масла получается столь совершенное, что даже чугун выдерживает трение лучше дорогой бронзы подшипников старинного устройства. Коленчатые валы паровых машин будут описаны в своем месте. Для паровых же машин океанских пароходов изготовляются самые большие валы. Вал диаметром почти в 2 фута и футов в 200 длины еще не редкость. Самым малым валом можно считать ось баланса дамских карманных часов, длиной миллиметра 3 и с цапфами около 0,1 мм толщиной. В легких машинах и в измерительных инструментах встречаются валы, вращающиеся на остриях.

На концах такого вала делаются небольшие центральные, конические углубления, переходящие в более узкие цилиндрические дырки, в которые входят конические концы двух неподвижно стоящих винтов. Если концы вала и винтов хорошо закалены и отполированы, то трение бывает очень мало, стирание происходит правильно, а винты дают возможность установить вал так, чтобы он не шатался и не имел заметного продольного движения. В. Лермантов.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон 1890—1907.

Значения в других словарях
Вал

I в машиностроении, вращающаяся (обычно в подшипниках) деталь машины, передающая крутящий момент. В. — одна из основных деталей почти всех машин и механизмов. По конструкции различают прямые (гладкие, ступенчатые, шлицевые кулачковые валы (См. Кулачковый вал)), коленчатые валы, гибкие валы (См. Гибкий вал) и др. Наиболее распространены прямые ступенчатые В. (рис.), в которых фиксирующие уступы препятствуют осевому перемещению установленных на В. Деталей, а переходные уступы разграничивают участк..

Вал

ВАЛ (валик) - криволинейный архитектурный облом, полукруглый в поперечном разрезе.. ..

Вакцинация

(от vacca, корова) — означает собственно оспопрививание (см. Это слово), но в общем смысле применяют данное выражение и по отношению к прививкам других болезнеродных начал. Так говорят о вакцинации при желтой лихорадке, при собачьем бешенстве и пр.Г. Г.. ..

Вакциновая кислота

При кристаллизации смеси солей летучих кислот, содержащихся в коровьем масле, Лерх получил баритовую соль с особыми свойствами, и назвал отвечающую ей кислоту вакциновой. Описанное Лерхом соединение по многим признакам есть не что иное, как двойная бариевая соль масляной и капроновой кислот.В. Рецко. Δ.. ..

Вал девятый

По народному поверью, самая большая и опасная, роковая волна.. ..

Вал земляной

См. Дамба.. ..

Вал

I Это слово в значении "большая волна" имеет индоевропейскую природу и родственно словам , валить. II Это существительное в значении "земляная насыпь" заимствовано из немецкого, где Wall восходит к латинскому vallum – "крепостной вал". Отметим для знающих английский язык, что и английское слово wall – "стена" восходит к тому же источнику.. ..

Вал

(нем. Wall - насыпь). 1) земляная насыпь у крепости для защиты от неприятельских выстрелов. 2) в машинах - цилиндр. 3) большая волна на море.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)нем. Wall, вал, насыпь. А) Земляная насыпь у крепости. B) Цилиндр в машинах.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Вал

См. Возвышенность, волна.... ..

Вал

Большая волна на море, реке и т. П. О величине, форме, плотности. Бурный, бушующий, высокий, гигантский, гладкий, горбатый, гребнистый, гривастый, громадный, густой, девятый, длинный, кипучий (устар. Поэт.), кипящий, клокочущий, колоссальный, косматый, косой, крутой, кудрявый, могучий, мощный, огромный, пенистый, пенный, плотный, тяжелый, упругий. О звуке, шуме. Гремучий (устар.), грохочущий, звенящий, ревучий (устар.), ревущий, шипящий, шумный. О цвете, окраске. Белый, белоголовый, белогорбый, ..

Вал

1) высокая земляная насыпь, обычно сочеталась со рвом впереди. Служил препятствием для атакующего противника, боевой позицией обороняющихся. Применялся до 1-й мировой войны. 2) Система укрепленных полос и позиций (см. "Атлантический вал", Валы римские, "Восточный вал").. ..

Вал

М. (немецк. Wall, Welle. Валять (валить). Рейфа производит от ваять, ошибочно) земляная насыпь грядой или гребнем, для укрепления и защиты места от неприятеля, раскаты, или от воды, или замест ограды, насыпь. Обычно вдоль вала, снаружи, бывает ров, из которого и взята земля для него. В валу отличают. Подошву, гребень и внутреннюю и наружную крутости, обочины, иногда одетые дерном или камнем. | Большая волна, вода поднявшаяся от бури стеной, грядой, гребнем. Девятый вал, по поверью, роковой, огро..

Вал

1. М.1) Длинная земляная насыпь, созданная для защитных или хозяйственных целей.2) Большая, высокая волна.3) перен. Движущаяся масса, поток воздуха, дождя, огня и т.п.4) перен. Масса движущихся людей, животных и т.п.5) местн. То же, что. Валок (2*).2. М.Вращающийся (обычно в подшипниках) стержень в различных механизмах, передающий движение другим, связанным с ним деталям.3. М.Общий объем продукции, произведенной за определенный период, в стоимостном выражении.. ..

Вал

-а, мн. -ы, -ов, м. 1. Длинная земляная насыпь. Крепостной в. 2. Очень высокая волна. Пенятся валы. Девятый в. (самая сильная и бурная волна, по старинным представлениям, роковая для мореплавателей). * Огневой вал - 1) мощный, последовательно перемещающийся артиллерийский обстрел противника перед фронтом своих наступающих войск. 2) огневое заграждение из горючих материалов (брёвен, хвороста) на пути наступления противника. II прил. Вальный, -ая, -ое (спец.).. ..

Вал

Вала, мн. Валы, м. Значительной высоты волна. И ветры свистели и пели валы. Тютчев. Девятый вал. (см. Девятый).. ..

Вал

I Это слово в значении "большая волна" имеет индоевропейскую природу и родственно словам , валить. II Это существительное в значении "земляная насыпь" заимствовано из немецкого, где Wall восходит к латинскому vallum – "крепостной вал". Отметим для знающих английский язык, что и английское слово wall – "стена" восходит к тому же источнику.. ..

Вал

I I. "насыпь", сюда же подва́л, укр. Вал, чеш. Val, слвц. Val, польск. Waɫ. Вероятно, через польск. Заимств. Из нов.-в.-н. Wall "вал", ср.-в.-н. Wal или из источника последнего – лат. Vallum "лагерный вал". См. Mi. EW 374. Преобр. 1, 63. Младенов 67. Вряд ли можно говорить о заимств. Из кельт. *vālo-, ирл. Fál "vallum, murus", вопреки Шахматову (AfslPh 33, 93).II II. "волна", также "каток, валек", укр. Вал, др.-русск., цслав. Валъ "unda", сербохорв. Ва̑л, ва̑ла - – то же, словен. Vȃɫ, род. П. ..

Вал

        (в мелкомасштабных профилях - валик), криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга. Илл. См. При статье Обломы архитектурные. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Вал

(в мелкомасштабных профилях - валик) – криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.. ..

Вал

1. Архитектурный облом выпуклого профиля, очерченный по полуокружности или по кривой, близкой к ней 2. Деталь машины, вращающаяся в подшипниках и служащая опорой для вращающихся деталей, предназначенная для передачи крутящего момента 3. Высокая земляная насыпь. ..

Вал

(a. Shaft, bank, embankment. н. Welle. ф. Arbre. и. Eje) - 1) в геоморфологии - относительно узкая, длинная и невысокая форма рельефа. Pазличают B., созданные деятельностью волн (береговые B.), реки (прирусловые B.), ледника (моренные B.), вулканов (кольцевой B.), селя (селевой B.) и др. 2) B тектоникe - вытянутая положительная платформенная структура длиной в неск. Десятков или сотен км, шириной в десятки км и высотой до сотен м. Cp. Площадь от 200 до 6000-10 000 км2. Oбычно объединяет ряд, ..

Вал

— 1. В тектонике — вытянутая положительная платформенная структура длиной десятки и первые сотни км, площадью от 200 до 6000—10000 км2. В. Объединяют обычно ряд локальных поднятий. На плитах древних платформ В. Как правило ограничены флексурами, часто отвечающими разрывам на глубине. Локальные поднятия на них расположены в виде цепочки и имеют с одной стороны крутые крылья, входящие в состав флексуры. В., приуроченные к зонам разломов, разграничивающих поднятия и прогибы фундамента, а также к ра..

Вал

(a. Shaft, bank, embankment. Н. Welle. Ф. Arbre. И. Eje) - 1) в геоморфологии - относительно узкая, длинная и невысокая форма рельефа. Pазличают B., созданные деятельностью волн (береговые B.), реки (прирусловые B.), ледника (моренные B.), вулканов (кольцевой B.), селя (селевой B.) и др. 2) B тектоникe - вытянутая положительная платформенная структура длиной в неск. Десятков или сотен км, шириной в десятки км и высотой до сотен м. Cp. Площадь от 200 до 6000-10 000 км2. Oбычно объединяет ряд, нер..

Вал

Вал.См. Валин.(Источник. «Англо-русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва. Изд-во ВНИРО, 1995 г.). ..

Вал

ВАЛ Перевод деталь машины, служащая для передачи вращающего действия силы. В. Бывают двух родов. Прямые и коленчатые. Первые передают вращательное движение посредством шкивов или зубчаток, насаженных на них, вторые в соединении с шатуном преобразуют вращательное движение в возвратно-поступательное. Части вала. А-шип. Б-шейка. В и Г-заплечики или установочные кольца. Д-головка. Ш-шпонка. Заточенная цилиндрическая часть вала, к-рой он опирается на подшипники, называется шипом или цапфой, заточе..

Вал

Arbor — Вал.(1) При машинной шлифовке — шпиндель, на котором установлено колесо. (2) В машинной резке, вал или арматурная балка, удерживающая и направляющая нож. (3) Металлическая форма, наполненная сухим или мокрым песком для сохранения песчаной формы во время литья. (Источник. «Металлы и сплавы. Справочник.» Под редакцией Ю.П. Солнцева. НПО "Профессионал", НПО "Мир и семья". Санкт-Петербург, 2003 г.). ..

Вал

— высокая земляная насыпь, обычно сочеталась со рвом впереди. Служил препятствием для атак противника, боевой позицией обороняющихся, в также система укрепленных полос, позиций, например «Атлантический вал», «Северный вал». Хорошо известна система укреплений под названием «Римские валы» в I—II вв. Для защиты от набегов варваров.. ..

Вал

Вал см. Крепость, укрепление.. ..

Дополнительный поиск Вал Вал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вал" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 3 символа