Харран

96

Известный г. Месопотамии, в 9 часах пути от Едессы, на р. Гуллабе, на месте пересечения дороги из Дамаска с путем из Ниневии в Кархемиш и Арпад. Может быть, его имя стоит в связи с таким положением (вавил. Harranu — дорога), но, во всяком случае, последнее обусловило его торговое и культурное значение. Это был один из древнейших центров вавилонской культуры, и притом, самый западный. Процветавший здесь культ бога Сина (см.) был в X. Общим с Уром (см.). Возможно, что еще в глубокой древности X. Был центром особого царства, распространившего вавилонскую культуру в Каппадокию и Ассирию и вошедшего впоследствии в состав Митанни (см.). Недостаток археологических данных не позволяет идти дальше предположений. Не было правильных раскопок и только Леярд случайно открыл в этой области — в Арбане, на Хабуре — развалины дворца патеси (см.).

Авраам, переселяясь в Ханаан из Ура Халдейского, останавливался в этом втором городе Сина (Быт. XI 31, XII, 4), где и умер Фара. X. Играет роль и в истории Исаака и Иакова (Быт. XXVIII, XXIX). Дальнейшие сведения о X. Встречаются уже в ассирийских летописях. "Страна X." упоминается Тиглатпалассаром I. Салманассар II строил в местном храме Сина. В это время уже область X. Была наводнена арамеями и приняла участие в восстании 762 г., за что Ассурдан лишил его, наравне с Ассуром, привилегий. Последние были возвращены Саргоном II. Ассаргоддан вопрошал местного бога об успехе египетского похода, а Ассурбанипал короновался здесь короной Сина, реставрировал храм и возвел своего младшего брата в верховные жрецы "Сина, обитающего в X.".

Набонид (см.) также восстановлял Эхульхуль, храм Сина в X., "на камне Ассурбанипала", после его разрушения мидянами и скифами. С падением Вавилона X. Перешел во власть персов. Богатство и торговля X. Засвидетельствованы прор. Иезекиилем (XXVII, 23), Плинием ("N. H.", 12, 40), который упоминает между прочим о производстве в X. Благовоний, и Иосифом Флавием. При Александре Великом X. Принял македонский гарнизон (Dio Cass., 37, 5) и греко-македонских колонистов. При Диадохах область X. Превратилась в царство Осроэну. Основание Едессы 132 г. Создало X. Соперника. В борьбе римлян с парфянами и сассанидами X. Всегда стоял на стороне первых, как город эллинистической культуры. Его греческое название Карры (Κάρραι) неоднократно бывало связано с разными событиями римской истории.

Здесь в 53 г. До Р. Хр. Разбит и убит Красс ("Carrhae Crassi clade nobiless", в 217 г. Убит Каракалла, в 296 — разбит Галерий. Город переходил из рук в руки, получал милости от римлян (сделан во II в. Римской колонией, граждане получили титул филоромеев, город — Аврелии и метрополии) и не раз подвергался карам от парфян и персов. Временно X. Был под властью Пальмиры (Одената). Диоклетиан, урегулировав снова границу империи, образовал две провинции. Осроэну и Месопотамию. Во время войны с Сапором II пожар опустошил X., и он надолго сошел с первенствующей роли, уступив место Едессе и Нисивии. Юлиан, во время персидск. Похода радушно принятый харранскими язычниками, гадает в их храмах и приносит человеческие жертвы. В византийское время X.

Также постоянно страдал от варварских нашествий (гуннское, 395 г.), персидских войн и переходил из рук в руки. Благосостояние его падало. Наконец, в 639 г., X. Попал в руки арабов. Христианство в X. Появилось поздно, распространялось туго и никогда не было сильным, как и в других местах древних культов. Город не имел епископа еще при I всел. Соборе. Первый епископ упоминается 361 г. Его преемник Вит, известный святостью жизни, подписался под постановлением константинопольского собора 381 г. Известный Ива едесский посвятил своего молодого, изнеженного брата Даниила в епископы X. Он был подкуплен язычниками и подвергся низложению на разбойничьем соборе. В 546 г. В X. Был епископом монофизит Сергий. Яковиты одержали верх, после временного торжества сначала православия, потом несторианства в половине VIII в.

Но христианство никогда не играло видной роли в Х., равно как и иудейство. Вениамин Тудельский насчитывал здесь только 20 еврейских семейств. Настоящей религией X. Долго было язычество, сообщившее городу греческое имя Еллинополя, пережившее византийское владычество и представлявшее эллинизированную вавилонскую религию, причем образованные классы были проникнуты идеями неоплатонизма. В 830 г. При халифе Мамуне было открыто на них гонение. Тогда они основали, для подкупа чиновников, особую кассу "на случай беды" и прикрылись освященным кораном именем сабиев, под которым и известны в истории. Вообще, долго оставаясь убежденными язычниками, жители X. По внешности скоро ассимилировались с арабами и даже стали принимать их имена.

Арабские писатели часто повествуют о храмах и культах X. Главный из них, в честь божества Луны, лежал в вост. Части города. Он был укреплен, в крипте были идолы, которых не ставили на виду из боязни мусульман. Он существовал до XIII в., когда был разрушен татарами. Другой храм месяца был в зап. Части. Сюда были богомолья 20-го нисана (апрель) в ожидании из Индии "идола бога воды". В окрестностях X. Были храмы "Гермеса" (планеты Меркурия, может быть — того же Сина) и Баалаты (Венеры). Сюда были тоже пилигримства и процессии. Культ пользовался терпимостью и отправлялся торжественно. Ежегодно 30-го декабря жрец с храмовой кафедры в девять ступеней возглашал молитву о благоденствии общины и разрушении церквей и мечетей, выстроенных на священных для сабиев местах.

Для успокоения магометан они еще называли свою религию Ноевой, или Авраамовой, а свои священные книги — сифовыми и еноховыми, пользуясь ходячим сопоставлением лунных божеств с Гермесом Трисмегистом, а последнего — с Сифом и Енохом. Во главе общины стоял верховный жрец. Списки этих жрецов сохранились у араб. Писателя Эн-Недима. Во 2-й половине IX в. В X. Произошел раскол. Ученый Табит-Бен-Коррах, известный и в Европе многочисленными философскими и богословскими сочинениями и переводами с греческого, разошелся в догматических вопросах с общиной и был отлучен верховным жрецом. Удалившись в Багдад, он основал там новую общину сабиев, которая скоро затмила X. Многие ученые багдадские сабии были известны при дворе халифов.

К Χ в. Прекращается в X. Верховное жречество, а с конца XI в. Теряются следы харранских сабиев. По свидетельству Абу-эль-Азиза, они совершенно вымерли к XII в. Едва ли можно думать о прекращении секты путем пропаганды. Сабии, даже их ученые и поэты, были упорными язычниками не по упрямству, а по глубокому убеждению, так как, несмотря на суеверные обычаи и культ, требовавший человеческих жертвоприношений, их религия соединяла в себе лучшие идеи арамейско-вавилонского греч. Язычества, очищенного неоплатонизмом и не оставшегося без влияния христианства и ислама. Догматика различала между единым верховным божеством и его посредниками — духами, обитающими в планетах. Мораль была высока, нравственность была не ниже мусульманской.

Современная деревушка на Балихе заключает в себе кое-какие следы прошлого — фундамент стен, давший возможность Захау составить план др. Города, развалины базилики и мечети. Местность населена бедуинами, которые показывают колодезь Ревекки.См. Chwolson, "Die Ssabier und der Ssabismus" (I — II, СПб., 1856). Mez, "Gesch. D. Stadt Harran" (Страссб., 1892). Sachau, "Reise in Syrien und Mesopotamien" (Лпц., 1883). Ainsworth, "Haran in Mesopotamia" ("Proceedings of the Soc. Bibl. Archeol.", XIII).Б. Т..

Значения в других словарях
Харпут

Гл. Г. Мутессарифлика Мамурет-юль-Азиз в Курдистане, в Азиатской Турции, расположен в 30 км к ССВ от истоков Тигра и в 8 км на Ю от р. Мурад-су, южного главного рукава Евфрата, на плоской возвышенности, на которой разводятся прекрасные виноградники, процветает льняная и хлопчатниковая культура. Населения в городе от 30 до 35 тыс. Чел. Есть американская миссионерская станция, старинная церковь и монастырь яковитов с замечательными рукописями библии.. ..

Харрадор

(Ghasmorhynchus nudicollis) — испанское название птицы колокольчика. См. Котинги.. ..

Харри

Или Гарри, или Гаррис — о-ва Эстляндской губ., см. Гаррис.. ..

Харрис

(Moses Harris) — английский энтомолог и гравер на меди, родился в 1734 г., ум. В конце XVIII стол. Его работы мало известны и представляют библиографическую редкость. X. Гравировал не только многочисленные таблицы собственных сочинений, но и рисунки сочинений других авторов, между прочим, и известного энтомолога Дрюри. X. Издал. "The Aurelian, or Natural History Of English Insects etc." (Л., 1766, с 41 раскр. Табл.). "The English Lepidoptera" (Л., 1775). "An Exposition of English Insects" (Л., 1..

Дополнительный поиск Харран Харран

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Харран" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Харран, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 6 символа