Монархия

103

Форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая республике (см.). По обычному представлению, они различаются тем, что в М. Верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам, всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которому или которой принадлежит суверенитет. Такое определение может считаться верным разве только в применении к современным цивилизованным государствам. В течение тысячелетий государственной жизни человечества формы государственного устройства вообще и М.

В частности были до крайности разнообразны. Обнять всю их совокупность несколькими стройными формулами не представляется возможным. Слово М. Происходит от греческих μόνος (один) и αρχή (власть) и обозначает единовластие, единодержавие. Между тем, существовали М. С двумя царями во главе (Спарта). Иногда говорят (Полибий) о власти двух консулов как о монархическом элементе государственного устройства Рима. В некоторых государствах лицо, обозначаемое именем монарха, иногда бывало настолько лишено реальной власти, что самое отнесение государства к типу М. Или республики вызывает серьезные сомнения (Спарта, Рим периода царей). Противоположение М. И республики есть создание нового времени. У древних (Аристотель) государства делились на М., аристократии и политии (см.

Государство), М. Же, в свою очередь, делились на правильные и неправильные, т. Е. На собственно М. И тирании, смотря по тому, стремится ли монарх к осуществлению личного или общего блага. При всей распространенности в настоящее время классификации государств на М. И республики она не является безусловно общепризнанным. Многие пытаются удержать деление Аристотеля с некоторыми поправками, другие ищут принципа классификации не в организации власти, а в ее отношении к личности, обществу или своим задачам и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В истории постоянной смены государственных форм можно отметить следующие главнейшие типы М., рядом с которыми, однако, существовали и многие другие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы находим М., но с властью монарха, до чрезвычайности ограниченной общенародным собранием, или собранием старейшин, или тем и другим вместе (сенат и comitia curiata в Риме).

Обязанности монарха — преимущественно военные, к которым часто присоединяются жреческие и судебные. Принцип наследственности власти в это время является далеко не установленным, так как главным основанием власти является личное достоинство (наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своем развитии М. Или уступает место республике, или, напротив, крепнет. В таком случае ограничения отпадают и власть делается наследственной. Своеобразным типом монархии является Римская империя, в которой республиканские учреждения долгое время сочетались с весьма сильной властью главы государства, формально не носившего титула монарха, а возлагавшего на себя лишь различные республиканские должности. Но в последующий период imperator и princeps обратился в настоящего неограниченного и наследственного монарха.

В феодальную эпоху монархическая власть основывается на крупном землевладении и является весьма слабой (см. Королевская власть). В это время вырабатывается тип М. С правильно избираемыми пожизненно монархом (Польша, Свящ. Римская империя. Сюда же нужно причислить избрание Папы, бывшего светским главой Церковной Области). Император Свящ. Римской империи жалует герцогские и другие титулы, дающие монархическую власть, основанием которой, рядом с приобретением по наследству и избранием, является, таким образом, пожалование. На рубеже Средних и новых веков возникают сильные абсолютные М. Их правители постепенно уничтожают остатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. Власть монархов в Зап. Европе понемногу ограничивается, но уже не сословным, а общенародным представительством (см.

Представительство). В настоящее время все М. Резко делятся на неограниченные и ограниченные, или конституционные. Черты, общие М. Обоих видов. Во главе государства стоит монарх, пользующийся своей властью по наследству (избирательные М. Отошли в область истории. Даже лицо, являющееся основателем династии, приобретает власть на наследственном начале), т. Е. По собственному праву, "милостью Божией", как это обыкновенно говорится в его титуле, или же "милостью Божией и волею народа". В силу этого монарх является юридически неответственным (неответственным за свои политические действия может быть и президент республики). Монарху принадлежит вся полнота верховной государственной власти. Он является источником всякого права (другими словами, только с его соизволения постановление может приобрести силу закона).

Он стоит во главе исполнительной власти. Его именем отправляется правосудие. Ему принадлежит в более или менее значительной степени право помилования. В международных отношениях только он один представляет государство. Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получает значительное содержание из государственного казначейства, имеет право на особенную охрану своей личности. Различие между ограниченными и неограниченными монархиями заключается в том, что в последних всеми перечисленными правами монарх пользуется безусловно и независимо от какой бы то ни было иной власти, а в первых — при посредстве или обязательном содействии органов или властей, имеющих существование, не зависимое от его личности.

Попытки различать собственно М. От деспотий или тираний продолжаются и поныне, но взамен психологического основания Аристотеля признается необходимым основание юридическое. Монтескье находит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотии и ограничении ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо сословия в монархии. Но эта классификация применима не ко всем неограниченным монархам. Другие видят признак деспотизма в смешении законодательной, судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее время выдвигают (Градовский) господство принципа законности в противоположность произволу. В деспотиях, по этой теории, основанием для решения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая ad hoc, тогда как монархии управляются, как это выражено в основных законах Российской империи, "на твердых основаниях законов, учреждений и установлений, от самодержавной власти исходящих" — законов, обязательных для самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем порядке, ею же законно установленном.

Это различение, выдвигающее правильный с юридической точки зрения принцип, на практике имеет не всегда одинаковое значение. Монархии конституционные, в свою очередь, делятся на два вида. М. Представительные, или дуалистические, и М. Парламентарные. И в тех, и в других М. Делит власть с парламентом, но в первых за ним остается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ее отправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом. Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответственным министром. В М. Первого типа министры ответственны только перед самим монархом, назначаются и смещаются им.

Обязанность монарха подчиняться парламентам в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862—66 г.) правом парламента вотировать бюджет. В М. Второго типа министры ответственны перед парламентом и хотя назначаются монархом, но низвергаются парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, de facto не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Парламенты ограничивают даже свободу монархов в чисто личных делах (браки, дворцовые служители.

См. Виктория). Между тем de iure за монархом остается громадная власть. И окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, но он может исполнять все это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх "царствует, но не управляет". Однако и он представляет свое государство, является его символом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч.

(лучший пример — Сербия). Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно. Являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней. Наиболее яркими образцами государств дуалистических могут служить германские государства, в особенности Бавария и Пруссия, также Австрия. Образцами государств парламентарных — Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М. Занимают М. Вассальные и союзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха является неполной, так как он лишен существенного права представлять свое государство в международных отношениях.

Типом монархического союзного государства является в настоящее время Германия. По конституции она есть вечный союз государств, в котором прусск. Королю принадлежит президентство со званием императора. Но фактически Германия есть именно союзное государство, в котором император пользуется властью и прерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной. Ср. Все общие сочинения по государственному праву и специально Macchiavelli, "Il principe". Lor. Stein, "Das Königthum, die Republik und die Souveränität der französischen Gesellschaft seit der Februarrevolution" (2 изд., 1885). J. Von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб., 1879). Hinrichs, "Die Könige" (Лпц., 1852). Fischer, "Das Recht des deutschen Kaisers" (Б., 1894).

Ficker, "Deutsches Königtum u. Kaisertum" (Иннсбрук, 1862). Artom, "Il re costituzionale" (Турин, 1884). Cimia, "Il capo dello stato nel governo costituzionale" (Typ., 1885). Brunialti, "La monarchia representativa" (Виченца, 1879). Campanella, "Monarchia e republica" (Флоренция, 1881). Брайса, "Священная Римская империя" (Москва, 1891) и др., а также сочинения, указанные при слове Король (см.). Для истории М. Важны сочинения Фюстель де Куланжа.В. В—в..

Значения в других словарях
Монархисты

Iназвание политических партий, стоящих за восстановление низвергнутой в стране монархии или отстаивающих монархию против угрожающего республиканского движения. М. Существовали некоторое время в Мексике (см.). В Испании во время республики существовало несколько монархистских партий (унионисты — сторонники Монпансье, прогрессисты или либералы-сторонники Амедея, потом Альфонса, наконец карлисты — см. Эти сл.). Наиболее значительную роль М. Сыграли и играют до ныне во Франции (см. Роялисты. В точно..

Монархисты (дополнение к статье)

Все партии, образовавшиеся в Poccиu. ..

Монархомахи

(собственно "борцы против монархии") — название, применяемое в истории политических теорий к сторонникам революционных учений, оправдывающих восстание и тираноубийство во имя естественного права или во имя интересов церкви. В более тесном научном смысле этот термин охватывает лишь публицистов и политических теоретиков второй половины XVI в., выступавших в эпоху религиозных войн во Франции, Нидерландах, Испании, Германии, Шотландии против притязаний абсолютной монархии. В этом смысле термин М., в..

Монастырев Матвей Яковлевич

Писатель, инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Учился в Казанской духовной акд., где получил степень магистра за сочинение "Историч. Очерк австрийского священства после Амвросия" (Казань, 1878). С 1884 г. Редактирует "Екатеринославские епархиальные ведомости", где поместил много статей о местном сектантстве.. ..

Дополнительный поиск Монархия Монархия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монархия" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монархия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа