Николай Кузанский

102

(Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401—1464) — величайший из немецких гуманистов первого поколения, богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель, родом из лотарингской деревни Кус (Cues), откуда и его прозвание. Сын рыбного торговца. В первой юности бежал от принудительных занятий отцовской профессией и, под покровительством одного местного вельможи, поступил в школу "духовных братьев общей жизни" в Девентере, а потом в Падуанский университет, где в 1424 году получил докторскую степень по каноническому праву. Вступил в монашеский орден августинцев и получил священство и место декана в Кобленце. Призванный, в качестве ученого богослова, на базельский собор, он подружился с папским легатом гуманистом Юлианом Чезарини и выступил сторонником церковных реформ без нарушения законных прав центральной власти.

В этом духе написана им книга. "De concordantia catholica". Первоосновой церкви на земле Н. Признает не иерархию, a таинства, как самостоятельный божественный элемент духовной жизни. Отстаивая значение "престола Св. Петра", как средоточия, или "души", вселенской церкви, он отрицает, однако, верховную власть пап над государством и раньше Лаврентии Баллы доказывает апокрифичность "Константинова дара". В 1436 г. Н. Издал проект исправленного времясчисления, на тех основаниях, которые в конце следующего века были приняты для григорианского календаря. Когда большинство базельского собора открыто выступило против папы Евгения IV, Н., вместе с меньшинством, уехал в Рим, откуда, как знаток греческого языка, был послан в Константинополь, для переговоров с тамошними властями об унии.

После участия во флорентийском соборе Н. Вернулся в Германию настоятелем монастыря в Майнфельде и визитатором прирейнских и примозельских монастырей, в которые он ввел необходимые реформы. В это время он издал большое философское сочинение. "De docta ignorantia" и несколько трактатов разного содержания. Возведенный в кардиналы-пресвитеры римской церкви (1448) и назначенный затем епископом бриксенским (в Тироле), Н. Получил миссию преобразовать все германские монастыри. В 1454 г., под впечатлением взятия Константинополя турками, он издал сочинение. "De расе sive coucordantia fidei", где указывал на единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского соглашения со всеми народами, а вслед за тем в соч.

"De cribralione Alchorani", очень замечательном для тогдашнего времени, старался указать на тесную связь мусульманства с христианством. Последние годы жизни Н. Провел в Италии. За год до смерти он издал главное свое философское сочинение. "Devinatione Sapientiae". Ум. В г. Тоди. В сочинении о вращении Земли он на 100 лет предварил Коперника. Его же должно считать родоначальником математического учения о бесконечном, которое он связывал с философским своим принципом "совпадения противоположных". Он первый стал рассматривать круг как многоугольник с бесконечным числом бесконечно-малых сторон. По словам Джордано Бруно, "божественный Кузанец открыл величайшие таинства геометрии". В философии Н. Примыкает к платонизму по содержанию и предваряет гегельянство, со стороны формального принципа.

Он исходит из мысли о тождестве бесконечно-великого и бесконечно-малого, или абсолютной полноты и абсолютной простоты бытия. В Божестве все есть одно, но единство всего логически предполагает различение. Прежде всего, различаются возможность и действительность всего, но в бесконечном они совпадают. Отсюда три момента (абсолютная мощь, абсолютное действие и их единство), представляющие самое отвлеченное основание для истины св. Троицы, которой, впрочем, Н. Дает и более конкретные выражения. Как начало всего возможного, Божество творит и всякое частное, ограниченное бытие, но так, чтобы его ограниченность могла упраздняться его соединением с противоположным, в чем и заключается внутренняя причастность всякого бытия Богу.

Противоположность между духовным и материальным бытием упраздняется их соединением в человеке, но и человек по отношению к бесконечному Божеству есть бытие ограниченное — и эта их противоположность упраздняется в богочеловеке Христе, который и есть полное и окончательное откровение абсолютной истины. При большой философской смелости отдельных мыслей и взглядов, писания Н. Проникнуты глубоким христианско-мистическим духом. Сочинения Н. Были изданы в Париже (1514) и в Базеле (1565). Немецкий перевод важнейших из них изд. Шарпф (1862). Из последователей Н. Более известны Жак Ле-Февр д'Этапль (Jacobus Faber Stapulensis), преподававший философию Н. В Сорбонне, в конце XV и нач. XVI в., и его ученик Шарль Булье (Carolas Bovillus, 1470—1553).

Под большим влиянием Н. Находились Джордано Бруно и Лейбниц.См. F. A. Scharpff, "Der Cardinal Nicolaus v. Cusa" (1843), его же, "Der Card. N. V. C. Als Reformator etc." (1871). Fr. J. Clemens, "Giordano Bruno u. N. V. C" (1846). R. Zimmermann, "Der Card. N. V. C. Als Vorgänger Leibnizen's" (1852).Вл. С..

Значения в других словарях
Николай Клеманжский

См. Клеманжи.. ..

Николай Кочанов

блаженный, юродивый новгородский. Всегда юродствовал на Софийской стороне, не переходя через Волхов на Торговую сторону, куда не пускал его блаж. Феодор. Будучи непримиримыми врагами, Н. И Феодор постоянно стерегли друг друга на Волховском мосту. В этом они оставались верны старинной распре двух частей, или сторон, древнего Новгорода. Скончался Н. В 1392 г. Память 27 июля.. ..

Николай Малакс

(умер после 1573 г.) — протопапа навплийский, занимался в Венеции изданием греческих богослужебных книг, помещая в них и свои собственные песнопения, из которых стихиры в службах Андрею Первозванному, на зачатие св. Анны и пророку Даниилу с тремя отроками внесены в славянскую Минею.. ..

Николай Мефонский

Один из замечательнейших ученых богословов XII в. (ум. После 1156 г.), бывший епископ г. Мефона (ныне Мофон, или Модон) в митрополии патрасской. Обстоятельства его жизни неизвестны. Его сочин. "Опровержение наставлений Прокла Платоника" (изд. 1825, Франкфурт-на-М.) — обширное философское исследование, посвященное подробному разбору неоплатонической философии, возродившейся в Греции в его время. "Обличение латинян по пунктам" — одно из самых подробных средневековых византийских обличений латинств..

Дополнительный поиск Николай Кузанский Николай Кузанский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Николай Кузанский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Николай Кузанский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 17 символа