Эгоизм

170

Этот термин может иметь два не вполне совпадающие значения. 1) эгоизм в смысле теоретическом (то же, что солипсизм, см.) — точка зрения, признающая реальность сознания других людей, помимо сознания познающего субъекта, или несуществующей, или научно недоказуемой. Есть догматический и критический солипсизм. Начало догматическому солипсизму положил Декарт ("Princ. Phil.", I, 4. "Medit", I). Такие же мысли встречаются у Мальбранша и Фенелона. Последний говорит. "Не только все эти тела, которые, как мне кажется, я воспринимаю, но, сверх того, и все духи, которые, как мне кажется, находятся в общении со мною. Могут вовсе не быть реальными, быть чистейшею иллюзией, которая всецело совершается лишь во мне. Быть может, и единственное существо в мире ("De l'exist.

De Dieu", стр. 119). Термин "эгоист", в смысле теоретического солипсиста, впервые, по-видимому, употреблен Вольфом. В философии XIX в. Термин "эгоизм" в смысле теоретическом заменяется словом "солипсизм", слову же "эгоист" придается исключительно моральное значение. Начало критическому солипсизму положено Кантом. В его "Метафизике" есть следующее замечательное место. "Тот, кто утверждает, что нет никакого существа, кроме него, есть метафизический эгоист. Эгоиста такого рода нельзя опровергнуть доказательством на том основании, что он не позволяет заключать от действия к причине. Феномены могут даже иметь в основании многие другие причины, которые производят подобные действия. Возможность двух причин, вызывающих то же действие, препятствует доказать метафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь существовало, кроме них".

Кант хочет этим сказать, что проявления чужой одушевленности могут без логического противоречия быть истолковываемы эгоистом как закономерный результат движений, выполняемых мертвым автоматом природы. К теоретическому солипсизму в XIX в. Близко подходят Фихте и Шопенгауэр, хотя последний и замечает, что эта точка зрения принимается всерьез "только в сумасшедшем доме". В новейшее время критический солипсизм признается неопровержимым, с научной точки зрения, многими (Вундт, Фолькельт, Кауфман и др.). Его прямыми сторонниками являются Шуберт-Зольдерн и Александр Введенский ("О пределах и признаках одушевления", 1892). 2) Эгоизм моральный, или практический, есть такой взгляд на человеческое поведение, по которому единственным мотивом человеческих действий является удовлетворение личных потребностей, т.

Е. Стремление к личному благополучию. Однако такое широкое определение морального эгоизма, охватывающее учения софистов, циников, киренаиков, эпикурейцев, Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, М. Штирнера, Бентама, Джона Ст. Милля, Мейнонга и Шуберта-Зольдерна, не исключает глубоких различий в развитии этого общего положения. Поэтому моральный эгоизм может или провозглашать основной пружиной поведения удовлетворение грубых личных чувственных потребностей (Ламеттри), или удовлетворение тонких личных потребностей, в состав которых может входить и удовлетворение потребностей других вследствие совпадения личных выгод с общественными (Бентам), или в силу желания избежать неприятности, причиняемой видом чужого страдания (Гельвеций), или в силу удовольствия, получаемого из сознания превосходства над страждущим, которому сочувствуешь и помогаешь (Руссо), или в силу того, что, живя от рождения в общественной среде, мы привыкаем поступаться собственными интересами ради чужих и последние образуют с первыми такую неразрывную ассоциацию, что входят в мотивацию наших поступков (Джон Милль), или в силу того, что эта привычка фиксировалась в нас путем эволюции и стала унаследованным предрасположением (Спенсер) и т.

Д. Поэтому сторонник эгоистической мотивации человеческих действий может вовсе не быть защитником узкоэгоистической морали. Достаточно вспомнить Гюйо и Фейербаха. Теоретический Э. Не связан необходимо с моральным в узком смысле слова. Примером этого может служить Шуберт-Зольдерн. Шуберт-Зольдерн считает чужие состояния сознания данными мне лишь в качестве моих. С другой стороны, он говорит. "я не знаю никакого другого конечного мотива, как удовольствие". "В корне ошибочно говорить. Мне доставляет удовольствие чужое удовольствие, ибо это чужое удовольствие, поскольку оно вообще может иметь значение, есть мое удовольствие, и это положение следовало бы выразить так. Мне доставляет удовольствие мое собственное удовольствие, что было бы или плеоназмом, или абсурдом.

Совершенно ошибочно также, когда социальный Э. Рассматривает чужое удовольствие как нечто такое, что возбуждает во мне удовольствие и через это впервые получает для меня ценность, ибо чужое удовольствие есть непосредственно мое удовольствие и имеет непосредственную ценность, а не впервые в качестве возбудителя удовольствия. Поэтому альтруизм по своей ценности не зависит от Э., но совершенно однороден с ним и координирован. Они оба замкнуты в общем единстве сознания, во всеохватывающем "я". Вся разница здесь лишь в наличности промежуточных звуков и движений. Без "ты" не было бы и эмпирического "я", без твоих страданий не было бы и моих. Нравствен тот, кто понял, что чужие радости — его радости, чужие страдания — его страдания.

Безнравствен — кто недостаточно познал чужие чувства и признал их своими". Зиммель в своей критике книги Шуберта-Зольдерна "Crundlagen einer Ethik" указывает в вышеприведенном рассуждении 2 quaternio terminorum. I) А) всякое чувство благополучия, какое только во мне имеется, по своей природе равнозначно всякому другому, какое и испытываю. В) Счастье других существует лишь во мне, ибо оно может иметь ко мне отношение лишь как мое представление. С) Следовательно, счастье другого непосредственно есть также мое счастье, и между ними нет никакой противоположности природы и ценности. Здесь в меньшей посылке "я" понимается в смысле сверхиндивидуальном. II) А) Всякое чувство удовольствия, какое я представляю, действует, мотивируя мое поведение.

В) Твое удовольствие, представляемое мной, существует лишь как мое представление. С) Твое удовольствие есть мотив моего поведения. Здесь в большой посылке разумеется настоящее удовольствие, а в меньшей — не непременно таковое, но и холодная мысль. Наконец, по Шуберту-Зольдерну выходит, что чем лучше знаешь, тем больше способен любить человека, что крайне сомнительно. Альтруизм — понятие, противоположное эгоизму. Ог. Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Понятие альтруизма охватывает чувства сострадания, сорадования и деятельной любви. До Конта альтруизм называли чувством симпатии (Кэмберленд, Шэфтсбюри, Гутчесон, А. Смит, Руссо). Конт не выводит альтруизм из полового чувства, как Руссо, Фейербах, Литтре и Гюйо, но считает его первичным инстинктом, рядом с Э.

См. Иодль, "История этики". Eisler, "Wörterbuch der philosophischen Begriffe" (ст. Egoismus, 1899). Гюйо, "Мораль Эпикура" и "Современная английская мораль". Simmel, "Einleitung in die Moralwissenschaften" (1896). Schubert-Soldern, "Grundlagen einer Ethik" (1887). Sidgwick, "Methods of Ethics". Cp. Этика.И. Лапшин..

Значения в других словарях
Эгмонт-Маунт

(Egmont Mount или Taranaki) — угасший трахитовый вулкан в 2520 м высотой, на северном острове Новой Зеландии, в провинции Таранаки, к востоку от мыса Э., одна из самых красивых и правильных по форме конусообразных гор. Его верхняя часть (500 м) покрыта вечными снегами. Кук увидел его в первый раз 13 января 1770 г. И дал ему название в честь графа Эгмонта.. ..

Эгморт

(Aigues-Mortes, лат. Aquae mortuae) — город во французском дпт. Гард, расположен среди солончаковой, болотистой местности у северной оконечности оз.Этанде-ла-Вилль, в 6—7 км от Средиземного моря. С гаванью, рыбачьим селением и морскими купаньями Гро-дю-Руа Э. Соединяется каналом Гранд-Робин (6200 м дл., 30 м ширины и 3 м глубины). 4000 жителей, занимающихся рыболовством и торговлей солью, добываемой в окрестностях. Солеварни в Пеккэ соединяются с Э. Каналом Буржиду. Соли добывается ежегодно на 1..

Эгоспотамос

(Αϊγός ποταμός, лат. Aigos potamos = Козья река) — городок и река на восточном берегу Фракийского Херсонеса. В 405 г. Афиняне потерпели при устье Э. От спартанского полководца Дизандра полное поражение, решившее исход Пелопонесской войны.. ..

Эгрефейль

(Шарль d'Aigrefeuille) — французский писатель XVIII в., каноник в Монпелье, автор обширной "Histoire civile et eccl é siastique de Montpellier" (1737 и 1739).. ..

Дополнительный поиск Эгоизм Эгоизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эгоизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эгоизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 6 символа