Иоанн Златоуст

150

Св., один из величайших отцов церкви. Род. В Антиохии (347 г.). Научное образование, самое лучшее того времени, получил под руководством матери, умственным и нравственным качествам которой удивлялся Ливаний, учитель И. В ораторском искусстве. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что когда Ливания спросили, кого он оставить по себе преемником в своей школе, он отвечал. "Оставил бы И., если бы не отняли его от нас христиане". Недолго пробыв адвокатом (к этому времени относится его первый литературный опыт — "Похвальное слово императору Валентиниану"), И. Обратился к изучению христианского богословия, под руководством епископа Антиохии, св. Мелетия, который крестил его, а в 370 г. Определил его в клир, на должность чтеца.

С 372 г. И. Продолжал богословское образование у Картерия и у одного из лучших христианских ученых того времени, Диодора, впоследствии епископа тарсийского, от которого усвоил антиохийский — рациональный, чуждый аллегории, метод толкования св. Писания. Удалившись в пустыню, И. Провел там четыре года в обществе монахов, а затем еще два года в полном уединении. Один из товарищей его по учению, Феодор, также вступил в монашество, но потом покинул монастырь, ради антиохийской красавицы Гермионы. Это подало И. Повод написать второе свое сочинение — "К Феодору падшему" (373). Другой товарищ И., Василий, сделавшись епископом, укорял И. За его бегство от высшего священного сана. В ответ на его укоры И. Написал "Слово о священстве", доселе считающееся одним из лучших произведений святоотеческой литературы.

Оно изображает идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества. В это время многие враждовали против монастырей, которые нередко отнимали от общества его лучших людей. По этому поводу И. Написал три слова "В защиту монашества" (386). Отшельничество рекомендуется здесь как лучшее средство сохранить индивидуальную свободу мысли и чувства от деспотизма общественных нравов и среды, и в то же время как лучший способ послужить самому обществу — его высшим, духовно-нравственным интересам. И. Советует родителям отдавать своих сыновей, по окончании ими светского образования, на время в монастыри. В уединении легче достигается нравственная зрелость, лучше складывается характер и образуется законченное мировоззрение.

В пустыне же И. Златоуст написал еще несколько монографий. Непомерный аскетизм расстроил здоровье И. Златоуста. Он возвратился в Антиохию и в 381 г. Посвящен в диакона. Посещая богатых, чтобы от них испрашивать подаяния для бедных, и бедных, чтобы помогать им, И. Златоуст в пятилетнее диаконство, равно как и в последовавшее двенадцатилетнее священство, приобрел то всестороннее знание жизни и людей, какое выражается в его проповедях, и любовь к людям, которая сделала его борцом за права человеческой личности и в особенности за низшие и угнетенные классы населения. Будучи пресвитером, И. Златоуст говорил проповеди по крайней мере один раз в неделю, нередко и каждый день, то после предварительного приготовления, то после некоторого размышления, а чаще всего — импровизируя.

Обличения и увещания его часто вызывали у слушателей стоны и слезы. Еще чаще, по обычаю того времени, они сопровождали речь его рукоплесканиями. Проповедник отвечал на эти восторги просьбой поощрять его труд исполнением его наставлений. Скорописцы записывали каждую беседу И. Златоуста. Лучшие из антиохийских проповедей его — 19 слов по поводу низвержения антиохийцами, для выражения своего неудовольствия на новый налог, стоявших по улицам статуй имп. Плациллы. Это оскорбление величества повлекло за собою страшные преследования и угрожало истреблением всего города. Епископ Флавиан отправился умолять императора о пощаде, а И. Златоуст остался утешать раскаявшихся и воспользовался этим моментом для воздействия на смущенные умы, в интересах христианской нравственности.

В 397 г. И., по настоянию Евтропия, был избран в архиепископы Константинополя. Боялись, что антиохийцы не отпустят своего пастыря, и увезли его из города обманом. Избрание смиренного пресвитера, человека без всяких связей и знакомств в столице, на пост первого сановника церкви вооружило против него многих. Еще более увеличилось недовольство, когда он, вопреки примеру своего предшественника, не хотел устраивать пиров и не посещать пиров в домах вельмож. Большую часть суммы, ассигнованной на содержание его дома и служащих при нем, он употреблял на помощь бедным и устроил в городе несколько больниц и других благотворительных учреждений. Недоволен был им и распущенный столичный клир, который он подчинил должной дисциплине.

Вооружились против него и богатые классы населения, истолковав его увещания к благотворительности и заступничество за бедствующих, как стремление к возбуждению антагонизма между сословиями. "Seducet populum", — говорили они. Обличения роскоши и суетности константинопольских дам императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление. И. Мужественно продолжал исполнять свои обязанности, отнюдь не изменяя своим воззрениям и принципам. Наконец составлен был собор, из личных врагов И. Златоуста, который осудил его, по самым мелочным и ложным обвинениям (между прочим, за то, что "не знает гостеприимства"), и его отправили в заточение. Едва успел он отбыть из Константинополя, как в столице произошло страшное землетрясение.

Евдоксия увидела в этом знамение гнева небесного за гонение, которому она подвергла праведника, и поторопилась возвратить И., с большою торжественностью. Но так как и возвратившись И. Не переставал в своих проповедях громить пороки общества и хлопотать о возможном уничтожении столичного пролетариата, то скоро последовало второе и уже окончательное удаление его с архиепископской кафедры. Он был в 404 г. Сослан в г. Кукуз, в Армении, где пробыл два года. Оттуда его отправили было в Пициус (Пицунда), но он скончался в пути, в Команах, 14-го сентября 407 г. — Церковный историк Каллист знал более 1000 проповедей И. Златоуста (это имя И. Получил более чем через столетие после кончины). В настоящее время их известно восемьсот четыре.

Хотя они сохранились не в собственном его изложении, а в записях скорописцев, тем не менее они считаются образцами христианского ораторского искусства. В изложении догматического учения церкви и в полемике против еретиков (аномеев и др.), язычников и иудеев И. Златоуст не занимает положения выдающегося среди других церковных учителей. Гораздо выше он как истолкователь св. Писания. Его экзегезис, ясный и простой, лишь изредка аллегоризирующий, признан классическим в христианской литературе и служил материалом для последующих толкователей св. Писания не только на Востоке (где самый популярный из позднейших толкователей св. Писания Феофилакт Болгарский, в своих беседах компилировал проповеди И. Златоуста), но и на Западе.

Главное значение И., как проповедника — в области практической морали и выяснения принципов христианской социологии. Его рассуждения об устройстве взаимных отношений людей по христианским началам, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма особенно для сельского населения, о труде, как основе общественного благосостояния, об обязанности заботиться о благе общем, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене цирковых кровавых забав, о способах уничтожения пролетариата в больших городах — классические страницы в христианской литературе. Его проповеди — настоящая популярная энциклопедия христианского нравоучения.

Они были предметом изучения для проповедников всех времен и любимым предметом чтения в обществе и в массах. Не лишены они значения и в смысле общеисторическом. Яркие картины частного и общественного быта и нравов его времени, разнообразных коллизий между новыми, христианскими началами жизни и наследством античных верований и обычаев, дают ценный материал для историка культуры. Высокому достоинству его проповедей много способствует их форма. Хотя у него немало проповедей тематизованных, так называемых "слов" (на разные случаи, на дни памяти святых и пр.), имеющих единство предмета и риторически-правильную структуру, но излюбленная форма его проповеди — гомилия (см.), дающая больший простор свободной ассоциации идей.

Описания природы и жизни, сравнения и противоположения чередуются здесь с обличениями и увещаниями. Больше всего И. Вооружается против тогдашнего театра, как учреждения, поддерживавшего миросозерцание и практические принципы язычества. Затем с особенною силою он восстает против тогдашних капиталистов, наживавших громадные богатства посредством дарового труда рабов и предававшихся безумной роскоши, тогда как в одном Константинополе насчитывалось до 50 тыс. Человек, нуждавшихся в благотворительности. Исходной точкой рассуждений И. По этому предмету служит мысль о равенстве всех людей перед Богом и между собою по природе. Богачи имеют право владеть богатствами, но должны делать из них правильное употребление, внушаемое естественным человеческим чувством.

Они должны уделять часть своих богатств на помощь существам одной с ними природы, но обездоленным по причине ненормального устройства общества. По примеру ветхозаветного пророка, который отказывавшихся приносить Богу десятины от своих плодов земных называл похитителями и ворами у бедных, И. Златоуст думает, что "не только присвоять себе чужое, но и не уделять части своего бедным есть грабительство". "Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, — говорит И., — но зачем они несправедливы к бедным. Обвиняю не богача, а хищника. Ты богат. Не мешаю тебе. Но ты грабитель. Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки — равно мои дети." В XI беседе на "Деяния апостольские" раскрывается грандиозный план уничтожения пролетариата в христианском государстве по способу, практиковавшемуся некоторое время в первобытной церкви, когда, по сказанию книги Деяний, необходимое для существования было у всех общее.

И. Сознает, однако, что этот проект должен остаться проектом, по причине различия между христианами первобытными и позднейшими. На уничтожении рабства, как государственного учреждения, И. Златоуст не настаивает, ограничиваясь указанием на то, что это — институт языческий, противный понятиям христианства, и увещаниями рабовладельцам добровольно отпускать своих рабов на волю. "Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой". Рабство возникло в мире как плод греха, насилия, войн. И. Златоуст восстает против мнения, будто раб — нечто среднее между человеком и животным. Если он иногда и доходит до скотоподобия, то вследствие бесчеловечного обращения с ним рабовладельца.

Во всех своих проповедях И. Златоуст говорить тоном властным, отеческим. Когда его упрекали за нападки на еретиков и грешников, он отвечал. "И мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых (духовно) живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы ты меня ни бранил, от чистого сердца говорю тебе. Мир, ибо любовь отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами". Церковь признала Златоуста святым и всегда указывала в нем идеал христианского пастыря. Все издания сочинений Златоуста исчислены в книге Ломлера. "J. Chrysostomi opera praestantissima" (1840). Из них доселе лучшее — Монфокона, "Joh. Chrysostomi opera omnia" (Пар., 1718—33. Перепеч. В Венеции, 1734—40, и в Париж, 1835—40).

Оно же вошло в состав "Patrologiae cursus, ser. Graeca" Миня (тт. XLVII — LXIV). Эти издания, однако, не делают излишним обращения, по временам, к старому изданию Савилли. Во всех изданиях Златоусту иногда приписываются сочинения другой знаменитости его времени, Севериана, епископа гевальского, который еще раньше И., при жизни, назван был также Златоустом. С Монфоконова издания сделан в нынешнем столетии русский перевод в изданиях св. Синода (беседы на "Послание к Римлянам" и на "Евангелие от Матфея") и в издании СПб. Дух. Акад. (остальное). Все существующие издания греч. Подлинника сделаны по рукописям западных библиотек. Лишь в недавнее время русский археолог, епископ Порфирий Успенский, указал на необходимость изучения творений Златоуста по рукописям библиотек восточных — афонских и константинопольских, — в которых он встречал и новые сочин.

Златоуста, доселе неизвестные, и лучшие редакции проповедей уже известных.Литература. "Palladii ер. Helenopolitani dialogi de vita S. Johanni Chrysostomi" (Пар., 1680). F. Suiting, "Vita S. Johanni Chr." (в "Acta sanctorums, под 14 сент.). Hermant, "La vie de S. Jean Chrys." (Пар., 1664). Прокл, архиеп. Константинопольский, "Похвальное слово Златоусту" (Combefisii. "Nova bibliotheca", 1648). Cave "Lives of tne most eminent fathers of the first four centuries" (Оксф., 1840). Его же, "Биография Златоуста" (при издании его слов "О священстве", Кембр., 1710). Neander, "Der heilige J. Chrysostomus" (Берл., 1848). Paul Albert, "S. Jean Chr. Considéré comme orateur populaire" (Пар., 1858. Русск. Перевод — в "Трудах К. Д. Акад."). Am. Thierry, "S. Jean Chrys.

Et l'impératrice Eudoxie" (Пар., 1872. Русский перевод — в "Трудах К. Д. Акад."). Foerster, "Chrysostomus in seinem Verhältniss zur antiochenischen Schule" (Гота, 1869). Massuet, "Augustinus graecus" (учение Златоуста о благодати, 1690). Meyer, "De Chrysostomo litterarum sacrorum, interprete" (Нюрнб., 1806). Архим. Агапит, "Жизнь Златоуста" (М., 1874). Лебедев, "Жизнь и деятельность Златоуста" (в прибавл. К "Творениям св. Отцов", 1860). Малышевский, "Служение Златоуста в сане диакона и пресвитера" ("Труды К. Д. Акад.", 1893).Н. Барсов..

Значения в других словарях
Иоанн Златоуст

(Ioánnes Chrysóstomos) (между 344 и 354, Антиохия — 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует общественную и религиозную жизнь своего времени. И. З. Активно выступал против военного засилья готов в Константинополе и соо..

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407) - один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия. Проповеди, панегирики, псалмы. С именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира. В 403 был отправлен в ссы..

Иоанн Златоуст

(347-407), архиепископ Константинопольский, великий Вселенский учитель и духовный писатель. Родился в Антиохии, после смерти своего отца воспитывался благочестивой матерью. Учителем его был известный языческий ритор Либаний. Св. Иоанн крестился в 23 года и был посвящен на должность лектора Священного Писания.Живя близ Антиохии, Иоанн подвергал себя жестоким истязаниям до тех пор, пока в 380 болезнь не заставила его вернуться в Антиохию. Здесь, посвященный в диаконы, потом в пресвитеры, он выказа..

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354 - 407), один из отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ> Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия, блестящий оратор (отсюда - Иоанн Златоуст). Автор> проповедей, панегириков, псалмов. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика> общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира. В 403 был отправлен в ссылку, из страха перед ..

Иоанн Еремеевич

Сын Е. Константиновича, кн. Дорогобужский — см. И. Иоаннович, кнж. Тверской.. ..

Иоанн Зиновьев

(Иван) — боярин великого князя Иоанна III. В 1474 и 1477 г. Он ездил во Псков, сначала для совещаний о военных действиях против немцев, потом для поднятия псковичей на новгородцев. В 1478 г., по присоединении Новгорода к Москве, оставлен был там одним из великокняжеских наместников. Им поручено было всякие "дела судебные и земские правити по вел. Князя пошлинам и старинам". В 1 481 г. Ему приказало было идти во Псков, чтобы принять участие в походе на немцев, а в следующем году он послан был к в..

Иоанн иеросхимонах

(1763—1849) — иеросхимонах козельской Введенской Оптиной пустыни. Воспитан в расколе, который оставил в 1790 г. И опровержению которого посвятил свои труды. "Доказательства древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения" (М., 1839). "Дух мудрования некоторых раскольничьих толков" (М., 1841). "Доказательства непоколебимости и важности св. Церкви" (М., 1849). По смерти И. Были изд. Его "Беседы в разрешение старообрядческих сомнений о принятии благословенных священник..

Иоанн император Конго

— император негритянского государства Конго, королем Иоанном II Португальским был обращен в христианство (1490). Вместе с ним приняли новую веру жена его и сын, в крещении названный Альфонсом. Большая часть населения последовала примеру государя, после благополучного исхода войны с соседями, во время которой несли впереди знамя с изображением креста. После смерти И. Наступили смуты, завершившиеся торжеством христианства. Страна принуждена была подчиниться Португалии.. ..

Иоанн Златоуст

СВ. (ок. 354-407), учитель церкви и епископ Константинопольский, родился в Антиохии (Сирия). Готовясь к юридической карьере, изучал риторику, однако затем обратился к изучению богословия и предался суровой аскезе, подорвавшей его здоровье. В 387 рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище "Златоуста" (греч. Chrysostomos). В 398 Иоанн был избран архиепископом Константинопольским, однако его бескомпромиссность навлекла на него..

Иоанн Златоуст

(ок. 350 — 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие. Разве ты — гражданин. Ты — путник. (…) Не говорите. У меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города. Город — горе (на небесах). А настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.Где бы т..

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ - см. Византийская литература. ..

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст, Ioannes Chrysostomos, лат. Johannes, ок. 350-407 гг. Н. Э., оратор, греческий христианский писатель, Отец Церкви. Родился в Антиохии. После смерти отца получил глубокое образование от матери. Прошел курс обучения риторике у Либания, философии - у Андрагата, а теологии - под руководством Диодора из Тарса. В 386 г. Был рукоположен в священники, в 397 г. Стал епископом в Константинополе. В 401 г. Состоялось его первое столкновения с императрицей Евдоксией, которой он публично постав..

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился около 344 г. В Антиохии, в богатой, блестящей семье. Антиохия - центр торговли между Востоком и Западом - была самым цветущим городом сирийского плоскогорья. Антиохия дала множество светил церкви. Она пошла во главе начального христианства. Здесь впервые создалось имя последователей новой религии. Здесь начал свою работу апостол Павел, отсюда вышел и Златоуст. Здесь провел свою жизнь и лучший ри..

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился около 344 г. В Антиохии, в богатой, блестящей семье. Антиохия - центр торговли между Востоком и Западом - была самым цветущим городом сирийского плоскогорья. Антиохия дала множество светил церкви. Она пошла во главе начального христианства. Здесь впервые создалось имя последователей новой религии. Здесь начал свою работу апостол Павел, отсюда вышел и Златоуст. Здесь провел свою жизнь и лучший ри..

Иоанн Златоуст

('Ioannns o Xrysostomos) (р. Между 345 и 347 - ум. 407) - один из виднейших идеологов вост.-христ. Церкви, в 398-404 константинопольский патриарх. Получил образование в школе языч. Ритора Ливания. Демагогически используя демократич. Фразеологию христианства, добился большой популярности у гор. Населения. В 400 руководил движением константинопольских горожан против готских наемных отрядов. Никогда не призывал ни к уничтожению рабства, ни к перераспределению собственности, а лишь к благотворительн..

Иоанн Златоуст

(род. Ок. 347, Антиохия – ум. 407, по дороге в Питий, восточный берег Черного моря) – один из известнейших отцов церкви. Ученик знаменитого языческого ритора Либания. В своих проповедях и поучениях Иоанн Златоуст объясняет Библию и талантливо соотносит ее с жизнью. Соч. «lohannes Chrysostomus», 1858 – 1860. На рус. Яз. – «Творения», в 12 тт., СПБ, 1898-1906.. ..

Иоанн Златоуст

(IwЈnnhj Р CrusТstomoj), свт.(ок.347-407), вост. Отец Церкви, проповедник, богослов и экзегет. Род. В Антиохии в семье греко-сир. Офицера-язычника. Мать, Анфуса, была ревностной христианкой и, оставшись двадцати лет вдовой, целиком посвятила себя воспитанию сына. От нее И.З. Получил твердые основания веры. Курс наук юноша прошел под руководством языческого философа и ритора Ливания, к-рый первым отметил его таланты и даже хотел сделать своим преемником. Учителем в богословии был для И.З. *Диодор..

Иоанн Златоуст

, архиепископ Константинопольский (347-407)святой (память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября), Вселенский учитель Церкви (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом), один из величайших отцов Церкви, составивший главное христианское богослужение - литургию Иоанна Златоуста. Знаменитый проповедник - его "Беседы", записанные скорописцами, и до сего дня восхищают читателей глубиной мудрости, абсолютной преданностью православию и необыкновенной красотой из..

Дополнительный поиск Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Златоуст" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Златоуст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа