Заблуждение
Противоположно понятию истины и по содержанию близко к понятию ошибки. Хотя русский язык и не всегда вполне точно отличает З. От ошибки, но можно подметить разницу между ними. З. Обозначает более общее родовое понятие, ошибка — более конкретный, частный случай. З. Глубже коренятся в душе человека и более сознательны, чем ошибки. Коротко говоря, З. Есть ошибка относительно предметов принципиальных. Вопрос об источниках и характере З. Принадлежит философа, вопрос об ошибках — логике и психологии. Человек ошибается, когда он ложно толкует факты внутреннего и внешнего мира. Сами по себе ощущения и восприятия не обманывают человека. Самообман, ошибка коренится в ложном толковании ощущений. Иллюзия, напр., есть неправильно истолкованное ощущение.
Галлюцинация — ощущение, истолкованное в смысле восприятия. Ошибки могут быть при определении и разделении понятий, а также при доказательстве положений. Во всех этих случаях ошибка является вследствие нарушения формальной стороны мысли. Источник ошибки и тут заключается в волевом моменте, ибо формальная сторона рассудка сама по себе точно так же, как и ощущение, не способна к ошибке. Материальная сторона, т. Е. Образование неправильных посылок, и есть З. Известное сочинение Аристотеля "О софистических доказательствах", равно как и 18-я и 19-я главы третей части знаменитой Порерояльской Логики касаются ошибок, а не З. — С другой стороны, от З. Должно отличать ложь, или намеренный обман, как акт воли данного субъекта, вводящего других в такие З., от которых он сам свободен.
Невнимание к этому различию, заставляя видеть в самых невинных З. Произведение злой наказуемой воли, причинило человечеству множество бедствий. Впрочем, даже по основным вопросам веры сами богословы признают в принципе возможность безгрешных и ненаказуемых З., происходящих от непобедимого неведения (ignorantia invincibilis). Бэкон дал первую классификацию З., которые он называл идолами (idola specus, tribus, fori, theatri). Некоторые его указания имеют значение и для настоящего времени. Он первый указал на З., в которые человек впадает по необходимости вследствие своей организации (мысль родственная антиномиям Канта). Он указал на З., связанные с человеческой речью (стремление слово принимать за реальность) и с господствующими ходячими теориями.
Но Бэкон дал лишь описание главнейших З., не коснувшись более глубокого вопроса о происхождении З. Декарт и Спиноза — главные представители двух возможных решений этого вопроса. Декарт находит, что З. Проистекают из различия объемов воли и познания. Наше познание ограничено, воля безгранична. На З. Декарт смотрит как на нечто положительное, а не только как на простое отрицание или ограничение познания. Источник этого положительного характера З. Он видит в воле. Спиноза не может искать причины З. Вне разума, ибо воля для него есть только абстрактное понятие. Человеческий разум непогрешим, поскольку он есть часть Бога. Мысль, адекватная бытию, — истина. З. Соответствует небытию. Единственный источник З. (и ошибок) — воображение.
"Тот, кто ошибается при сложении цифр, имеет в уме другие цифры, чем те, которые написаны на бумаге. Само по себе и воображение не может создавать ложных образов, поэтому заблуждаться не значит воображать себе то, чего нет, а представлять себе то, что есть, но не в полноте. З. Само по себе — лишь ограничение и отрицание". На сторону Декарта стал Шопенгауэр, который — с иной, правда, точки зрения - доказывает подробно Декартову мысль о том, что в воле следует искать источники З. (см. "Die Welt als Wille und Vorstellung", глава о примате воли перед интеллектом). Полная теория заблуждений может быть дана лишь в зависимости от анализа понятия истины. См. Ferrari, "De Ferreur" (П., 1840), Brochard, "De l'erreur" (П., 1879).Э.
Радлов..
Дополнительный поиск Заблуждение
На нашем сайте Вы найдете значение "Заблуждение" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заблуждение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 11 символа